Глобальные экономические и политические изменения на евразийском пространстве, ставшие следствием многолетней политики Запада в отношении России, оказали решающее влияние на процесс торговли между странами континента. В сложившейся обстановке многие государства были вынуждены активизировать деятельность по модернизации традиционных и созданию новых транспортно-логистических маршрутов. Активно в эту работу включились и российские регионы, в том числе и Астраханская область, власти которой задались целью превратить её в важнейший транспортный хаб на пути следования грузов по международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг».
Следует отметить, что Астраханская область находится в весьма выгодном географическом положении – на пересечение МТК «Север – Юг» и северной части китайской инициативы «Один пояс, один путь». За последние годы товаропоток через этот российский регион значительно возрос, в том числе и за счет активной работы местного руководства по модернизации портовых мощностей и созданию здесь свободных экономических зон. Так, в 2023 году суммарный грузооборот астраханских портов «Астрахань» и «Оля» достиг 4,5 млн тонн, став рекордным за последние десять лет.
Несмотря на то что основная часть товаропотока через Астраханскую область нацелена на Иран и далее в страны Персидского залива, в последнее время власти региона стали все больше задумываться над расширением связей с Азербайджаном, который видится им не только партнером в сфере транспортной логистики, но и конечным покупателем российской продукции.
Сотрудничество Астраханской области с Азербайджаном носит важный характер как в области транзита грузов по МТК «Север – Юг», так и с точки зрения развития внешней торговли не только самого региона, но и России в целом. Этому в том числе способствуют функционирующие в Астрахани и Баку деловые центры, которые организуют встречи деловых кругов, проводят различные выставки, конференции и пр. Причем развитие деловой активности между сторонами уже приносят свои результаты: Астраханская область в последние годы значительно нарастила поставки своей продукции на азербайджанский рынок, начиная от продуктов питания (в 2023 г. в Азербайджан впервые были отправлены 1,2 тыс. тонн астраханского картофеля) и заканчивая минеральным топливом. Однако наиболее перспективным направлением двустороннего сотрудничества сегодня по-прежнему остается сфера транспортной логистики.
На сегодняшний день в Астраханской области видят наибольшие перспективы в сотрудничестве с Азербайджаном в рамках МТК «Север – Юг». В связи с тем что регион находится сразу на двух ответвлениях данного международного транспортного коридора – Транскаспийском и Западном (связывает Астрахань с Азербайджаном, а затем и с Ираном) – через него уже проходят грузы из стран Центральной Азии, Ближнего Востока и Индии. Потому неудивительно, что астраханские власти делают все возможное, чтобы превратить свою область в один из основных транспортно-логистических хабов в регионе. Для этого не только ведется работа по модернизации всей транспортной инфраструктуры, но и расширяются отношения с Баку в самых различных направлениях.
Например, в мае 2024 года была подписана программа по развитию сотрудничества между российским регионом и правительством Азербайджана на 2024-2026 годы. Она предполагает совместную работу по развитию грузоперевозок через астраханские логистические хабы, а также участие во взаимных бизнес-миссиях, выставках, культурных, образовательных и даже спортивных мероприятиях.
В настоящее время на территории российского региона уже действует грузовой хаб, обслуживающий товаропоток из Азербайджана, Турции, Ирана, Пакистана и Индии. Он проходит через железнодорожную линию Астара (Иран) – Баку (Азербайджан) – Астрахань (Россия), по которой ежегодно перевозится около 100 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции. В 2024 году стало известно, что на данной линии Азербайджан рассматривает возможность запуска контейнерного поезда с использованием инфраструктуры астраханского терминала.
Причем стоит заметить, что такой проект не новинка. Еще в мае этого года правительство Ульяновской области распространило сообщение о том, что планируют начать поставки товаров через Баку в Астару, а также транзитные отправления в Ирак, Афганистан и другие страны. Уже в августе был утвержден маршрут прямого грузового блок-поезда Ульяновск – Баку – Астара, который будет перевозить продукцию аграрно-промышленного комплекса и деревообработки, а также промтовары в рамках более масштабного логистического проекта «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив». По этому коридору будет транспортироваться до 200 тыс. тонн экспортно-импортных грузов в год, а первый поезд должен отправиться в путь в самое ближайшее время.
Таким образом, очевидно, что запуск контейнерных поездов между РФ и Азербайджаном является важным вопросом не только одного региона. Особенно если учитывать, что стороны намерены резко увеличить объем грузоперевозок между странами с сегодняшних 4-4,5 млн тонн, и Астраханская область может сыграть в этом одну из важнейших ролей.
Необходимо напомнить, что одной из основ для запуска контейнерного поезда по маршруту Астрахань – Баку – Астара является наличие в Астраханской области крупного железнодорожного логистического хаба на станции Кутум, который уже успешно работает с рефрижераторными вагонами на перевозках в направлении Ирана, Турции и Индии. Нынешний потенциал этого транспортного узла – около 1 млн тонн грузов в год, что не является его пределом. Причем, как считают эксперты, проект нового контейнерного поезда, по сути, может стать заменой планов по запуску парома между Астраханской областью и Баку, так как из-за ряда проблем последний так и не был реализован. Более того, по этому маршруту будет выгодно перевозить импортные товары не только в саму Астраханскую область, но и в другие регионы России, что в перспективе повысит его популярность и привлечет новых партнеров.
Вместе с тем в проекте контейнерного поезда по маршруту Астрахань – Баку – Астара на сегодня есть ряд нерешенных вопросов. Главный из них – это обратная его загрузка. Если с товарами, которые будут идти в направлении Азербайджана, ситуация вполне ясна, то риск того, что назад вагоны будут идти незаполненными, крайне высок. Это связано в том числе с тем, что из-за санкций против Ирана некоторая продукция, например полимеры, руда, тяжелое оборудование и пр., не пропускается Азербайджаном, что уже приводит к тому, что около 90% всех вагонов возвращается на север пустыми. Поэтому при разработке проекта нового контейнерного поезда стороны вынуждены искать решение данного вопроса.
Для этого, в частности, ведутся переговоры со странами Персидского залива, Африки, а также Индией и другими азиатскими поставщиками товаров для обеспечения обратной загрузки на поставках в северном направлении. В случае успешного решения данной проблемы за счет привлечения к проекту новых партнеров и пользователей транспортного маршрута есть большая вероятность того, что его масштабы выйдут за рамки одного региона.
В целом же проект контейнерного поезда Астрахань – Баку – Астара в случае его запуска, несомненно, будет способствовать оптимизации логистических процессов и увеличению объемов грузоперевозок в регионе. Ожидается, что новый маршрут не только позволит сократить время доставки грузов, но и создаст новые условия для развития регионального бизнеса, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению экономики Азербайджана и Астраханской области, а с ней и России в целом.
Помимо этого, данный проект может стать еще одним инструментом для преодоления нынешних антироссийских санкций, благотворно влияя и на политические отношения РФ со странами Евразийского континента.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram