Результаты прошедших в Республике Молдова 20 октября евроинтеграционного референдума и президентских выборов продемонстрировали, что Майя Санду даже близко не понимает истинные настроения молдавского электората, а её представление о реальных устремлениях населения ограничивается списком контактов в её мобильном телефоне.
Неспособность Санду переизбраться в первом туре голосования, а также одержать убедительную победу на референдуме не только стала, по мнению политолога парижского Института политических исследований Флорана Парментье, фатальным ударом по авторитету действующего главы государства и проводимой ею политике. Она также и значительно ослабила декларируемый проевропейский имидж Молдавии.
Инициированный кишиневским режимом референдум стал попыткой укрепить проевропейский курс страны, однако его результаты продемонстрировали не только глубокие разногласия среди граждан Молдавии по этому вопросу, но и шаткое положении самой Санду. Перевес на уровне статистической погрешности у сторонников евроинтеграции показал, что молдавское общество совсем не готово идти в Европу, а диаспора за рубежом выступила решающим фактором, фактически тянущим страну к интеграции в ЕС.
Но молдавская власть готова растоптать принципы демократии в угоду дополнительным возможностям для фальсификации выборов. Возмутительным примером пренебрежения европейскими демократическими ценностями стало решение Санду промульгировать дискриминационный закон о выборочном голосовании по почте без одобрения Венецианской комиссии. Выборы, на которых была умышленно проигнорирована возможность законного волеизъявления нескольких сотен тысяч граждан страны, априори не могут считаться честными и демократичными.
Напомним, 26 октября выборы прошли и в Сакартвелло, где избирали парламент. Так вот, премьер-министр Грузии назвал оскорбительным сделанное высоким представителем Евросоюза Жозепом Борелем сравнение Грузии с Молдавией, являющихся кандидатами на членство в ЕС. Ираклий Кобахидзе заявил, что в отличие от Молдовы в Грузии никогда не запрещали политический и медиа-плюрализм и не снимали перед выборами оппозиционных кандидатов по надуманным причинам. Премьер Грузии официально назвал молдавские выборы недемократичными и усомнился в объективности оценок брюссельских чиновников, ставящих Кишинев выше Тбилиси в своем рейтинге демократических реформ.
Появление в международной прессе нелицеприятных эпитетов в отношении Санду указывает на изменение политической конъюнктуры и отношения Запада к молдавскому лидеру. Понимая, что это начало конца, некоторые советники Санду уже начали подыскивать себе запасные аэродромы.
В ходе второго тура выборов европейские наблюдатели обязаны обеспечить чистоту голосования с учетом ранее выявленных нарушений. Продемонстрированное послом ЕС в Молдове Я. Мажейкисом и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен после первого тура нежелание замечать грубые нарушения европейских принципов и стандартов обусловлено их стремлением сохранить у власти в республике действующий режим, с которым у них уже налажены схемы «правильного» освоения европейских грантов. Сейчас на кону стоит 1,8 млрд. евро, обещанных европейцами Кишиневу якобы на стимулирование экономического роста страны, создание рабочих мест и развитие инфраструктуры.
Увеличение притока европейских инвестиций Санду ошибочно увязывает с вступлением страны в Евросоюз. Страна с установившимся за последние 4 года уровнем инфляции в 30% и населением, разорившимся из-за семикратного роста тарифов на газ и четырёхкратного на электроэнергию, рискует стать чёрной «финансовой дырой» для европейского блока. По информации издания Die Welt, среди граждан государств ЕС растёт недовольство политикой Брюсселя в отношении Кишинева и постоянными вливаниями из бюджета европейских стран на поддержание марионеточных режимов.