Сможет ли Германия усилить позиции в Узбекистане за счет трудовой миграции? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.09.2024 |

Сможет ли Германия усилить позиции в Узбекистане за счет трудовой миграции?

В ходе визита канцлера Германии Олафа Шольца в Узбекистан 15 сентября было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере миграции, предусматривающее отправку в ФРГ трудовых мигрантов. Однако Ташкенту рассчитывать на то, что германский рынок труда сможет заменить для Узбекистана российский, пока не стоит.

Сам факт подписания этого соглашения под названием «Межправительственное соглашение о всестороннем партнерстве в сфере миграции и мобильности» для экспертов оказался довольно неожиданным хотя бы потому, что Германия от Узбекистана далеко, миграционных проблем у нее и так хватает, а попытка решить проблему нехватки рабочей силы за счет узбекских мигрантов упирается в необходимость их подготовки. Тем не менее подписание соглашения о миграции состоялось, и, более того, в списке подписанных по итогам визита документов оно фигурирует на первом месте. Причем комментарии Ташкента и Берлина по поводу его подписания свидетельствуют об определенных надеждах, возлагаемых на договор.

Отчасти ответ на вопрос о причинах заключения этого соглашения дает информация немецкого агентства DPA, пояснившего, что Германию интересует в основном въезд квалифицированных рабочих и, прежде всего, в сфере здравоохранения. То есть ФРГ, по сути, заинтересовано в «импорте» низового медицинского персонала – медсестер, сиделок и т. п., которого всегда не хватает по причине того, что популярностью у коренного населения эта работа не пользуется. Между тем старение коренного населения ФРГ ведет к тому, что потребности в таком персонале постоянно растут. В итоге кабинет Шольца решил убить сразу двух зайцев: решить проблемы с дефицитом медперсонала за счет Узбекистана и одновременно использовал этот шаг для повышения своего влияния в регионе.

В коммюнике по итогам переговоров отмечается необходимость разработки профильными ведомствами дорожной карты по подготовке востребованных в Германии узбекских специалистов. Для этого стороны планируют расширить сотрудничество в сфере высшего образования. Более того, в Самарканде летом уже открылась совместная Узбекистанско-германская международная высшая школа международных медицинских наук имени Авиценны и Генриха Шиппергеса, которая и будет готовить востребованных в ФРГ специалистов. Обучение включает двухмесячный курс по немецкому языку и трехлетнее профессиональное обучение медицинским специальностям, что соответствует подготовке среднего медперсонала. С 2026 г. планируется переход на двухуровневую систему – бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Выпускники школы получат возможность работать в Германии и странах ЕС.

Проект по диверсификации зарубежных рынков труда и отправке мигрантов в Германию и другие государства ЕС узбекистанские власти прорабатывают уже давно. Делается это для ослабления зависимости от российского рынка, которая в настоящее время считается в Ташкенте слишком значительной. Так, в феврале этого года президент РУз Шавкат Мирзиёев на совещании по вопросам социально-экономического развития Андижанской области поручил подготовить 1 тыс. медсестер для работы в Германии. Помимо этого, для отправки за рубеж, по его словам, необходимо обучить языку и специальности еще 5 тыс. молодых людей, которые востребованы на рынках Германии, Канады, Южной Кореи и Японии. Для этого профильным ведомствам было поручено компенсировать до половины стоимости обучения молодежи, получившей сертификат по иностранному языку и ввести субсидии для частных учебных центров, специализирующихся на немецком и французском языках.

Программа привлечения узбекского медперсонала для работы в Германии была разработана несколько лет тому назад и зафиксирована в соглашении о сотрудничестве между Агентством по внешней трудовой миграции и швейцарской организацией Globogate Recruiting GmbH. При этом к тем, кто отправится работать в Германию, предъявляются жесткие требования: возраст – не старше 39 лет, два года непрерывного стажа в сфере медицины, среднее специальное или высшее медицинское образование, а также умение ухаживать за пациентами. Кроме того, необходимо хорошее знание немецкого языка, для чего требуется посещать 10-месячные курсы в Ташкенте и успешно сдать экзамены в местном Гёте-институте. Очевидно, что таким критериям соответствуют далеко не все выпускники узбекистанских медучилищ и вузов.

Рассчитывать на большие объемы трудовой эмиграции при столь жестких требованиях не стоит, что отчасти подтверждают и сами узбекистанские власти. 17 сентября министр занятости и сокращения бедности РУз Бехзод Мусаев, комментируя в интервью телеканалу «Узбекистан 24» соглашение о трудовой миграции, сообщил, что в этом году в ФРГ отправятся 800 узбекистанских медсестёр, которые будут получать зарплату не менее 2200 евро. Причем 400 из них уже прибыли в Германию, а остальные сдают экзамены. Помимо медперсонала, Узбекистан, по его словам, договорился с германской железнодорожной компанией Deutsche Bahn о подготовке водителей автобусов и железных дорог. О численных параметрах этих договоренностей не сообщается. Но, учитывая жесткие требования к уровню подготовки и знанию немецкого языка, значительными они будут вряд ли.

При этом доступ на германский рынок труда Узбекистану открыли не просто так. В обмен он должен оказать содействие Берлину в репатриации на родину афганских беженцев, ситуация с которыми внутри Германии становится все более напряженной. По информации агентство DPA, соглашение предусматривает репатриацию на родину узбеков, которые не имеют права оставаться в ФРГ, а также содействие в отправке домой афганцев. В Германии сегодня проживают 13,7 тыс. узбеков, у части которых срок легального пребывания в стране уже истек.

Кроме того, накануне визита О. Шолца журнал Der Spiegel сообщал, что немецкие власти посредством миграционного соглашения с Узбекистаном планируют депортировать в Афганистан преступников, не вступая при этом в прямые контакты с «Талибаном». Переговоры об этом начались в конце мая, и узбекская сторона была к этому принципиально готова, рассчитывая в обмен на договоренности с талибами подписать миграционное соглашение.

Главный интерес Берлина в миграционном соглашении с Узбекистаном, по всей видимости, состоит вовсе не в импорте местной рабочей силы, которого в больших объемах и не планируется, а как раз в использовании его территории для репатриации ближневосточных мигрантов на родину. «Самый главный пакет – это, конечно же, беженцы Сирии и Афганистана, которые сейчас через Узбекистан будут прилетать чартерными рейсами, – подчеркнул в связи с этим главный редактор журнала «Берлинский телеграф» Александр Бойко в интервью информресурсу BFM.ru. – И второе: временные лагеря, по слухам, от 30 до 100 койко-мест будут готовы для того, чтобы их содержать в Узбекистане».

То есть Узбекистан возьмет на себя роль перевалочной базы, с помощью которой Германия планирует хотя бы отчасти ослабить внутри страны остроту миграционного вопроса, репатриируя беженцев на родину.

О том, что в массовом привлечении мигрантов Берлин вовсе не заинтересован, говорит ужесточение им миграционной политики, которое произошло одновременно с визитом Шольца в Центральную Азию. 16 сентября Германия ввела пограничный контроль и приступила к выборочным проверкам на пунктах пропуска, расположенных на границах с Францией, Люксембургом, Нидерландами, Бельгией и Данией (на границах в Польшей, Чехией, Австрией и Швейцарией такие проверки проводились и ранее). Решение об ужесточении пограничного режима было принято после нападения сирийца с ножом на участников городского фестиваля в западногерманском городе Золингене, в ходе которого было убито три человека и несколько ранено. Растущее общественное недовольство и поражение правящих партий на выборах в Восточной Германии и вынудило власти пойти на ужесточение миграционного режима.

В свете этих обстоятельств усилить свое влияние в Центральной Азии за счет организации трудовой иммиграции у Берлина получится вряд ли, и аналогом российского рынка труда Германия для Узбекистана не станет. В текущей ситуации она, скорее всего, сможет взять на себя роль европейской Южной Кореи, куда в первом полугодии этого года прибыли 5 тыс. узбекистанских трудовых мигрантов.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
99
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика