Инициированный народным артистом России Никитой Михалковым и поддержанный руководством Республики Крым, министерствами культуры РФ и Крыма и Союзом кинематографистов России Международный Ялтинский кинофестиваль «Евразийский мост» порадовал крымчан и гостей полуострова уже в восьмой раз.
Масштабный кинофорум стал оплотом дружбы и сплочённости кинематографистов разных стран. В этом году любители экранного искусства посмотрели восемь игровых и столько же документальных фильмов кинематографистов России, Индии, Тайваня, США, Китая, Испании, Сербии, Ирана, Турции и Италии.
А также ретроспективные программы. Одна была посвящена 225-летию Александра Сергеевича Пушкина и состояла из экранизаций его произведений, вторая познакомила с работами ставших знаменитыми воспитанников ВГИКа. На внеконкурсных спецпоказах игровых и документальных фильмов были представлены три российские картины, болгарская и турецкая: «9 секунд» Олега Штрома, «В баню!» Данила Иванова, «Возвращение Вертова» Николая Изволова, «Меж псом и волком» Мурата Дюзгюноглу, «Однажды в Париже» Андрея Чертова о судьбах известных на западе русских певцов, среди которых Владимир Высоцкий.
Обращаясь онлайн к участникам и зрителям на торжественном открытии кинофорума и отметив его значение для развития российского и мирового кинематографа, Никита Михалков поделился новой задумкой: «Гордясь и радуясь, что в это тяжёлое для нас всех время кинофестиваль на родине российского кинематографа живёт и развивается, мы прокладываем новую дорогу, создавая Евразийскую академию и Евразийскую премию «Бриллиантовая бабочка». Начало этому положил «Евразийский мост», родившийся в священном для кинематографистов месте».
Новая инициатива Н. Михалкова с энтузиазмом воспринята его коллегами, понимающими, что назрела необходимость в награде, альтернативной «Оскару», премии Американской академии кинематографических искусств и наук с нынешним её политическим, а не художественным уклоном.
«Мы сможем, имея свои принципы, свои желания, защиту своих интересов, своей корневой системы, дать понять, что есть кинематограф не только голливудский, – подчеркнул Никита Сергеевич. – Есть кинематограф величайшего евразийского пространства – с величайшей культурой, с величайшей историей, с величайшими религиозными пониманиями сущности жизни человека».
Никита Михалков, и находясь вдалеке, всегда на «Евразийском мосту»
Крымчане и гости полуострова имеют возможность благодаря «Евразийскому мосту» находиться, можно сказать, внутри этого евразийского пространства, первыми знакомясь и оценивая достижения кинематографистов разных стран, встречаясь не только на экране, но и в жизни с выдающимися мастерами.
«На этот фестиваль мы отбираем фильмы, в которых исследуются проблемы сохранении памяти, социальных коммуникаций или социальных трансформаций, – рассказывает программный директор кинофестиваля, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения научно исследовательского института киноискусства и кинообразования ВГИК Нина Кочеляева. – Вопрос исторической памяти сейчас стоит очень остро, когда настало время определять идентичность и искать её истоки. В этом смысле создатели фильма «Лесной царь» стараются разобраться в ситуации, случившейся 25 лет назад и связанной с бомбежками НАТО. Разбираются тонко через судьбу ребёнка. Участие таких крупных кинематографистов, как сербский сценарист и режиссёр Горан Радованович, российский оператор Владислав Опельянц, исполнитель роли главного героя очень востребованный в России актёр и продюсер картины Милош Бикович, он же продюсер картины, принесло успех фильму. Видела, с каким волнением зрители следили за перипетиями восьмилетнего мальчика, попавшего под бомбёжки в Белграде, увезённого мамой в эвакуацию, остро переживающего отъезд из родного дома».
«Очень любопытно сделана картина «Во чреве тигра» – копродукция пяти стран – Индии, США, Китая/ Тайваня, и Индонезии, – продолжает Нина Кочеляева. – Музыку написал японский композитор Сигэру Умэбаяси, известный по фильму «Любовное настроение Вонга Кар-Вая, получившему несколько призов на международных кинофестивалях. Фильмом открытия выбрали, на мой взгляд, совершенно замечательный «Евгений Телегин» – шутку, игру постмодернистскую с яркими образами».
Крымчане с Ниной Кочеляевой (третья слева) и режиссером Виктором Тихомировым (крайний справа)
Переполненный в фестивальные дни зал кинотеатра «Сатурн» свидетельствует об огромном интересе к популярнейшему виду художественного творчества. И на подведении итогов кинофорума яблоку негде было упасть. Зрителям, определявшим, кому достанется их приз «Выбор крымчан», не терпелось сравнить свои оценки с мнением профессионального международного жюри. Зрительские симпатии подарили эту награду режиссёру документального фильма «Бангаранг» Джулио Мастромауро (Италия). Эта социальная драма повествует о беззаботной жизни детей в Таранто, где расположены крупнейшие сталелитейные заводы Европы и эпицентр экологических катастроф страны. Успех с итальянским коллегой разделил режиссёр из Индии Джатла Сиддартха за игровую картину «Во чреве тигра» о невыносимых моральных страданиях обездоленных крестьян, пытающихся переквалифицироваться в рабочих кирпичного заводика. Примечательно, что шесть лет назад Джатла получил в Ялте не только такой же приз, но и Гран-при. В видеообращении он вновь признался в любви к Крыму, в желании приехать на «Евразийский мост» с новой картиной.
Призы министерства культуры республики вручила первый заместитель министра Ольга Бурова. Красочная мозаика полуострова украсит коллекцию наград документальной ленты «Остров Ноехон» режиссёра Елены Демидовой и игрового фильма из программы спецпоказов «9 секунд» режиссёра Олега Штрома.
Дипломом «Специальное упоминание жюри» отмечены документальный фильм «Бангаранг» итальянского режиссёра Джулио Мастромауро и игровой – «Стеклянный занавес» Фикрета Рейхана из Турции. Диплом жюри получил игровой фильм «Газели» иранского режиссёра Хушанга Голмакани.
Лидеры, подобно изысканным блюдам, всегда «на десерт», как вознаграждение за проявленное терпение.
Лучшим документальным фильмом жюри провозгласило «Город мёртвых» индийского режиссёра Балаки Гоша о древнем городе Варанаси, где никогда не гаснут погребальные костры, потому что сюда съезжаются тысячи неизлечимо больных и старых людей, мечтающих встретить смерть на берегу Ганга.
Обладателем приза «За лучшую режиссёрскую работу» стал российский мастер Виктор Тихомиров за игровой фильм «Евгений Телегин». Режиссёр, писатель, художник, один из основателей объединения «Митьки», снял фильм по своей книге с сюжетом, навеянным размышлениями о пушкинском Евгении Онегине. Телегин – представитель питерской музыкальной молодёжной среды 80-х годов прошлого века. Он устраивает квартирники, на которых поёт его друг Виктор Цой, купается в женском внимании, а потом сталкивается совсем с другой жизнью в деревне, куда уезжает принять оставленное ему дядей наследство. Фильм убеждает, что новые времена не меняют перипетий любовных отношений, этических норм, трудности правильного выбора.
Кадр из фильма «Евгений Телегин»
Лучшим игровым фильмом признана сербско-болгарская картина «Лесной царь» сербского режиссёра Горана Радовановича.
Комментируя знаменательное для кинематографистов событие, председатель художественного жюри Юрий Обухов отметил: «Рад за коллег, которые, несмотря на сложности экономического, логистического и даже политического характера, проявили гражданскую смелость своим участием в российском кинофестивале в российском Крыму».
Председатель документального жюри болгарин Андрей Чертов порадовался, что каждый представленный фильм имеет свой собственный киноязык: «Благодаря этому все зрители понимают, что хотел выразить автор, на каком бы языке он ни изъяснялся. «Евразийский мост» важен как объединяющий людей разных стран, и в сложное для всех время доносящий до зрителей, до всех нас добро, заряжающий оптимизмом».
Член жюри игровых фильмов греческий режиссёр Гергий Кимулис, обращаясь к зрителям церемонии закрытия по видеосвязи, высказал своё мнение: «На Западе склонны верить, что есть одна культура, но это не так. У каждой страны – своя культура, неповторимая и особенная. Мы живём в многокультурном мире, и все должны это уважать».
После окончания церемонии зрители не спешили расходиться, остались посмотреть фильм закрытия – внеконкурсную игровую картину «Чайка» по одноимённой пьесе А.П. Чехова греческого режиссёра члена жюри Георгия Кимулиса.
«Выбрали фильм именно этого режиссёра, потому что он тесно связан с русской культурой, с русской театральной традицией, и эта его картина – в русле мировых традиций экранизации классики, – отметила программный директор фестиваля Нина Кочеляева. – И это свидетельство того, что интерес к русской культуре, русской литературе не исчезает. А чеховская Ялта – лучшее место для презентации экранизации произведения великого русского писателя».
В единой команде организаторов кинопраздника работают с московской дирекцией сотрудники Крымского киномедиацентра. «Мы делаем всё дружно, слаженно, стараемся, чтобы и участникам, и зрителям было комфортно и интересно, – отметил директор Киномедиацентра Александр Новиков. – В этом году, кроме фильма закрытия, предоставили возможность посмотреть и лучший фильм «Евразийского моста-2024» – «Лесной царь» тем, кто не успел это сделать в фестивальные дни».
Ежегодный Ялтинский киносмотр служит не только укреплению международных культурных связей, но и способствует возрождению и популяризации крымского кинематографа в евразийском пространстве.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
_______________________
Фото: Юлия Никонюк (Крымский киномедиацентр)