Узбекистан: наступление либерального глобализма обернётся долговой кабалой - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2024 |

Узбекистан: наступление либерального глобализма обернётся долговой кабалой

В сентябре «Ритм Евразии» уже озвучивал серьезные опасения по поводу затягивания давно отжившими Бреттон-Вудскими институтами финансовой удавки на шее Узбекистана. Сторонники этого девальвировавшего себя англосаксонского проекта, пытаясь хотя бы как-то показать свою власть и закрепиться в условиях нового миропорядка, продолжают неустанно проводить финансово-экономическую экспансию.

Не далее как 3 октября совет директоров Всемирного банка утвердил финансовый пакет на сумму 800 млн долларов США в виде льготных кредитов для поддержки программы реформ в РУз, которые, как объявлено, направлены на ускорение перехода страны к инклюзивной и устойчивой рыночной экономике.

На самом деле подобного рода операции являются специальным финансовым инструментом ВБ, служащим для агрессивного вмешательства во внешнюю и внутреннюю политику страны в целях проведения в Узбекистане либеральных реформ во всех сферах, что означает полную «перелицовку» страны в угоду коллективному Западу.

По словам главы представительства Всемирного банка в Узбекистане Марко Мантованелли, новая операция ВБ направлена на поддержку ключевых приоритетных задач правительства, включая сокращение доминирующего положения государства и более активное участие частного сектора в таких важных отраслях, как сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, химическая промышленность и энергетика. Данный финансовый пакет также поможет «укрепить социально-правовую защиту уязвимых групп населения и решить проблемы, связанные с изменением климата и охраной окружающей среды».

Прискорбно, что заместитель министра экономики и финансов Узбекистана Жасур Каршибаев искренне разделяет столь радужный оптимизм, отмечая, что «правительство твёрдо привержено программе реформ, которая позволит превратить Узбекистан в более открытую и конкурентную рыночную экономику. Всемирный банк оказывает поддержку стране в достижении этой цели, предоставляя необходимые экспертные знания, международный опыт и финансирование».

На наш взгляд, принимая англосаксонские условия дальнейшего развития, Ташкент двигается спешными темпами по линии либерально-монетаристской модели реформирования, от которой уже начинают отказываться ведущие государства.

В итоге в Узбекистане совсем забывается такое понятие, как «протекционизм», а самые низкие импортные таможенные тарифы в мире отнюдь не защищают отечественного производителя. В результате национальная экономическая политика оказалась направлена, прежде всего, на поддержку торгово-посреднического капитала. Более того, сильная зависимость от международных финансовых институтов и их кредитов ведет к полному вымыванию не только экономического, но и политического суверенитета.

Отметим, что за последние годы Узбекистан очень сильно увеличил свои долговые обязательства, набрав огромное количество кредитов в Бреттон-Вудских организациях, находящихся «под колпаком» США и их сателлитов. Так, по состоянию на 1 июля с. г. государственный долг РУз впервые превысил 37 млрд долларов: с 2017 по 2023 год эта сумма увеличилась в 3 раза. По данным Международного валютного фонда, на начало года общий внешний долг Узбекистана составлял 53 млрд долларов, в том числе Всемирному банку – 6,7 млрд долларов.

Правда, международные эксперты в один голос утверждают, что в сравнении с величиной экономики и населением страны объем внешнего долга невелик, да и угроз Узбекистану совершенно нет, поскольку даже такие развитые государства, как США и Япония, имеют огромные долги.

Между тем для Ташкента существуют огромные риски и угрозы, связанные с дальнейшим затягиванием в долговую яму. По оценке узбекских экспертов, во-первых, экономика страны недостаточно диверсифицирована и крайне чувствительна к шокам внешнего рынка, так как экспорт страны в большей степени зависит от природных ресурсов и определенных отраслей промышленности, а доля денежных переводов в росте ВВП велика.

Во-вторых, существуют риски, связанные с обесцениванием национальной валюты, поскольку почти 98% внешнего долга государства номинировано в иностранной валюте, в том числе 71,4% валютного портфеля внешнего долгового портфеля государства приходится на доллары США. В связи с этим резкие изменения обменного курса и возможное снижение курса узбекского сума могут оказать существенное влияние на стоимость и количество услуг.

В-третьих, на фоне роста глобальной инфляции ужесточение политики и повышения процентных ставок центральными банками резко увеличивается стоимость долга и капитала на международных рынках, что явно затрудняет для Узбекистана снижение внешнего долга.

В-четвёртых, быстро растут затраты на обслуживание долга: в 2023 году стоимость его обслуживания достигла 2,82 млрд долларов против 0,5 млрд долларов в 2018 году.

Вышеуказанные цифры говорят сами за себя. И хотя специалисты МВФ высказывают мегапозитивный прогноз, утверждая, что общий внешний долг Узбекистана снизится с 60% ВВП на конец 2023 года до 51% ВВП на конец 2029 года, очевидно, что чем больше Ташкент «зарывается» в кредитах, тем больше у англосаксов возможностей влиять на его внешнюю и внутреннюю политику.

Кстати, если вновь обратиться к Всемирному банку, то он весьма чётко обрисовал те ключевые направления реформирования, которым надлежит следовать «Новому Узбекистану», особенно в свете вступления во Всемирную торговую организацию.

Для начала Ташкент по воле кредиторов просто обязан провести кардинальные изменения в энергетическом секторе в целях привлечения частных инвестиций в его модернизацию. Здесь очевиден «бубновый интерес» коллективного Запада, который желает более активно внедриться в данную сферу, полностью отодвинув Россию. И это несмотря на то, что сейчас в сфере энергетики, нефти и газа в РУз орудует целая орда таких компаний, как Air Products, Schlumberger, Honeywell UOP General Electric и др., а также запрещённый в России USAID* с проектами «Энергия Центральной Азии» и «Энергия будущего».

Немного об «энергии будущего»: ВБ ратует за ускоренный переход Ташкента к зелёной экономике, защите окружающей среды, включая атмосферный воздух, почву, поверхностные и подземные воды, флору и фауну. Однако, как показывает практика, наращивание использования возобновляемых источников энергии, например солнечной энергии, повышает зависимость от таких традиционных видов энергии, как уголь.

В частности, Китай, несмотря на увеличение количества солнечных электростанций, продолжает использовать уголь для покрытия перебоев в электричестве, которые возникают из-за обмеления рек, вызванных засухой и жарой. К слову, по данным Института мировых ресурсов, среди стран, которые к 2040 году будут подвержены большому водному стрессу, Узбекистан занимает 29-е место: быстрый рост населения может привести к дефициту воды на уровне от 44-46%.

Еще долго можно перечислять все «драконовские» правила и «кабальные» условия англосаксов, на выполнение которых просто обязаны будут пойти узбекские органы власти в попытке вступить в ВТО и получить очередной кредит.

Однако стоит помнить и о том, что в условиях существующей турбулентности, когда санкционные и торговые войны сильно подорвали положение и авторитет всех институтов Бреттон-Вудской системы, включая Всемирную торговую организацию, Международный валютный фонд и Всемирного банк, решение основной для Ташкента задачи по сохранению и упрочению своего финансово-экономического суверенитета будет осложняться. В связи с этим власти страны, прежде всего, могли бы подумать о диверсификации своей валютной корзины, а именно отходе от обесцененного доллара США и переходе на взаиморасчёты в национальных валютах.

Хороший пример есть: в настоящий момент Узбекистан и Россия последовательно переходят на расчёты в национальных валютах: доля рубля в коммерческих сделках по итогам прошлого года составила 58% и продолжает расти.

Безусловно, сей факт должен служить очевидным стимулом для Ташкента к участию в построении нового миропорядка, основанного на справедливой финансовой архитектуре без доллара США во главе. Учитывая же высокий уровень партнёрских отношений с Москвой, ему есть полный смысл вступать не в архаичную, «мёртвую» структуру ВТО, а в ЕАЭС, постоянно генерирующий равноправные инновационные правила и решения.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2114
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика