Меньше чем за неделю до второго тура президентских выборов в Молдове никто не берется предсказать его результат, и даже заверения каждого из кандидатов о своей итоговой победе не вселяют уверенности в их сторонников.
Пока можно только анализировать итоги первого тура и строить приблизительные прогнозы на развитие событий 3 ноября, когда пройдет второй тур президентских выборов, в который вышли Майя Санду с результатом 42% и Александр Стояногло, набравший 26%. С одной стороны, подобный отрыв должен внушать сторонникам Санду уверенность в итоговой победе, но нельзя не учитывать при этом и другие факторы. Прежде всего то, что ближайшее окружение Санду рассчитывало на победу уже в первом туре, до которой действующему президенту оказалось очень далеко.
М. Санду не победила в первом туре, хотя вся избирательная система, государственные учреждения, высшие должностные лица, депутаты и министры были нацелены на то, чтобы обеспечить её победу с результатом 50% и выше уже в первом туре, закрыв тем самым вопрос о переизбрании. Результат Санду не был бы так неубедителен даже без победы в первом, получи остальные 10 кандидатов по 5-6% каждый. С тем расчетом и составлялся избирательный бюллетень – одна безальтернативная Санду на всю прозападную половину электората и с десяток кандидатов, не разделяющих чисто прозападные взгляды и считающихся в той или иной степени пророссийскими.
На сегодняшний день можно смело утверждать, что тактика власти на максимальное раздробление оппозиционного электората провалилась, и А. Стояногло набрал значительно больше, чем ему давали самые благожелательные опросы (самый оптимистичный из них – 20%). У Стояногло по всем опросам, от тех, что давали 10%, до тех, что давал 20%, была одна общая черта – неуклонная позитивная динамика, рост рейтинга, который продолжает расти и сейчас в период между первым и вторым турами. Таким образом, у граждан Молдовы, недовольных правлением Санду и поддерживающей ее партии PAS, появился лидер, и реальная кандидатура для поддержки.
Что касается самой Санду, то она набрала на избирательных участках внутри страны ровно столько, сколько ей давало большинство опросов – чуть больше 30%, а уже на участках в диаспоре она получила остальные 10%, но даже при этом было бы неправильно приписывать эти голоса гражданам Молдовы, проживающим в Европе. Многочисленные видео с пустых участков в Европе и появившиеся ночью данные о тысячах голосов, отданных на них за Санду, говорят о масштабных фальсификациях. Недаром эксперты били тревогу, когда власть разрешила голосование по почте в США и Канаде. При этом оставила за бортом сотни тысяч граждан Молдовы, проживающих и работающих в России, для которых открыли лишь два участка и напечатали только 10 тысяч бюллетеней. Выборы уже после этого нельзя назвать честными и демократичными.
Кроме этого, нельзя не учитывать и результаты референдума, прошедшего в один день с первым туром выборов президента, на котором ставился вопрос о внесении в Конституцию положений, закрепляющих евроинтеграцию Молдовы. Если считать 50% плюс один голос за евроинтеграцию честным результатом референдума, то Санду не сильно легче от этого, так как фактически «за» на референдуме имени Санду проголосовало больше людей, чем за саму Санду. То есть 8% ее собственного электората отвернулись от нее, при том что она не оставила им в президентском бюллетене возможность выбора другого проевропейского кандидата.
В отличие от прежних избирательных президентских кампаний, можно смело утверждать, что во втором туре развернется борьба не пророссийских и прозападных кандидатов, и во многом эта борьба будет носить не геополитический, а внутриполитический характер. Это будет борьба Санду и её антирейтинга в 60%. Понятно, что за оставшуюся неделю Санду и ее окружение сделают всё, чтобы эту ситуацию переломить, и в основном это будет происходить путем представления Стояногло как агента Кремля.
Но Стояногло вовсе нет необходимости играть с ней в эту игру. Ему достаточно в ответ на истеричные выкрики Санду и ее сторонников про «руку Москвы» продолжать упорно говорить про коррупцию в Молдове и борьбу с ней, чтобы выставить оппонентку обыкновенной истеричкой. Александр Стояногло – бывший генеральный прокурор, которого Санду уволила после прихода к власти, потому что он отказывался произвольно закрывать уголовные дела против одних и открывать против других. Стояногло – педантичный спокойный законник, занимавшийся всегда строго внутренними делами, и это может сильно сыграть в его пользу во втором туре.
Каковы прогнозы на второй тур? Категорически недопустимо здесь и сейчас предсказывать победу оппозиционного кандидата сразу по нескольким причинам. Во-первых, Санду надо воспринимать серьезно, она уже достаточно опытный политик и держать удар, подобный результатам первого тура и референдума, умеет. Во-вторых, в 2020 году ее преимущество перед Игорем Додоном после первого тура составляло 3,55%, и она тем не менее победила. В нынешнем году действующий президент опередила своего главного оппонента уже на 16,47%.
В-третьих, на сегодняшний день еще не совсем понятно, как во втором туре проголосует электорат Ренато Усатого, который в первом туре занял третье место с результатом в 13%. В прошлых президентских выборах Усатый не мог участвовать, поскольку ему тогда еще не исполнилось 40 лет, как это необходимо кандидату в президенты по законодательству Молдовы. Однако в ту президентскую кампанию Усатый атаковал И. Додона, баллотировавшегося на второй срок, и призывал своих сторонников голосовать за Санду. Вряд ли избиратели, проголосовавшие в первом туре за Усатого, настолько влюблены в него, что во втором туре толпами последуют его призывам голосовать за Санду, которую они тоже ненавидят. Кроме этого, можно смело утверждать, что в сегодняшней реальности Молдовы Ренато Усатый после призыва голосовать за Санду навсегда покинет список не только серьезных политиков, но и уважаемых людей.
Однако Р. Усатый – не единственный политик, который может призвать голосовать за одного из кандидатов во втором туре. Из других кандидатов, участвовавших в президентских выборах, голосовать против Санду призвали своих сторонников экс-президент Владимир Воронин, экс-премьеры Ион Кику и Василий Тарлев, в сумме набравшие более 5% голосов. Пока к своим сторонникам не обратились экс-башкан Гагаузии Ирина Влах, набравшая более 5%, и экс-прокурор Антикоррупционной прокуратуры Виктория Фуртунэ, набравшая чуть менее 5%. Судя по всему, их заявления последуют за 2-3 дня до выборов.
Какие последствия будет иметь для Молдовы победа того или иного кандидата?
Победа Санду создает рискованную партию для самой Молдавии своей ставкой на гомогенизацию страны и населения исключительно по западному образцу. В случае ее успеха последует ужесточение борьбы с «рукой Кремля», под коей понимается все, что идет без руководства нынешнего президента, все, что не соответствует ее взглядам и установкам. После первого тура выборов Санду рассчитывает на свою победу, она сделала ряд заявлений, которые подчеркивают ее намерение жестко пресекать несогласие с ее политикой. Санду обещала проводить аресты под предлогом борьбы с коррупцией, при этом акцентируя внимание на том, что «нельзя реформировать правосудие в белых перчатках». Она отметила, что «граждане были правы» в своем требовании действовать более решительно и что новые меры будут приняты сразу после второго тура президентских выборов. По словам Санду, «эти люди в системе, прикрываясь независимостью судебной власти, предали страну и поставили под угрозу ее будущее».
Санду и ее партия PAS, традиционно обосновывают свои планы и действия обращением к мнению граждан, утверждая, что они просто исполняют просьбы населения. Однако очевидно, что эти заявления являются лишь прикрытием для усиления контроля и подавления инакомыслия в стране.
Что касается Стояногло, то его победа на выборах во многом вернет страну к 2016 году, когда президент работал без контрольного пакета в парламенте, без своего правительства и Конституционного суда – сегодня все эти органы находятся под контролем партии PAS. То есть, кроме президентской трибуны и возможности произносить много нужных слов, у Стояногло ничего не будет, никаких властных ресурсов! Поэтому ему придется бороться и искать, найти и не сдаться на выборах в парламент летом следующего года, чтобы попробовать реализовать то, о чем он говорит в ходе избирательной кампании.
Республика Молдова вступила в очень опасный для себя период. Санду будет делать все, чтобы оставаться у власти, она готова пойти на любые, даже самые незаконные шаги. Есть различные варианты развития ситуации. Самый опасный сценарий заключается в том, что Санду может устроить вооруженную провокацию на границе с Приднестровьем, ввести в стране чрезвычайное положение и оставаться у власти, как ее коллега на Украине Зеленский. Время на это у нее еще есть.
Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что итоговый результат будет «сделан» ночью, во время подсчета голосов на участках в Западной Европе, США и Канаде, и здесь можно ожидать любых, даже сверхъестественных «всплесков» голосов за Санду.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram