Новые магистрали повысят конкурентоспособность МТК «Север – Юг» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 01.11.2024 |

Новые магистрали повысят конкурентоспособность МТК «Север – Юг»

Растущая востребованность евроазиатского транзитного коридора «Север – Юг» в международных грузовых перевозках предопределяет его дальнейшее инфраструктурное развитие, нацеленное, прежде всего, на кратчайший выход к портам не только Персидского залива, но также Индийского океана. Тем более что порты Индийского океана в Иране, Индии и Пакистане – конечные ареалы южного сектора МТК.

С учетом этих факторов в течение октября с. г. российской, азербайджанской и иранской сторонами были приняты решения о создании новых артерий в рамках того же коридора, позволяющих по кратчайшим маршрутам состыковать западный (РФ-Азербайджан-Иран) и восточный (Центральная Азия-Иран-Пакистан-Индия) сектора коридора, а также по оптимальным маршрутам выходить на порты Персидского залива не только Ирана, но и Ирака. Частично эти проекты уже реализуются.

Своего рода почин в этой сфере был обозначен в начале октября в Тегеране на переговорах главы компании-оператора железных дорог Ирана Джабар-Али Закери и посла РФ в Тегеране Алексея Дедова. Стороны рекомендовали доработать и ускорить реализацию инфраструктурных, прежде всего железнодорожных, проектов в рамках МТК. Чтобы, согласно коммюнике переговоров, «повысить уровень транспортной взаимосвязанности стран-участников» коридора.

Примерно через неделю российская компания «ВТБ - проектный офис» представила правительству РФ проект нового железнодорожного маршрута из Азербайджана в Иран – в качестве альтернативы дороги в 165 км Решт – порт Астара (прикаспийский регион северо-западного Ирана). Это российско-иранский проект: сроки его реализации переносились уже пять раз: новый срок ее сдачи в эксплуатацию – 2027 год.

Предложено соединить железной дорогой примерно в 70 км приграничный иранский Парсабад и азербайджанскую станцию Имишли (Азербайджан), расположенную невдалеке от ирано-азербайджанской границы. Эта магистраль состыкует друг с другом железнодорожные линии северо-западного Ирана, по кратчайшему маршруту выходящие на основные иранские порты в Персидском заливе (Абадан, Бендер-Хомейни, Хорремшехр) и на соседние порты Ирака в том же бассейне (Басра, Фао, Умм-Каср). Это позволит предотвращать перегруженность иранских портов в случае нацеленного на них быстрого роста грузопотоков. А правительство Ирака еще в октябре 2023 г. выразило официальную заинтересованность в участии в МТК «Север – Юг». Вдобавок новая линия обеспечит по магистралям с большей мощностью стыковку ж/д западного и центрального Ирана с ж/д магистралями к иранским и пакистанским портам Индийского океана.

Участие сторон в инвестициях и смежные вопросы по проекту Имишли-Парсанабад планируется согласовать не позже декабря с. г.; строительство намечено на 2025-26 гг.

Аналогичную значимость имеет выдвинутый в 2023 г. проект параллельной железной дороги в соседнем районе азербайджанско-иранского приграничья: Горадиз - Агбенд (взаимная граница) - Салам-Мелик (Иран) примерно в 170 км длиной. В конце октября с. г. Ровшан Рустамов, председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги», сообщил, что «в настоящее время строительство в Азербайджане приграничной линии (вдоль реки Аракс. - Ред.) Горадиз-Агбенд продолжается ускоренными темпами. И ведутся работы по подготовке детальной проектной документации по реконструкции Нахчыванских железных дорог» (стыковка с иранской станцией Салам-Мелик будет реализована через ж/д линию в восточном районе Нахичеванской автономии Азербайджана). Завершение реализации проекта запланировано не позже 2026 г.

 

Регион расположения новых ж/д артерий на западном маршруте МТК «Север – Юг»

Дело в том, что вышеупомянутая соединительная линия Решт-Астара, поныне не построенная, упирается в основном в однопутные и потому маломощные стальные магистрали центрального Ирана. Кроме того, прогнозируется невысокая (нестабильная) загрузка иранского каспийского порта Астара (вблизи прикаспийской границы с Азербайджаном). Эти факторы, естественно, влияют на длительную затяжку с созданием данной магистрали. Эксперты отмечают также недоработанность технической документации по данному проекту. Вдобавок перевозки к южноиранским (и пакистанским) портам с использованием линии Решт-Астара возможны только через иранскую столицу, а это удлиняет маршруты. И, кроме того, это небезопасно ввиду политической ситуации в «треугольнике» Иран-Израиль-США.

Соответственно, как отмечает директор по развитию логистических проектов «ТРАСКО» (РФ) Ксения Хайруллина, «уже который год обсуждается столь давний проект: теперь его планируют запустить к концу 2027 года». Но в контексте упомянутых факторов большинство экспертов уверены: создание этой артерии не устранит инфраструктурных изъянов в коридоре, так как востребовано, прежде всего, комплексное развитие железнодорожной сети Ирана, как центрового полигона МТК, и большинства ее стыковочных пограничных линий/станций. А реализация проектов вышеупомянутых ж/д линий, инициируемых РФ, Азербайджаном и Ираном, тем более повысит конкурентоспособность коридора.

В начале 2000-х были предложения о новой ж/д линии между РФ и Азербайджаном – Самур–Гейларчель (протяженностью примерно в 200 км), проходящей, в отличие от действующей магистрали, не вдоль Каспийского побережья. Не исключено, что эта артерия будет востребована по мере дальнейшего роста загрузки действующей артерии, выходящей в прикаспийский регион северо-западного Ирана.

Если же говорить в более широком контексте, Евразийский банк развития сформировал в начале 2020-х базу инвестиционных проектов в МТК «Север – Юг». В ней 102 проекта, в том числе 52 на территории РФ в области железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного транспорта, придорожной и логистической инфраструктуры. Эти проекты, по данным эксперта по вопросам транспортной политики Ирины Поляковой, реализуются в настоящее время или запланированы к реализации до 2030 г. включительно. Их суммарный инвестпортфель составляет 38,2 млрд долл. (в средних ценах 2022/23 гг.): 35% приходится на Россию, 34% – на Иран.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2315
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика