Восточный экономический форум-2024, состоявшийся в первой декаде сентября во Владивостоке, обозначил новое направление внешеэкономической политики России в отношении дружественных стран, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Владимир Путин в своем выступлении на форуме сообщил, что в Приморском крае будет создана «первая международная территория опережающего развития (МТОР)». Президентом уточнено, что «интерес к ней уже проявляют Китай и Белоруссия».
Речь идет о специальной зоне-территории с максимально благоприятными условиями для иностранных инвестиций, экспорта/реэкспорта товаров и услуг, как и для международного грузового транзита. Она будет устроена предположительно вблизи порта Находка или на стыке границ РФ, КНР и КНДР, где уже более 10 лет действует трансграничная свободная экономическая зона «Туманган».
Границы СЭЗ «Туманган» (обозначены синим треугольником)
Известно, что в дальнейшем будут создаваться международные ТОРы в других регионах Дальнего Востока и в приграничных с КНР и Монголией регионах Восточной Сибири. Первичный стимулирующий фактор в этой сфере, как отмечалось на ВЭФ-2024, – более активное развитие с 2022-23 гг. экономических взаимосвязей с дружественными странами АТР и грузового транзита тех же стран через Россию. По имеющейся информации, объемы товарных поставок из этих стран в Восточную Сибирь и на Дальний Восток РФ за 2022-23 годы, включая реэкспорт из других стран через АТР, увеличились примерно на треть. Встречные поставки из этих регионов РФ в те же страны возросли почти на столько же.
В российских поставках преобладают сырьевые товары и продукты неглубокой переработки сырья, в то время как поставки из тех стран – это в основном разнообразные промышленные товары, комплектующие, смежная продукция. Соответственно, важнейшая задача в рамках создания международных ТОРов в означенных российских регионах – индустриализация их экономики и, соответственно, экспорта.
Заметим в этой связи, что речь идет о взаимопоставках в первую очередь с Китаем и Вьетнамом, Таиландом и Индонезией, Малайзией и автономным от КНР Гонконгом. То есть со странами (территориями), наиболее промышленно развитыми и сориентированными на экспорт инвестиций.
Параллельно растет интерес тех же стран (территорий) к использованию транзитной инфраструктуры упомянутых регионов РФ. Дополнительный импульс к формированию там международных ТОРов – планируемое создание зон свободной торговли (ЗСТ) РФ-ЕАЭС с Индонезией, Монголией и Таиландом к 2025-26 годам. В дополнение к действующей с 2016 года ЗСТ с Вьетнамом.
Аналоги планируемых в РФ международных ТОРов издавна функционируют во многих странах, в том числе в АТР. Например, в КНР таковых в свыше 10, здесь наибольшее в мире число таких территорий. Во Вьетнаме их 6 (в основном в приморских районах этих стран), в КНДР – 4 (вблизи границ с РФ, КНР и Южной Кореей). В Малайзии это прибрежный район транснационального бизнеса Лабуан на востоке страны (остров Борнео), ряд территориально меньших районов на западе страны (Малайя) и вблизи Сингапура. В Индонези аналогичные зоны на всех крупных островах. В Таиланде такого рода зоны вблизи границ с Малайзией, Лаосом, вблизи столицы (Бангкока). А, к примеру, в миниатюрном Брунее именно в аналогичной зоне на западе страны были созданы в 70-90-х крупные мощности по производству-экспорту сжиженного природного газа (на базе местного газосырья).
Наиболее крупные специальные международные экономические зоны в КНР
Главным образом это специальные/особые экономическое зоны, многие из которых имеют экстерриториальный статус. За последние 40 лет именно через эти зоны-районы, по оценкам региональных экономических комиссий ООН, в данные страны поступило от трети до 70% зарубежных капиталовложений в промышленность, энергетику, транспортную инфраструктуру (в целом).
Что касается нормативно-правовой базы международных ТОРов в России, к настоящему времени она сформирована, по имеющимся оценкам, примерно наполовину. По информации (16 сентября с. г.) Ирины Яровой, зампредседателя Госдумы РФ, «в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона (внесён правительством РФ в декабре 2023 г. – Ред.) по созданию международных территорий опережающего развития». Губернаторы дальневосточных регионов, руководители Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, юстиции, финансов, экономического развития, промышленности и торговли «приглашены на рабочее совещание по вопросу подготовки законопроекта ко второму чтению». Инициатива президента РФ, как уточнила И. Яровая, предусматривает «законодательное решение, создающее реальные условия для выгодного прихода к нам иностранных партнеров. То есть условия для иностранных инвесторов (в международных ТОРах в РФ. – Ред.) должны быть лучше, чем те, что сегодня предлагаются им в зарубежных странах». В то же время зампред Госдумы отметила, что в имеющемся проекте данного закона имеется некоторая межведомственная несогласованность.
В упомянутом законопроекте отмечено, что рекомендуемая площадь МТОР - не более 20 кв. км: этого достаточно, чтобы разместить на ней 10-20 промышленных комплексов. Заметим, что площадь аналогов таких ТОРов в вышеупомянутых странах, как правило, не ниже 70 кв. км.
Также отмечается, что для МТОР возможно введение, например, такой преференции, как свободная таможенная зона: это означает, что ввозимые-вывозимые товары, услуги и поступающие-вывозимые инвестиции освобождаются от основных таможенных процедур, то есть подлежат только регистрации (по аналогии с большинством аналогов в упомянутых странах АТР). Правительство России может передать функции по управлению МТОР Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики или ее «дочке».
А резидентом МТОР может стать не только российское юрлицо. Не ограничивается участие в статусе резидентов и иностранных юридических и физлиц. Чтобы получить господдержку, резидент должен инвестировать в международную ТОР не менее 500 млн руб. для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Но фиксированная, по крайней мере, данная сумма представляется обоснованной при стабильном валютном курсе рубля. В связи с чем могли бы вводиться специальные валютные курсы для таких территорий, что практикуется для большинства аналогов МТОР в упомянутых странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
Предлагаются также длительное (минимум 10-летнее) освобождение резидентов от налога на прибыль; минимизация или освобождение от арендной платы за землю, включая недвижимость; ограничение публичной информации об инвесторах и экспортерах-импортерах (в том числе для предотвращения зарубежных санкций).
Словом, формирование международных территорий опережающего развития не может не учитывать многолетний опыт дружественных стран в создании аналогичных территорий-зон. В то же время уже сама подготовка создания МТОРов в дальневосточно-восточносибирском регионе России подтверждает, что в дружественных РФ странах Азиатско-Тихоокеанского региона, как в самой России, востребована качественно новая форма обоюдного инвестиционного и в целом экономического партнерства.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram