Перспективы банковской системы Кыргызстана в условиях вторичных санкций - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.11.2024 |

Перспективы банковской системы Кыргызстана в условиях вторичных санкций

Часть I

Нынешняя ситуация в мире формирует четкие предпосылки распада мировой системы кредитно-денежных отношений, основанной в 1944 году на Бреттон-Вудских соглашениях. К такому выводу пришли участники круглого стола «Тенденции и перспективы банковской системы Кыргызстана и стран ЦА в условиях вторичных санкций», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

Было отмечено, что необратимый процесс дедолларизации приведет к снижению господства западной финансовой инфраструктуры. При этом катализатором распада существующей финансовой системы послужили действия США и ряда европейских стран, которые, злоупотребляя своим положением в мировых финансах, стали оказывать давление на геополитических соперников и экономических конкурентов.

«Проблема долларовой зависимости стоит уже не первый год. Однако когда Россия оказалась под санкциями, данная проблема стала особенно актуальной. Оказалось, что мировой регулятор может вводить односторонние санкции в отношении своих противников, исходя из своего собственного законодательства. Более того, США, оказывается, могут наложить арест на золотовалютные резервы любой страны – просто ограбить иностранное государство. И это уже стало точкой кипения. Многие страны мира, в том числе арабские, которые буквально лежали под американцами, сегодня осознали, что надо что-то менять», – подчеркнул системный аналитик Мурат Мусабаев.

В свою очередь, заместитель директора ЦЭИ «Ой Ордо» Наталья Крек отметила, что западные страны, угрожая введением вторичных санкций многим странам мира, в том числе и Кыргызстану, где бизнес и экономика начали реально развиваться в последние годы, не особо озадачиваются вопросами социально-экономического положения тех государств, которые они пытаются задавить санкциями. Они просто выставляют свои требования, не давая при этом никакой экономической альтернативы.

«Международные финансовые институты дают нам какие-то гранты и кредиты, но они не нацелены на реальное развитие экономики, создание производства и т. д. Иногда создается впечатление, что их кредиты имеют противоположную цель – добить нашу экономику, которая выживает не благодаря, а вопреки их «помощи». Западные структуры поддерживают нашу систему образования – она практически разрушена. Поддерживают систему здравоохранения – она развалена. Проекты в энергетике – это сплошная геополитика и никакого реального эффекта. И так в любой отрасли. Нам уже пора понять, что перед МВФ или ВБ не стоит задача содействовать развитию наших стран. У них иная миссия – геополитическая, которая реализуется в интересах исключительно западной коалиции», - подчеркнула спикер.

Более того, нередко кредиты МВФ и ВБ используются для навязывания опасных для стран ЦА политических требований, включающих дистанцирование от экономического сотрудничества с Россией и Китаем, сокращение социально значимых программ поддержки населения и экономики, отмену государственных субсидий и т. д. А это прямой путь к социальной нестабильности и ослаблению позиций руководства государств региона. Кроме того, финансирование по линии международных кредитных организаций все активнее используется западной коалицией и для агрессивного продвижения чуждых населению региона «общечеловеческих» ценностей, например повестки ЛГБТ*.

«Государствам ЦА нужно с осторожностью подходить к заимствованиям у западных финансовых институтов, целью которых становится установление тотального санкционного контроля над финансами наших стран, что может плохо для нас закончиться», – добавила Н. Крек.

Как отметил президент ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» Анвар Абдраев, Кыргызстан должен выбирать партнеров, исходя из национальных интересов, а не под внешним давлением.

«Сегодня перед нами стоит угроза вторичных санкций, поэтому надо поискать пути решения возникающих в этой связи проблем и выходы из этой ситуации, которая создана не Кыргызстаном, не кыргызским парламентом, не кыргызским правительством. И тем более не кыргызскими банками. Но эта ситуация, к сожалению, за последние два с половиной года зеркально отразилась как на всех наших внутренних экономических и политических процессах, так и на взаимоотношениях с внешним миром. Это большая проблема, которая затронула не только нашу страну, но и практически весь мир – он разделился. Нам надо определиться, с кем сотрудничать, исходя из собственных выгод и интересов», - отметил спикер.  

Он подчеркнул, что проблемы финансовых взаимоотношений, осуществления платежей, закрытия корсчетов и т. д. действительно существуют. «Единственный банк, через который мы проводили долларовые платежи, это корейский Кукмин банк, он закрыл нам переводы. Я лично разговаривал с посольством Кореи, мы обращались в наш МИД  и в другие структуры за объяснениями причин, но получили лишь дипломатичный ответ, т. е. никакой конкретики мы не услышали. Корни проблемы понятны, поэтому кого-то обвинять или кому-то предъявлять претензии, почему вы не хотите с нами работать, наверное, не совсем этично с нашей стороны. Вообще мы в санкциях не два года, а намного дольше, где-то с 2014 года. Тогда мы достаточно успешно работали через долларовые и еврокорсчета российских банков. И до 2022 года проблем в принципе не было. Они возникли после начала известных событий», – отметил банкир.

По его словам, на площадках Ассоциации международного банковского совета, куда входят более 20 стран, в том числе страны СНГ, Восточной и Центральной Европы, он еще с 2008 года призывал к тому, чтобы воссоздать систему взаиморасчетов, которая была при СССР, т. е. создать так называемый переводной рубль.

«Это позволило бы проводить клиринговые платежи между странами, которые имеют так называемые мягкие – не свободно конвертируемые валюты. По разным причинам этого не произошло. Я неоднократно призывал своих коллег из банковского сектора, в первую очередь тех стран, которые определяли политику наших взаимоотношений – России и Казахстана: давайте переходить к расчетам в национальных валютах. Но и на сегодняшний день мы все торговые отношения даже с ближайшими соседями проводим в долларах США, т. е. в валюте третьего государства. Предлагались разные варианты. Но ни один не был принят. И вот мы к этой проблеме вернулись через 13-14 лет. И теперь она уже стоит достаточно остро», – подчеркнул А. Абдраев.

Сейчас необходимо искать выходы из сложившейся ситуации, т. е. решать вопросы с осуществлением платежей между государствами, в первую очередь с Российской Федерацией. «Ни для кого не секрет, что мы на 100% зависим от нашего стратегического партнера, с которым нас связывают многие факторы, в том числе по энергоносителям. Если Америка предложит альтернативный вариант по адекватным ценам, мы будем его рассматривать. Но таких предложений нет. Бизнес всегда и во всех странах многовекторный, он работает там, где выгодно. У нашего бизнеса есть определенные приоритеты, которые расставлены, исходя из объективных факторов. В частности, переводы мигрантов, торговый баланс и многое другое говорит в пользу наших ближайших соседей и союзников. На данный момент мы думаем, как решить проблему платежей. В рамках союза банков создана рабочая группа, которая должна найти решения и помочь бизнесу, чтобы платежи осуществлялись беспрепятственно и без нарушения тех международных норм, которые на сегодняшний день приняты», - подчеркнул банкир.

По его словам, существуют разные пути решения проблем. Как вариант, можно использовать новые технологии. Но это все должно быть принято законодательно, т. е. необходимо создать нормативную базу. «На сегодняшний день, кстати, виртуальные активы у нас в стране признаны активами, но пока не признаны платежными средствами. Это тоже вариант. Сейчас этими операциями занимаются многие, но происходит это безнадзорно. Некоторые эксперты говорят о том, что можно отказаться от SWIFT. Я думаю, это будет большой ошибкой. Кыргызстан, как страна, которая в данный момент занимает определенную позицию и в некоторой степени выступает финансовым хабом, может многое потерять. Я думаю, безвыходных ситуаций не бывает. И вопрос платежей мы решим. Но надо все это делать аккуратно», – добавил А. Абдраев.

В свою очередь, исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков обратил внимание на то, что «у нас вторичных санкций пока нет, и мы очень надеемся, что их и не будет». «Есть отдельные санкции на отдельные небольшие компании, которые не являются компаниями системного характера, и, я думаю, эти санкции не затронут в целом банковскую систему и бизнес-сообщество страны. Мы со своей стороны прилагаем максимальные усилия для того, чтобы объяснять бизнесу – и банковскому, и производственному сектору – те меры, которые могут минимизировать риск вторичных санкций», - сообщил спикер.

В то же время при принятии мер по минимизации санкций, по его словам,  нужно уделить особое внимание тому, чтобы не перегнуть палку. Например, недавно было принято решение практически полностью ограничить отдельные реэкспортные операции и проводить их через государственную торговую компанию. «Мягко говоря, этот шаг был очень непонятен для бизнеса, в том числе для банковской системы. Там предусматривается, что все операции по платежам, касающимся товаров или даже услуг, которые не заходят на территорию Кыргызстана, будут ограничены, проводить их будут только через государственную торговую компанию, которая будет обрабатывать их на предмет комплаенса, т.е. проверять на соответствие санкционным требованиям и одобрять или не одобрять. Как мы понимаем, таких платежей очень много, сотни, если не тысячи транзакций. Мы следим, чтобы те потоки по обычным товарам и услугам не двойного назначения, которые через нас проходят, все были не санкционного характера, при этом наши банки и наш бизнес на этом легитимно законно зарабатывают. Однако необдуманные шаги могут повлиять и на прибыльность банковской системы, и на другой бизнес, и на интерес к нашей стране со стороны иностранного бизнеса в целом. И если мы сейчас потеряем прибыль, то потом ее будет сложно вернуть. Поэтому нам нужно быть осторожными по поводу таких резких шагов», – подчеркнул А. Сыдыков.

Вопросы по этому поводу возникли и у депутата ЖК КР Гули Кожокуловой: «На самом деле хорошо, что бизнес-сообщество затронуло вопрос о создании государственной торговой компании, которая будет осуществлять все эти платежи. Министр экономики однозначно говорит, что все текущие платежи будут проходить без ограничений именно через торговую компанию. Бизнес-сообщество правильно возмущается, и мы хотели бы услышать глас именно банкиров по этому вопросу. Это создание какой-либо альтернативы, или для чего это делается?»

Отвечая, Анвар Абдраев отметил, что позиция коммерческих банков в этом вопросе отрицательная: «Мы предлагали отменить это постановление. Я по этому поводу обратился с письмом в адрес председателя Кабинета министров и председателя Нацбанка со своими предложениями, аргументами и альтернативными путями решения. К сожалению, не все из них учли, что вызывает определённую тревогу, но я думаю, что точка ещё не поставлена. У нас скоро состоится встреча, я надеюсь, что мы найдем какие-то взаимоприемлемые решения».

Он подчеркнул, что товары, которые будут проходить через государственную торговую компанию, на 99% – это товары из стран Западной Европы и США. «Поэтому мне не совсем понятно, почему идет определенное давление на банковский и финансовый сектор, в частности Кыргызстана, когда мы обслуживаем взаимоотношения двух бизнес-структур, которые в конечном итоге, оказывается, нарушают санкционные требования. Поэтому корень зла не в банках, и в данном случае через банки наказывать какую-то страну и бизнес – это не совсем правильно. Я считаю, что здесь наблюдаются некоторые двойные стандарты», – подчеркнул банкир. 

* * *

P.S. Зато посол Украины в Бишкеке Валерий Жовтенко приветствует данный шаг. О чем он и заявил в интервью радио «Азаттык» (кыргызский филиал радио «Свобода»*), отвечая на вопрос, контролирует ли украинская сторона соблюдение санкций Запада в КР: «Я приветствую слова министра Амангельдиева (глава МЭК КР) о том, что создана торговая компания, которая как раз и будет контролировать движение товаров через территорию республики, чтобы недобросовестные иностранные компании не пользовались юрисдикцией Кыргызстана».

Получается, как в той поговорке: в чужом глазу господин посол соринку увидел, в своем – бревна не замечает. Прежде чем говорить о недобросовестности иностранных компаний в Кыргызстане, В. Жовтенко следовало бы посмотреть на ситуацию в своей стране, где отчеты украинской таможни о перекрытии путей завоза контрабандных товаров являются полнейшей фикцией.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
684
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика