Республике пока удается лавировать между требованиями западных «партнеров» соблюдать антироссийские санкции и защитой своих национальных интересов в торгово-экономической сфере, которые тесно связаны именно с Россией.
За последние два года в санкционный список США попали лишь несколько кыргызских компаний, однако сегодня угроза вторичных санкций, как дамоклов меч, нависла над банковской системой республики. Опасаясь введения ограничений со стороны Запада, многие банки попросту перестали осуществлять денежные переводы в Россию, что не только нарушает один из базовых принципов ЕАЭС о свободе передвижения капиталов, но и негативно влияет на экономику, прежде всего, самого Кыргызстана.
Так, по мнению президента товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаила Петрова, сегодня банковская система КР практически парализована. Последствия данной ситуации не заставят себя долго ждать: если проблему не решить, то уже в ближайшее время экономика страны просто рухнет. Свое мнение он озвучил в рамках круглого стола: «Тенденции и перспективы банковской системы Кыргызстана и стран ЦА в условиях вторичных санкций», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Как отметил спикер, сегодня Нацбанк КР по факту не является национальным банком, т. к. по большей части работает не на экономику республики, а на обслуживание западной финансовой системы. И такая ситуация сложилась еще в 90-х годах, когда был написан устав, в котором, кроме одной – поддержания курса валюты, никаких других функций не предусмотрено.
«У нашего главного банка нет никаких обязанностей или функциональных направлений, нацеленных на развитие национальной экономики. Это парадокс. Я думаю, этим вопросом должен заняться Жогорку Кенеш – необходимо срочно менять системную политику Нацбанка КР. Кроме того, мы должны сами регулировать эмиссию своей валюты. У нас только золотых месторождений больше двух тысяч. Уже добытого золота порядка 50 тонн лежит в хранилищах. А это обеспечение любой валюты, т. е. по наполненности сома мы можем свободно конкурировать со Швейцарией. Но при этом, чтобы получить нужный нам объем финансирования для того же проекта железной дороги, мы вынуждены обращаться к международным организациям и брать у них средства под проценты. Этого категорически не следует делать. Достаточно изменить свою политику. Надо поменять несколько строчек в законодательных актах, и эффект роста полностью изменится. У нас с девяностых годов все привязано к системе, которую нам навязали для удавления, в прямом смысле этого слова, нашей экономики. От нее то и необходимо избавиться в ближайшее время», – поделился мнением М. Петров.
Он подчеркнул, что такие шаги могут вызывать негативную реакцию со стороны ряда западных стран. «Но мы не должны этого страшиться. Кыргызстан находится в самом центре региона, в окружении стран колоссального размера. Т. е. мы занимаем ключевое место в транспортной системе, находясь на пересечении основных транзитных маршрутов. Сейчас самый основной проект, который действительно нужно развивать, это транснациональный железнодорожный коридор. Причем развивать его надо по полной программе – начать строить железную дорогу, сразу же ее электрифицировать и параллельно ставить атомную станцию, которая будет кормить весь проект электроэнергией».
Финансировать этот проект, по мнению эксперта, необходимо методом целевой эмиссии Национального банка: «И тогда строительство можно будет осуществить не за очередную зависимость, полученную в результате нового займа, а на собственные средства».
При этом такой подход к национальной экономике будет только способствовать эффективной интеграции Кыргызстана в такие региональные объединения, как ШОС, СНГ и ЕАЭС, а в перспективе и в БРИКС – объединение, которое в последнее время приобретает значительный вес на международной арене: «Сейчас, на мой взгляд, перед Кыргызстаном стоит острая необходимость успеть запрыгнуть в поезд БРИКС, потому что в ближайшее время страны, участвующие в данном формате, станут основным локомотивом нового экономического развития и самое главное политического порядка в мире. В рамках объединения уже формируется не только новая экономическая модель, но и разрабатывается система обмена между центральными банками, которая станет альтернативой американской SWIFT. Этот международный «обменник» позволит полностью обеспечить ликвидность средств, т. е. мгновенно менять любую валюту на ту, которая нам необходима в данный момент, и таким образом развивать свою экономику и торговать».
Участниками дискуссии также было отмечено, что нынешняя ситуация на мировых финансовых рынках свидетельствует о том, что наметились четкие тенденции к распаду международной системы, основанной на Бреттон-Вудских соглашениях. При этом необратимый процесс дедолларизации приведет к снижению господства западной финансовой инфраструктуры. Объективными предпосылками для этого служит активный экономический рост многих незападных стран, который позволяет им укрепить свои позиции в мировой экономике, финансах и политике.
Катализатором распада существующей системы международных денежных отношений послужили действия Вашингтона и ряда европейских столиц. Очевидно, что, злоупотребляя своим положением в мировых финансах, страны западной коалиции во главе с США стали оказывать давление на своих геополитических соперников и экономических конкурентов, а также на их союзников. Но это не проходит, как прежде, бесследно для самих инициаторов давления.
«Кардинальные изменения в мировой финансовой системе говорят о том, что наступает постбреттон-вудская эпоха. Сегодня меняются не только стандарты, но и вся система товарооборота, основанная на свободном перемещении денежных потоков. Это происходит вследствие введения противоречивых экономических санкций. Прежде всего, блокировки свободы перемещения товарно-денежных потоков в зависимости от геополитических тенденций», – отметил эксперт по экономике и госуправлению, доцент, д. э. н. Алмаз Насыров.
Он также поддержал мысль о том, что 30 лет назад практически все новые постсоветские государства были втянуты в глобализацию. Став участниками Всемирного банка и МВФ, членами ВТО, они вовлеклись и в международную финансовую инфраструктуру, включающую платежные системы, в том числе SWIFT, которая сегодня фактически регулируется определенной доминантной группой, состоящей преимущественно из представителей коалиции западных стран.
«В свою очередь условия однополярного мира, которые формируются под воздействием относительно субъективных факторов, ставят в особо уязвимое положение экономики слабых и финансово неустойчивых, зависимых от внешних вливаний стран», – подчеркнул спикер.
Он напомнил, что в структуре товарооборота Кыргызстана на долю экспорта приходится всего лишь 20%, а импорта – почти 80%. При этом ключевыми звеньями внешнего товарооборота республики являются страны ЕАЭС и Китай. В этой связи, по словам эксперта, Бишкеку следует очень четко продумать, с кем работать и как правильно расставить приоритеты экономического роста: «По-прежнему львиная доля поступлений от трудовых мигрантов приходится на РФ и страны ЕАЭС. То же самое относится и к экспорту. В частности, в 2023 году товарооборот между Россией и Кыргызстаном составил порядка $3 млрд. Сейчас наступает экзистенциональный момент, который может определить параметры будущего существования страны. Поэтому нам надо определиться, где и с кем нам быть, в какой конфигурации финансовых взаимоотношений».
Вместе с тем он обратил внимание, что банковская система сегодня находится в двоякой ситуации. С одной стороны, она зарабатывает гиперприбыли, с другой – пребывает в зависимости от различных санкционных приемов. В итоге в нынешних условиях актуализируется вопрос об определении, какого типа регуляция необходима финансовой системе Кыргызстана, учитывая, что от ответа на этот вопрос будут зависеть экономические процессы в стране.
«На данный момент многие страны мира хотят справедливой системы финансовых и торгово-экономических взаимоотношений, в связи с чем и начался процесс распада финансовой инфраструктуры, основанной на Бреттон-Вудских соглашениях. Соответственно, в этих условиях требуется разработка альтернативной платежной системы. Хотя, на мой взгляд, этот вопрос нужно было решать еще несколько лет назад, например, в рамках ЕАЭС. Когда начались первые санкционные шаги, нужно было разработать и протестировать в пилотном режиме некую платформу, чтобы без особых потрясений планомерно осуществить переход на другие форматы», – отметил спикер.
Сегодня же во главу трансформации мировых экономических процессов, по словам эксперта, становится БРИКС: «Если векторы и финансовая инфраструктура перемещается в сторону данного объединения, то Кыргызстану с учетом нашей структуры экспорта/импорта, привязанной к странам, которые уже находятся в нем, необходимо заявить свой интерес на вступление в данный формат и через него получить доступы к потенциальным возможностям. Нам нужно определиться с приоритетами, исходя из жизненных потребностей и национальных интересов» – добавил А. Насыров.
Как отметила депутат Жогорку Кенеша КР Гуля Кожокулова, США диктуют международному сообществу условия нынешней геополитической игры, при которой многие страны мира, в том числе и Кыргызстан, оказываются в проигрыше.
«Санкции вводит одно государство, и делается это исключительно в соответствии со своим собственным законодательством, которое, надо подчеркнуть этот факт, не является международным. Поэтому мне непонятно, почему все остальные страны должны этому подчиниться? Почему приоритетом для мирового сообщества должен стать закон иностранного государства? Мне очень понравилось интервью президента Кыргызстана одному российскому телеканалу, в котором Садыр Жапаров подчеркнул, что мы не должны жить по чужим правилам, и Запад не должен нам указывать, как и с кем выстраивать сотрудничество. Я думаю, в таком ракурсе мы и должны действовать. Да, мы прекрасно осознаем, что мы не изолированы, что мы связаны с другими странами, в том числе через международные финансовые институты. Но при этом Кыргызстан, не являясь стороной того или иного конфликта, не должен по решению иностранного государства жертвовать своими национальными интересами», – заявила парламентарий.
В свою очередь, директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков подчеркнул, что западные страны, несмотря на попытки активного внешнеполитического давления, не могут вынудить Кыргызстан и другие страны ЦА полноценно присоединиться к пакету антироссийских санкций. У Запада нет для этого реальных механизмов, тем более что на данный момент крайне ограничены и его финансовые возможности по причине выделения запредельно крупных объемов финансовой помощи Украине.
«Общий объем кредитов МВФ странам ЦА в настоящее время не превышает $1 млрд, тогда как Украине было одобрено финансирование на $20 млрд без каких бы то ни было условий и ограничений. В этой связи государства нашего региона вправе выдвигать требования по пересмотру принципов управления МВФ, ВБ, ЕБРР, а также выступить за более заметное представительство в их руководстве стран Глобального Юга. Это бы дало возможность вырабатывать решения по справедливому распределению финансовых ресурсов, а также поставить жирную точку в принятии одиозных политических решений со стороны данных структур», – поделился мнением эксперт.
По его словам, для Кыргызстана тот же Узбекистан как торгово-экономический партнер играет гораздо более важную роль, чем США. Это говорит о том, что для Запада экономическое присутствие в регионе не является стратегической задачей, главный акцент делается на политическом присутствии. При этом контроль западными странами деятельности ВБ и МВФ дает им определенные рычаги для оказания влияния на внутриполитические процессы стран региона.
«Сегодня все еще сохраняется доминирование американской валюты в международной торговле и на национальных финансовых рынках, как и вынужденные внешние валютные заимствования государств. Даже в ЕАЭС весь товарооборот подсчитывается в долларах США. Однако такие государства, как Китай, Индия, ОАЭ с целью снижения негативных эффектов от долларовой зависимости в настоящее время стали резко наращивать закупки золота для обеспечения стабильности своих золотовалютных резервов и постепенного сокращения своих депозитов в европейских банках. В значительной мере повлиял на эти процессы пример России, когда валютные счета в западных банках российских госкомпаний оказались под арестом, и средства были изъяты», – пояснил спикер.
Он напомнил, что еще в прошлом году на одном из круглых столов ЦЭИ «Ой Ордо» эксперты подчеркивали необходимость проводить расчетные операции в национальных валютах, крипто-инструментах и золоте, т. е. приступить к созданию устойчивой к санкциям и независимой от доллара, а значит от Запада, платежно-расчетной и финансовой инфраструктуры.
«Актуальными являются инициативы по внедрению недолларового международного долгового рынка, что позволит оказать комплексное стабилизирующее влияние на мировую торговлю и международную валютно-финансовую систему. Новые механизмы позволят сбалансировать однополярную финансовую систему, создадут условия для конкуренции и возможность выбора альтернативных торговых и расчетных инструментов. Это будет способствовать снижению валютных, санкционных рисков и позволит сохранить свободу выбора внешних торгово-экономических партнеров», – отметил И. Шестаков.
При этом он добавил, что Кыргызстану и странам ЦА целесообразно поддержать идею Банка развития ШОС. Перспективным направлением, по мнению эксперта, мог бы стать запуск региональной площадки цифровых валют для проведения торгово-расчетных операций в крипто-активах и валютах стран региона и интеграционных объединений.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram