ЕАЭС нужен баланс спроса-предложения на рабочие и профессиональные кадры - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.10.2024 |

ЕАЭС нужен баланс спроса-предложения на рабочие и профессиональные кадры

На площадке Евразийского экономического форума в Ереване состоялась тематическая сессия «Единый рынок труда: перспективы развития». Главная, притом комплексная рекомендация этого форума состоит в том, что фактически бессрочные выгоды общего рынка труда в Союзе впрямую связаны с достоверным определением потребностей наших стран в численности рабочей силы (РС) и профессиональных кадров (ПК) по конкретным отраслям экономики и непроизводственных секторов. А это возможно при условии единых стандартов/нормативов по профессиональной квалификации и устранении ограничений между странами Союза по найму РС-ПК, по их социальному, в том числе медицинскому, обеспечению.

Как отметил в ходе сессии Бахыт Султанов, министр по экономике и финансовой политике ЕЭК, поток трудовой миграции внутри ЕАЭС в среднем составляет около миллиона человек в год» (в 2016 г. – 800 тыс. чел., 2022 г. – 1,7 млн. чел.). Наибольшее число трудовых мигрантов заняты в строительстве, оптовой и розничной торговле, транспортировке и хранении товаров, обрабатывающем производстве, сельском хозяйстве. Также отмечено, что в рамках единого рынка труда в Союзе «решены вопросы пенсионного обеспечения трудящихся, создаются цифровые сервисы для межгосударственного трудоустройства, устранены изъятия в вопросах признания документов об образовании педагогов, юристов, ученых степеней». По словам Б. Султанова, обсуждаются перспективы упрощения административных процедур в стране пребывания.

Киргизстанская сторона высказала менее «торжественную» точку зрения. Мухтарбек Баймурзаев, первый замминистра труда, соцобеспечения и миграции, акцентировал внимание на том, что трудовые мигранты «по-прежнему сталкиваются со множеством барьеров, включая законодательные, культурные и языковые различия. Также актуальны вопросы охраны труда и соблюдения трудовых прав, доступа к медицинской помощи трудящихся и их семей». Фиксируются, по словам замминистра, случаи несоблюдения работодателями финансовых условий контрактов и трудовых соглашений, условий по обеспечению трудомигрантов жильем, медицинским обслуживанием.

Упреки М. Баймурзаева адресованы в первую очередь России, ведь на нее приходится более 70% трудовой миграция из Киргизстана. По ряду оценок, в среднем за год уровень этой миграции, исключая ее нелегальный и «полулегальный» сегменты, достигает не менее четверти среднегодового уровня трудоспособного населения страны. В то же время минимум две трети всех киргизстанских трудовых мигрантов в РФ получают ежемесячную зарплату на 25-40% выше в сравнении с ее среднероссийским уровнем в большинстве отраслей и секторов. И это вызывает соответствующую реакцию со стороны местного населения в ряде регионов РФ. Не секрет также, что в среде трудовых мигрантов высока преступность, о чем «Ритм Евразии» пишет постоянно.

Как следствие, с 2022-24 гг. вводятся ограничения и нередко запреты на трудоустройство иммигрантов во многих отраслях в субъектах РФ. По некоторым киргизстанским (и таджикистанским) источникам (2024 г.), такие ограничения охватывают не менее 15 российских регионов. «Местные власти стали активнее регулировать привлечение мигрантов на работу, – подтверждает член совета при президенте РФ по миграционным отношениям, профессор ГУУ Владимир Волох. – Не исключено, что число этих ограничений может увеличиваться».

Данные – без учёта нелегальной и полулегальной трудовой иммиграции

Между тем система межгосударственной профессиональной аттестации/квалификации трудовых мигрантов не отлажена в полной мере, что снижает достоверность оценок национальных и межгосударственных потребностей в рабочей силе и квалифицированных кадрах. И это при том, что трудовая миграция из экс-советских республик в РФ осуществляется уже свыше 30 лет.

 Как отметил в ходе сессии гендиректор Национального агентства развития квалификаций (РФ) Артем Шадрин, сближение стран ЕАЭС в этой сфере «может идти в двух направлениях: гармонизации профессиональных стандартов и развития системы независимой оценки квалификации. Было бы важно использовать и механизм открытия в странах ЕАЭС экзаменационных площадок, которые были бы аккредитованы страной, привлекающей трудовых мигрантов». Эти вопросы, по мнению эксперта, целесообразно отразить в «дорожной карте» Союза по гармонизации систем профессиональных стандартов.

Можно лишь сожалеть, что означенные вопросы, столь значимые для реального общего рынка труда, до сих пор не решены в ЕАЭС. Во всяком случае, такая ситуация способствует не только меньшей достоверности показателей по общему притоку трудмиграици и по спросу на рабочую силу – профессиональные кадры в конкретных отраслях стран Союза. Она также вынуждает привлекать трудмиграцию и из дальнего зарубежья, но в той же недостаточной увязке с реальным спросом на РС-ПК в конкретных отраслях/секторах.

Отметим в этой связи, что к началу 2020-х Фондом цифровых инициатив было разработано мобильно-цифровое приложение «Работа в ЕАЭС», нацеленное, как анонсировалось, для формирования общего рынка труда, оцифровки и упрощения процедур трудовой миграции. Там же указано, что доступна возможность регистрации в приложении пользователей по паспортам граждан не только стран СНГ, но также Филиппин, Индии, Эфиопии, Вьетнама, Шри-Ланки и Египта. В феврале 2021 года на форуме Digital Almaty премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал запуск этого приложения.

Вышеупомянутые и смежные факторы отмечались также в конце мая 2023 г. на форуме «Евразийский диалог о рынке труда. Человеческий капитал. Здравоохранение» в Москве. Эксперты констатировали, что возникает несоответствие между спросом на специалистов и предложением, что приводит к низкой производительности труда, размываются профессиональные критерии привлечения трудовой миграции.  

Вдобавок, как подчеркнул гендиректор Агентства развития навыков и профессий (РФ) Роберт Уразов, «мы наблюдаем сильное размытие понятия в принципе трудовых отношений: всё это благодаря и дистанционной занятости, платформенной занятости, развитию самозанятости. Это тоже подтверждение того, что на рынке труда фактически действует не рынок трудовой деятельности, а рынок деятельности навыков».

Схожее мнение высказал министр по экономике и финансовой политике ЕЭК (с февраля 2024 г. – председатель Коллегии ЕЭК) Бакытжан Сагинтаев: «Новые формы занятости развиваются быстрее, чем нормативно-законодательная база, что создаёт риски для всех субъектов трудовых правоотношений в ЕАЭС».

Словом, комплексное формирование общего рынка труда в Союзе невозможно без составления – и корректировок в режиме реального времени – подробного межгосударственного баланса спроса-предложения на рабочую силу и профессиональные кадры. А это требует более тщательного подхода к вопросам, в том числе межгосударственной аттестации кадров, уточнения единых критериев профессиональной деятельности, нормативно-законодательной базы этого рынка. Такой подход, в свою очередь, повысит достоверность показателей трудовой миграции в РФ и в целом ЕАЭС.  

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
36
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика