Международные территории опережающего развития в РФ: трансграничные выгоды - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.09.2024 |

Международные территории опережающего развития в РФ: трансграничные выгоды

Восточный экономический форум-2024, состоявшийся в первой декаде сентября во Владивостоке, обозначил новое направление внешеэкономической политики России в отношении дружественных стран, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Владимир Путин в своем выступлении на форуме сообщил, что в Приморском крае будет создана «первая международная территория опережающего развития (МТОР)». Президентом уточнено, что «интерес к ней уже проявляют Китай и Белоруссия».

Речь идет о специальной зоне-территории с максимально благоприятными условиями для иностранных инвестиций, экспорта/реэкспорта товаров и услуг, как и для международного грузового транзита. Она будет устроена предположительно вблизи порта Находка или на стыке границ РФ, КНР и КНДР, где уже более 10 лет действует трансграничная свободная экономическая зона «Туманган».

Границы СЭЗ «Туманган» (обозначены синим треугольником)

Известно, что в дальнейшем будут создаваться международные ТОРы в других регионах Дальнего Востока и в приграничных с КНР и Монголией регионах Восточной Сибири. Первичный стимулирующий фактор в этой сфере, как отмечалось на ВЭФ-2024, – более активное развитие с 2022-23 гг. экономических взаимосвязей с дружественными странами АТР и грузового транзита тех же стран через Россию. По имеющейся информации, объемы товарных поставок из этих стран в Восточную Сибирь и на Дальний Восток РФ за 2022-23 годы, включая реэкспорт из других стран через АТР, увеличились примерно на треть. Встречные поставки из этих регионов РФ в те же страны возросли почти на столько же.

В российских поставках преобладают сырьевые товары и продукты неглубокой переработки сырья, в то время как поставки из тех стран – это в основном разнообразные промышленные товары, комплектующие, смежная продукция. Соответственно, важнейшая задача в рамках создания международных ТОРов в означенных российских регионах – индустриализация их экономики и, соответственно, экспорта.

Заметим в этой связи, что речь идет о взаимопоставках в первую очередь с Китаем и Вьетнамом, Таиландом и Индонезией, Малайзией и автономным от КНР Гонконгом. То есть со странами (территориями), наиболее промышленно развитыми и сориентированными на экспорт инвестиций.

Параллельно растет интерес тех же стран (территорий) к использованию транзитной инфраструктуры упомянутых регионов РФ. Дополнительный импульс к формированию там международных ТОРов – планируемое создание зон свободной торговли (ЗСТ) РФ-ЕАЭС с Индонезией, Монголией и Таиландом к 2025-26 годам. В дополнение к действующей с 2016 года ЗСТ с Вьетнамом.

Аналоги планируемых в РФ международных ТОРов издавна функционируют во многих странах, в том числе в АТР. Например, в КНР таковых в свыше 10, здесь наибольшее в мире число таких территорий. Во Вьетнаме их 6 (в основном в приморских районах этих стран), в КНДР – 4 (вблизи границ с РФ, КНР и Южной Кореей). В Малайзии это прибрежный район транснационального бизнеса Лабуан на востоке страны (остров Борнео), ряд территориально меньших районов на западе страны (Малайя) и вблизи Сингапура. В Индонези аналогичные зоны на всех крупных островах. В Таиланде такого рода зоны вблизи границ с Малайзией, Лаосом, вблизи столицы (Бангкока). А, к примеру, в миниатюрном Брунее именно в аналогичной зоне на западе страны были созданы в 70-90-х крупные мощности по производству-экспорту сжиженного природного газа (на базе местного газосырья).

Наиболее крупные специальные международные экономические зоны в КНР

Главным образом это специальные/особые экономическое зоны, многие из которых имеют экстерриториальный статус. За последние 40 лет именно через эти зоны-районы, по оценкам региональных экономических комиссий ООН, в данные страны поступило от трети до 70% зарубежных капиталовложений в промышленность, энергетику, транспортную инфраструктуру (в целом).

Что касается нормативно-правовой базы международных ТОРов в России, к настоящему времени она сформирована, по имеющимся оценкам, примерно наполовину. По информации (16 сентября с. г.) Ирины Яровой, зампредседателя Госдумы РФ, «в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона (внесён правительством РФ в декабре 2023 г. – Ред.) по созданию международных территорий опережающего развития». Губернаторы дальневосточных регионов, руководители Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, юстиции, финансов, экономического развития, промышленности и торговли «приглашены на рабочее совещание по вопросу подготовки законопроекта ко второму чтению». Инициатива президента РФ, как уточнила И. Яровая, предусматривает «законодательное решение, создающее реальные условия для выгодного прихода к нам иностранных партнеров. То есть условия для иностранных инвесторов (в международных ТОРах в РФ. – Ред.) должны быть лучше, чем те, что сегодня предлагаются им в зарубежных странах». В то же время зампред Госдумы отметила, что в имеющемся проекте данного закона имеется некоторая межведомственная несогласованность.

В упомянутом законопроекте отмечено, что рекомендуемая площадь МТОР - не более 20 кв. км: этого достаточно, чтобы разместить на ней 10-20 промышленных комплексов. Заметим, что площадь аналогов таких ТОРов в вышеупомянутых странах, как правило, не ниже 70 кв. км.

Также отмечается, что для МТОР возможно введение, например, такой преференции, как свободная таможенная зона: это означает, что ввозимые-вывозимые товары, услуги и поступающие-вывозимые инвестиции освобождаются от основных таможенных процедур, то есть подлежат только регистрации (по аналогии с большинством аналогов в упомянутых странах АТР). Правительство России может передать функции по управлению МТОР Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики или ее «дочке».

А резидентом МТОР может стать не только российское юрлицо. Не ограничивается участие в статусе резидентов и иностранных юридических и физлиц. Чтобы получить господдержку, резидент должен инвестировать в международную ТОР не менее 500 млн руб. для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Но фиксированная, по крайней мере, данная сумма представляется обоснованной при стабильном валютном курсе рубля. В связи с чем могли бы вводиться специальные валютные курсы для таких территорий, что практикуется для большинства аналогов МТОР в упомянутых странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Предлагаются также длительное (минимум 10-летнее) освобождение резидентов от налога на прибыль; минимизация или освобождение от арендной платы за землю, включая недвижимость; ограничение публичной информации об инвесторах и экспортерах-импортерах (в том числе для предотвращения зарубежных санкций).

Словом, формирование международных территорий опережающего развития не может не учитывать многолетний опыт дружественных стран в создании аналогичных территорий-зон. В то же время уже сама подготовка создания МТОРов в дальневосточно-восточносибирском регионе России подтверждает, что в дружественных РФ странах Азиатско-Тихоокеанского региона, как в самой России, востребована качественно новая форма обоюдного инвестиционного и в целом экономического партнерства.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
267
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика