Что происходит с грузовыми потоками в ЕАЭС и при чем здесь Запад? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.09.2024 |

Что происходит с грузовыми потоками в ЕАЭС и при чем здесь Запад?

В современных условиях глобальной трансформации роль Евразийского экономического союза в дальнейшем развитии стран его участниц становится одной из ключевых. Белоруссия, Россия, Киргизия, Казахстан и, к сожалению, в меньшей степени Армения осознают необходимость сохранения тесного торгово-экономического, а также политического сотрудничества, от которого во многом зависит их будущее.

Одно из важнейших мест в развитии ЕАЭС играет его транспортно-логическая составляющая, позволяющая участникам объединения использовать ее не только для внутренней торговли, но и в качестве транзитных коридоров для товаров, следующих с севера на юг (и обратно) и с востока на запад (и обратно).

Необходимо напомнить, что сегодня в состав так называемого Евразийского транспортного каркаса входят пять ключевых международных транспортных коридоров (МТК): Северный, Центральный и Южный евразийские коридоры, МТК «ТРАСЕКА» и «Север – Юг» с различными ответвлениями и региональными маршрутами. Всего примерно 50 тыс. км с востока на запад и с севера на юг. По сути, это одна из транспортно-логистических основ всего континента, без которой торговля на евразийском пространстве вряд ли сможет функционировать в полном объеме.

Вместе тем в последние годы ситуация вокруг Евразийского транспортного каркаса начала существенным образом меняться, что связано в первую очередь с введением беспрецедентных санкций Запада против России и Белоруссии, а также стремлением США взять под свой контроль ряд маршрутов, связанных с транспортировкой грузов как в направлении РФ, так и в обход нее.

Происходящие события не могли не повлиять и на грузопотоки внутри ЕАЭС, что вылилось в постепенную их переориентацию на восток и юг и повлекло за собой изменение географии функционирования транспортной сети объединения. Согласно статистике, в 2023 году из 650 млн тонн всех международных грузов, следовавших по коридорам Евразийского транспортного каркаса, около 46% пришлось на Центральный и Северный коридоры, включая порты Дальневосточного бассейна. Еще 34% отправились в порты Азово-Черноморского бассейна, 15% были доставлены к морским гаваням Балтийского бассейна, а 3% пришлись на коридор «Север – Юг».

Причем на последний МТК сегодня возлагаются весьма большие надежды по перестройке всех евразийских маршрутов. По итогам прошлого года грузооборот в пунктах пропуска этого международного коридора уже вырос на 18%, а на морском транспорте он даже удвоился. В Евразийском банке развития прогнозируют, что к 2030 году грузопоток по коридору «Север – Юг» увеличится почти на 60% к уровню 2023 года и достигнет 30 млн тонн.

В то же время приходится констатировать, что ситуация в сфере перевозок грузов для каждой из стран ЕАЭС сегодня выглядит по-разному. В частности, для Армении последние годы складываются не самым удачным образом. Например, в 2023 году внутренний объем грузоперевозок сократился на 2,2%, причем железнодорожные упали более чем на 40% против роста на 12,3% в 2022 году. В итоге грузооборот сократился на 10%. В текущем году ситуация стала еще более удручающей. Согласно официальной статистике, общий объем грузоперевозок в Армении к августу составил почти 9 млн тонн, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,2%. При этом спад в железнодорожных перевозках оказался на уровне более 50%. Всего же грузооборот в республике за отчетный период составил порядка 2 646 млн тонн-км, уменьшившись на 9,3%. Конечно, Ереван заявляет о своем желании изменить ситуацию, однако последние действия правительства республики, направленные на осложнение отношений с Россией и переориентацию на Запад, заставляют многих аналитиков сомневаться в положительном исходе дел.

В Киргизии обстановка выглядит более оптимистичной. В 2023 году в республике общий объем перевозки грузов по всем видам транспорта достиг 51 млн тонн, что на 6,7 млн тонн больше, чем годом ранее. Причем большая часть грузов (41,2 млн тонн) была доставлена автомобильным транспортом, а на железнодорожную дорогу пришлось 9,3 млн тонн, что на 16,8% больше, чем годом ранее. Более того, в начале текущего года Киргизия даже стала лидером среди стран ЕАЭС по росту грузовых и пассажирских перевозок. Правда, уже ко второй половине года ситуация несколько изменилась, хотя показатели все же лучше, чем у Армении. Так, к августу грузооборот всех видов транспорта в республике составил около 1,613 млрд тонно-км, что на 3,6% больше, чем годом ранее. Правда, при этом объемы перевозок железной дорогой показали спад на 7%.

В Белоруссии ситуация также имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с введенными против республики санкциями. В 2023 году потоки через белорусский участок границы ЕАЭС предсказуемо снизились: грузовых транспортных средств было на 23,7% меньше, чем за 2022 год. При этом грузопотоки переориентировались на восток и уже к концу 2023 года по этому направлению отправилось в три раза больше грузов, чем через на запад. В текущем году тенденция остается аналогичной и, по информации Государственного таможенного комитета республики, к осени грузопоток на западном направлении снизился еще на 30%. Правда, в это же время стало известно, что объемы погрузок на Белорусской железной дороге выросли с начала этого года на 5% и уже превысили 50 млн тонн. В Минске не раз подчеркивали, что сумели спасти ситуацию только благодаря переориентации своих грузопотоков и всей транспортной структуры на Россию и страны азиатского пространства.

Достаточно оптимистично, согласно официальной статистике, обстоят дела в Казахстане. За последние три года грузовые перевозки республики продемонстрировали высокий рост, обновив исторический максимум. В частности, транзит грузов через территорию Казахстана в 2023 году вырос на 21% по сравнению с 2022 годом и составил 29 млн тонн. Общий же объем грузоперевозок за этот период увеличился на 3,9% до 895 млн тонн. Причем погрузка на сети железной дороги страны составила 257,3 млн тонн, что на 5 млн тонн больше, чем годом ранее. Правда, к середине текущего года ситуация показала менее впечатляющие результаты – грузооборот составил 244,3 млрд тонно-км, снизившись на 1,8%. Также наблюдается падение перевозок железнодорожным транспортом на 2,3%. Впрочем, в Астане связывают происходящее с сезонными колебаниями и рассчитывают, что к концу года ситуация изменится в лучшую сторону.

Конечно, центральное место в транспортных потоках ЕАЭС занимает Россия, где крайне заинтересованы наращивать грузооборот со своими партнерами по объединению, в том числе с целью преодоления санкций Запада. При этом следует признать, что российскому руководству пока удается неплохо справляться со сложившейся ситуацией, хотя она и далека от идеальной. Так, по итогам 2023 года грузооборот транспорта в РФ не удалось сохранить на прежнем уровне, но снижение оказалось минимальным (0,6%) – 5,5 трлн тонно-км. Причем на международные перевозки железной дорогой пришлось 551 млн тонн (рост на 2,6%), или треть от всего объема.

К концу лета текущего года общая ситуация в РФ изменилась, и суммарный объем перевозок грузов российским транспортом составил 5 млрд 23 млн тонн, что почти на 3,5% больше показателя аналогичного периода 2023 года. При этом, как и в большинстве стран ЕАЭС, перевозки железнодорожным транспортом показали отрицательную динамику – минус 3,45%. Примечательно, что в сентябре текущего года в РЖД отмечали, что за 2023 год объем грузоперевозок между странами ЕАЭС вырос до рекордной отметки в 73,5 млн тонн, из которых 42 млн пришлось на Казахстан и 29 млн – на Белоруссию. При этом отмечалось, что Россия продолжает вместе с партнерами по объединению формировать дополнительные маршруты и прорабатывать новые логистические решения.

 Необходимо признать, что за сухими цифрами статистики порой сложно увидеть всю суть происходящего, где переплетаются самые различные вопросы и интересы как глобальных, так и региональных игроков. С одной стороны, партнеры Белоруссии и России по ЕАЭС не видят ничего предосудительного, чтобы использовать ситуацию вокруг этих двух стран для реализации собственных целей, порой идя на необдуманные шаги по расширению сотрудничества, в том числе политического, со странами Запада. С другой – ЕС и США сегодня готовы поддержать любые транспортно-логистические проекты на евразийском пространстве, которые либо поставят транзитные потоки под их контроль, либо минимизируют участие России в общем грузопотоке на континенте.

Можно, например, вспомнить о том, что американское агентство по международному развитию USAID* в августе подписало соглашение с правительством Казахстана, согласно которому на таможенных постах республики были установлены новые компьютерные серверы для отслеживания проходящих через границу товаров. Формально это было обставлено, как модернизация таможенной инфраструктуры Казахстана, но на деле было сделано для того, чтобы Вашингтон смог контролировать соблюдение Астаной антироссийских санкций, а в последующем иметь влияние на прохождение любых грузов через казахстанскую границу.

       

С учетом того, что любое современное программное обеспечение и, соответственно, оборудование могут контролироваться из-за пределов стран, где они установлены, подобные действия казахстанских властей вызывают крайне много вопросов. Впрочем, как и иные действия нынешних партнеров Белоруссии и России по ЕАЭС, направленные на расширение сотрудничества со странами Запада в ущерб отношениям с Минском и Москвой.

Таким образом, следует признать, что ситуация с грузооборотом на территории ЕАЭС в целом связана с двумя главными факторами: санкциями в отношении Белоруссии и России, а также стремлением партнеров Минска и Москвы по союзу использовать ситуацию в своих интересах. Одновременно значительное влияние на происходящее оказывают ЕС и США, которые хотят нанести максимальный урон РФ, а также снизить ее влияние на страны региона.

В этих условиях для сохранения и роста грузопотоков как внутри ЕАЭС, так и за его пределы, странам пятерки необходимо выработать единую стратегию взаимодействия, а не стремиться решать существующие сегодня вопросы, исходя только из своих собственных интересов. Именно тогда появится возможность не с горечью наблюдать за происходящим, а с уверенностью смотреть в будущее.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
64
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика