Проблема обеспечения биобезопасности с каждым днем становится все более актуальной. И если до пандемии COVID-19 большинство политиков, экспертов, да и ученых рассматривали перспективы применения биооружия скорее как конспирологическую теорию, нежели как реальную угрозу, то после 2020 года для многих стало очевидно, что использование против человечества выведенных в пробирках вирусов вполне возможно.
Несмотря на отсутствие официальных доказательств использования биологического оружия, возможно, потому что доказать этот факт, учитывая характер такого оружия, крайне сложно, многие страны мира пересмотрели свои подходы и к национальной политике по биобезопасности, и к международному сотрудничеству в данной сфере. Кыргызстан – в их числе.
* * *
«На государственном уровне в Кыргызстане принимаются меры реагирования на биологические вызовы и угрозы. Разработка законодательства в данной сфере является частью этого процесса. Ведется работа и на межгосударственном уровне, т. к. для эффективной реализации политики по биобезопасности необходима координация и конструктивное взаимодействие в рамках таких организаций как СНГ, ШОС, ОДКБ и т. д.», – отметил секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов.
Выступая в рамках круглого стола «Глобальные биологические угрозы: возможности Кыргызстана по обеспечению национальной и региональной биобезопасности», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо», он подчеркнул, что в настоящее время имеет место чрезвычайно высокая степень напряженности в мире, которая влечет за собой опасность распространения как известных, так и новых вызовов и угроз. Они связаны с применением оружия массового уничтожения неизбирательного действия, например биооружия. Т. е. геополитическая обстановка актуализирует вопросы обеспечения биобезопасности, «тем более с учетом заявлений ученых и политиков об ожидаемых в ближайшее время новых пандемиях».
Заседание круглого стола
Спикер обратил внимание, что сегодня в разных регионах мира все чаще происходят вспышки различных нетипичных заболеваний: «Например, украинские информагентства сообщают, что в последнее время в разных областях Украины медиками все чаще фиксируются случаи заболевания людей лихорадкой западного Нила. Все более очевидной становится проблема распространения оспы обезьян. Словом, с каждым днем в сфере биобезопасности нарастают все новые и новые угрозы. При этом есть четкое понимание, что определенные силы имеют намерение использовать научные достижения микробиологии отнюдь не во благо человечества».
В этой связи в последнее время вопросы биобезопасности заняли прочную позицию в повестке встреч секретарей Советов безопасности на уровне ЦА, ШОС, СНГ, а также ОДКБ, по линии которой уже три года действует Координационный совет по биобезопасности. Кроме того, Кыргызстан активно сотрудничает в этом направлении с Россией. В прошлом году между кабмином КР и правительством РФ был подписан меморандум о взаимопонимании в вопросах обеспечения биологической безопасности, а также соглашение о создании в КР совместного кыргызско-российского Научного центра исследований инфекционных заболеваний и современной лаборатории уровня BSL-3.
«Кыргызстану такая лаборатория необходима, чтобы мы могли вовремя реагировать на инфекционные вспышки, т. е. в случае необходимости на месте определять штаммы инфекционных заболеваний и оказывать противодействие их распространению. У нас нет намерений заниматься разработкой биооружия. Это запрещено резолюциями ООН. Но мы должны защищать наше население и обеспечивать биобезопасность», – добавил М. Иманкулов.
В Кыргызстане на данный момент нет эффективной системы контроля и мониторинга эпидемиологической ситуации, рассказал системный аналитик кандидат медицинских наук Бактыбек Саипбаев. Он поддержал мысль о том, что республике необходимы гражданские биолаборатории, которые будут контролировать природные очаги инфекций, а также отслеживать ситуацию по нетипичным заболеваниям: «Я очень жду, когда мы совместно с Россией построим Научный центр, где, как я думаю, будут также разрабатываться вакцины для профилактики и препараты для лечения опасных инфекций».
По словам аналитика, новая пандемия, которую прогнозируют многие специалисты, обязательно будет – ее возникновение обусловлено процессами глобализации: «Во-первых, это – рост миграционных потоков. Во-вторых, развитие туризма. В-третьих, расширение торговых отношений и, прежде всего, торговля продуктами питания. Это и появление новых штаммов инфекционных заболеваний, резистентных к антибиотикам. Я уже не говорю про международный экстремизм и биотерроризм».
В свою очередь директор Института развития общественных отношений стран ЦА Калдан Эрназарова отметила, что сегодня под биологическими угрозами все чаще подразумевается преднамеренное распространение выведенных искусственным путем вирусов, т. е. применение биологического оружия, каковым многие ученые считают и COVID-19. По ее словам, разработками в данной сфере отдельные страны занимаются не одно десятилетие. Есть информация, что военные микробиологи уже могут изготавливать генетически направленное оружие, способное массово уничтожать людей определенной генетической группы.
«Мы знаем, что такие разработки ведутся и в нашем регионе – в американских биолабораториях, – рассказала эксперт. – Эти объекты работают под прикрытием программ помощи развивающимся странам, но их цель – это разработка и испытание в реальных условиях биооружия, и ЦА по факту уже превратилась в испытательный полигон для биологических разработок Пентагона».
В этой связи она подчеркнула необходимость углублять взаимодействие в сфере биобезопасности, прежде всего, с Россией и другими союзниками по ОДКБ: «В 2025 году председательство в Организации переходит к нашей республике, и, на мой взгляд, для нас это хороший повод реализовать важные инициативы в сфере обеспечения биологической безопасности, учитывая, что Кыргызстан – единственная страна в ЦА, где нет лабораторий Пентагона».
Руководство Казахстана заявляет, что у них тоже нет американских военных лабораторий. В частности, в 2020 г. МИД Казахстана и президент страны заявили об отсутствии американских военных биологов в ЦРЛ Алматы. В то же время, как отметила спикер, на сайте американского министерства финансов в открытом доступе висит информация о том, что в бюджете DTRA на 2021 г. были заложены средства на взаимодействие с этой лабораторией: «Получается, Минфин США лукавит и намеренно подставляет руководство Казахстана, когда до сих пор в своих отчетах указывает, что ежегодно на реализацию биологических программ в РК тратится $1,5 млн»?
По словам К. Эрназаровой, необходимо разработать механизм, согласно которому страны ЦА, планирующие размещать на своей территории биолаборатории с участием третьих стран, прежде всего участниц блока НАТО, должны согласовывать такое строительство с соседями, учитывая трансграничность биологических угроз: «Я считаю, что Казахстан должен был провести консультации с нашей республикой, прежде чем строить центр по работе с особо опасными вирусами в Гвардейском – вблизи от границы Кыргызстана».
На вопрос о необходимости денонсировать соглашение с канадской стороной по «биологическому сотрудничеству» обратил внимание системный аналитик Мурат Мусабаев: «Когда мы озвучили данную инициативу, то увидели явное сопротивление с другой стороны, т. к. от планов по строительству военной биолаборатории в Кыргызстане Канада и США не отказались, а просто ждали подходящего момента. Поэтому, когда общественность вынесла инициативу расторгнуть соглашение, через свои проплаченные массмедиа и неправительственные организации они попытались отвлечь от нее внимание, раскачивая вопрос – почему Россия, а не Канада? Этот вопрос нивелирует главные смыслы, которые заключаются в том, что проект, который мы планируем реализовать с РФ, – это гуманитарный научный проект, это гражданская лаборатория, нацеленная на защиту населения. Канадская лаборатория – это военный объект, это про оружие массового уничтожения. А оружие – это всегда про деньги».
Спикер обратил внимание, что в общественной дискуссии акцент пытаются поставить как раз на так называемую упущенную выгоду: «Канада обещала вложить в проект $60 млн (часть из которых упала бы в карманы тех, кто позволил превратить нашу страну в испытательный полигон). Но это ничто, когда речь идет о биологическом благополучии целого государства. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И мы все стали бы подопытными мышами для испытания биологического оружия. Поэтому мы должны поблагодарить общественность, которая в 2011 г. не допустила строительства в Бишкеке канадской, а по факту пентагоновской, лаборатории, и пытается нивелировать угрозы подписанного в 2008 г. соглашения сейчас».
Председатель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева выразила уверенность, что госструктуры должны ускорить рассмотрение общественной инициативы о расторжении соглашения с Канадой, изложенной в обращении к высшему политическому руководству страны: «Несмотря на то что формально срок действия документа истек, при подписании канадская сторона включила в него отдельные пункты, которые являются бессрочными, т. е. действующими по сей день. Они несут угрозу нашей стране. Поэтому важно официально по всем юридическим нормам расторгнуть соглашение».
Вновь включившись в разговор, М. Иманкулов сообщил, что инициатива общественности обсуждается профильными госструктурами: «Я думаю, что здесь не должно быть проблем. В соглашении обозначено, что в случае если одна из сторон хочет выйти из него, то она должна направить второй стороне соответствующее уведомление, которое автоматически вступает в силу через 90 дней».
А. Дауталиева поинтересовалась судьбой законопроекта по биобезопасности в КР: «В прошлом году впервые в истории суверенного Кыргызстана был разработан проект закона в данной сфере. В июне текущего года он прошел первое чтение в парламенте. На каком этапе сейчас находится его рассмотрение?»
Руководитель секретариата Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Кулира Кубатова рассказала, что после первого чтения прошел процесс согласования с Кабинетом министров, были получены дополнения и предложения от госорганов, которые были оформлены и внесены в проект закона. «После всех необходимых процедур мы передали его аграрному комитету ЖК КР, который является непосредственным исполнителем по продвижению данного законопроекта. И теперь они должны вынести его на второе чтение. Это должно произойти в ближайшее время».
На новейшие вызовы в сфере биологической безопасности – потенциал искусственного интеллекта в разработке биологического оружия – обратил внимание директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков. По его словам, современные технологии зачастую являются не столько элементами защиты, сколько новой формой угроз. Это подтверждают и слова экс-замминистра обороны США Мишеля Флурнуа: «Химики предупреждают, что ИИ может синтезировать химическое оружие, а биологи выразили обеспокоенность тем, что он может быть использован для разработки биооружия».
«В СМИ уже приводились примеры того, как Пентагон подключает ИИ к реализации своих военно-биологических программ. Согласно обнародованному докладу НПО Rand Corporation (США), дальнейшее применение искусственного интеллекта значительно облегчит планирование и реализацию биологических атак, кроме того кибертехнологии значительно сократят время создания новых видов биооружия. В мае 2023 года руководители практически всех крупных лабораторий ИИ в США подписали коллективное письмо с предупреждением о том, что их изобретения могут представлять угрозу существованию человечества», – напомнил эксперт.
По его словам, на постсоветском пространстве, в том числе в странах ЦА, искусственный интеллект может быть задействован западными структурами под предлогом локализации естественных очагов заболеваний. На фоне того, что Запад готов финансировать как создание новых биолабораторий, так и разработку научных программ, внедрение искусственного интеллекта, вероятнее всего, будет происходить под вывеской донорской помощи: «Но мы знаем немало примеров, когда, «оказывая помощь» постсоветским республикам, Пентагон фактически блокировал контроль деятельности своих объектов со стороны стран размещения. В итоге наш регион может превратиться в полигон для испытания американского биологического оружия, разработанного в том числе при помощи ИИ».
В свою очередь, эксперт по вопросам безопасности Динмухамед Алмамбетов отметил, что сегодня в 62 из 193 стран, входящих в ООН, идет горячая фаза войны. Многие конфликты происходят в непосредственной близости от ЦА, а в самих странах региона наблюдаются все признаки полномасштабной гибридной войны. Поэтому органы, обеспечивающие национальную безопасность стран региона, должны работать в супероперативном режиме, уделяя особое внимание вопросам биобезопасности.
«Несмотря на попытки со стороны западных стран оказать давление на руководство КР, необходимо, во-первых, ускорить процесс принятия национального законодательства в сфере биобезопасности, во-вторых, юридически оформить денонсацию соглашения с Канадой от 2008 года. Кроме того, нужно восстановить систему РХБЗ, которую с 1991 года в нашей стране системно разрушали. Также считаю необходимым ускорить строительство совместного кыргызско-российского Научного центра, который будет отвечать интересам нашей страны», – подчеркнул спикер.
* * *
Несмотря на то что биобезопасность – это многогранная область, особую озабоченность сегодня вызывает военная деятельность американских биолабораторий, где разрабатывается оружие массового уничтожения людей. И даже КБТО не в состоянии решить эту проблему. Беззубой и ангажированной выглядит сегодня и Всемирная организация здравоохранения, которая во время пандемии 2020 года действовала в интересах не населения планеты в целом, а в интересах отдельных западных стран и их фармацевтических концернов. Соответственно, чтобы справиться с глобальными биологическими угрозами, прежде всего, необходимо решить две задачи. Во-первых, создать международные механизмы привлечения к ответственности стран, нарушающих положения Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического и токсинного оружия. И второе – реформировать ВОЗ.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram