Зачем нужен публичный реестр нелегальных мигрантов в России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.11.2024 |

Зачем нужен публичный реестр нелегальных мигрантов в России

МВД России анонсировало запуск с 5 марта 2025 года публичного реестра иностранцев, сроки пребывания в России которых закончились. В случае успешной реализации этот реестр может стать важным инструментом в борьбе с нелегальной иммиграцией, результативность которой до сих пор оставляла желать лучшего.

Общедоступная часть этого реестра будет опубликована на официальном сайте МВД, а доступ к нему будет предоставляться любому желающему по запросу. Сам реестр будет включать закрытую и публичную части. В закрытой будет размещена информация о наличии или отсутствии сведений об иностранце в реестре, сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, поле, а также серии и номере документа, удостоверяющего личность. В публичной части реестра будут отображаться только сведения о том, есть гражданин в реестре или же отсутствует. Обновляться публичная часть реестра будет в течение суток с момента внесения в нее сведений об иностранце, а историю обработанных сайтом запросов планируется хранить пять лет.

Появление публичной части реестра контролируемых лиц – следствие принятия закона о введении этого реестра, который был подписан президентом РФ В. Путиным 8 августа этого года. В соответствии с ним действующий с 25 июля 2002 года закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» дополнен статьей о «режиме высылки», предусматривающей ограничение прав и свобод нелегальных мигрантов, а также применение по отношению к ним мер государственного надзора. Режим высылки начинает действовать с момента включения информации об иностранце в реестр контролируемых лиц. Сведения об иностранцах должны вноситься в него на следующий день после окончания у них законного срока пребывания в России, определяемого длительностью временного пребывания, действия разрешения на временное проживание, вида на жительство или иных разрешительных документов.

В состав реестра вносится широкий набор сведений об иностранцах, позволяющих их идентифицировать: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, гражданство (подданство), сведения о документе, удостоверяющем личность, банковские реквизиты, место жительства или пребывания, дата включения и исключения из реестра, основания для попадания в него, сведения о трудовой деятельности, работодателе, обучении и т. п. На основе этих сведений можно будет создать обширную базу данных по нелегальным мигрантам, которая позволит не только контролировать их пребывание в России, но и изучать это явление. При этом информация о наличии иностранца в реестре по закону должна быть публичной и предоставляться бесплатно, поскольку считается официальным уведомлением об этом. Именно требование закона и является причиной появления публичного реестра.

Сам по себе реестр контролируемых лиц является инструментом ужесточения миграционной политики в отношении главным образом мигрантов из безвизовых стран СНГ. Ранее у МВД были весьма ограниченные способы контроля над теми иностранными гражданами, у которых истек срок законного пребывания на территории России. То есть мигрант любой из «безвизовых» стран СНГ, который по закону мог находиться в стране 90 дней на протяжении полугода без оформления разрешительных документов (трудового договора для граждан стран ЕАЭС или патента на право работы в РФ для жителей остальных стран СНГ), мог и далее находиться в России, перейдя в разряд нелегалов. Попасть в поле зрения силовиков он мог только в случае проверки (как правило, по месту работы) и последующего задержания. Однако для гарантированного выдворения требовалось поместить его в центр временного содержания иностранных граждан, вместимость которых ограничена. В противном случае такой мигрант  мог вновь раствориться на бесконечных просторах России.

Введение реестра контролируемых лиц позволит применять по отношению к нарушителям целый ряд санкций, включая запрет на госрегистрацию предприятий (юрлиц и индивидуальных предпринимателей), приобретение недвижимого имущества и транспортных средств, их постановку на госучет и регистрацию, а также пользование транспортными средствами и сдачу экзаменов на управление ими. Им будет запрещено открывать банковские счета и осуществлять банковские операции (кроме оплаты обязательных платежей и расходов на личные нужды в сумме не более 30 тыс. руб.), заключать браки, менять место жительства и пребывания, а также покидать пределы региона и муниципального образования, в которых они проживают, без разрешения органов МВД (кроме выезда за пределы РФ). Все эти ограничения применяются с даты внесения иностранца в реестр и действуют вплоть до его исключения из него.

Тем самым возможность вести прежний образ жизни у нелегальных мигрантов будет сильно ограничена. Фактически они потеряют возможность не только вести бизнес, но и осуществлять любые торговые операции и совершать покупки (вне пределов отведённого лимита). А запрет менять место жительства в границах муниципального образования без разрешения органов МВД позволит отслеживать их пребывание в стране и даже маршрут, по которому они должны покинуть территорию России (для этого планируется использовать данные геолокации).

В той последовательности, с которой власти приступили к ужесточению миграционной политики, есть своя закономерность. И она напрямую связана с необъявленной войной, которую против России ведет коалиция западных государств после начала СВО в феврале 2022 г. В ходе этого конфликта стало кристально ясно, что голубая мечта США и ЕС – расчленение России, для чего хороши все средства, включая стимулирование иммиграции из стран Средней Азии. Более того, эта иммиграция способна сыграть в дезинтеграции страны ключевую роль, вызвав изменение этнодемографического состава ее населения. «Параллельное общество», которое возникает в ходе этой иммиграции, представляет крайне удобный инструмент для воздействия на него со стороны западных государств и их разведок.

Переломным моментом в отношении к среднеазиатской иммиграции стал теракт в «Крокус Сити Холле», который заставил взглянуть на нее не только как на источник рабочей силы, но и как на фактор террористической опасности и внутренних угроз. Российские власти внезапно осознали, что наличие в стране нескольких миллионов трудовых мигрантов из Средней Азии, которые становятся объектом вербовки экстремистскими организациями, является крайне опасным. По словам директора ФСБ А. Бортникова, вербовщики исполнителей теракта в «Крокус Сити» были членами запрещенной в России организации «Вилаят Хорасан»* – афганского подразделения ИГИЛ*. При этом они «целенаправленно работали по таджикской диаспоре в России через интернет, физически находясь в Афганистане».

       

Еще интереснее то, что в лоббировании среднеазиатской иммиграции оказалась замешанной Британия, политика которой по отношению к России из всех западных стран является максимально недружественной. На днях российский телеграм-канал «Рыбарь» опубликовал данные, согласно которым британское посольство в Москве целенаправленно финансировало деятельность НКО, которые занимаются защитой прав мигрантов, борьбой с «ксенофобией» коренного населения и стимулированием иммиграции из азиатских стран СНГ в Россию. Под подозрение в лоббировании интересов мигрантов попала даже Международная организация по миграции, которая за последние полтора десятилетия профинансировала четыре программы по изучению и стимулированию миграции из Средней Азии в Россию.

В условиях военного противостояния западных стран с Россией на территории Украины стимулирование Британией среднеазиатской миграции может преследовать как тактические, так и стратегические цели. Первые из них могут заключаться в создании социальной базы для ведения подрывной деятельности против РФ. В этом отношении среднеазиатские диаспоры вполне могут сыграть роль экстремистов из числа палестинских арабов, справиться с террористической активностью которых Израиль не может с момента своего основания.

Стратегические цели являются долгосрочными и могут заключаться в изменении этнического состава населения России или ее отдельных регионов по модели самой Британии, в столице которой уже преобладает небританское население, или же Косово, отделившегося от Сербии под военным давлением Запада.

Внедрение публичного реестра контролируемых лиц в этой ситуации способно сыграть позитивную роль, и, поскольку введение визового режима пока выглядит проблематичным, может отчасти стабилизировать миграционную ситуацию.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1489
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика