Под заверения о дружбе с Россией большинство стран постсоветского пространства в своих учебниках истории представляют её как колониальное государство, которое угнетало народы на присоединенных территориях. К такому выводу пришли исследователи Института научной информации по общественным наукам РАН.
Так, в казахстанских учебниках истории для 8-х классов Российскую империю описывают как страну, стремившуюся использовать Казахстан как платформу для своих военных и экономических интересов. В учебниках Азербайджана установление советской власти в стране называют «военным вторжением» при поддержке «предательских сил». В пособии по истории для учащихся академии МВД РУз указывается, что присоединение Средней Азии Российской империей принесло вред как национальной идентичности, так и экономике Узбекистана.
Вне поля зрения ученых РАН почему-то оказались учебники Армении, хотя и там дело обстоит не лучше. Как ранее сообщал «Ритм Евразии», в учебнике по истории для 8-го класса в главе с показательным названием «Насильственное присоединение Восточной Армении к России» в искажённом виде изложены события на Южном Кавказе конца XVIII – начала XIX вв. В частности, Туркманчайский мир, которым завершилась русско-персидская война 1826-1828 годов, назван «аннексией» Восточной Армении.
Что, кроме негативного отношения к России, могут сформировать у молодежи указанных стран такого рода действия фальсификаторов истории, сочиняющих учебники? Говоря напрямую, здесь не обошлось и без безусловной поддержки со стороны властей этих стран.