В начале октября Евразийский межправительственный совет на заседании в Ереване утвердил правила информационного обмена на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС. Таким образом, был оформлен завершающий документ в комплекте правил функционирования общего рынка электроэнергии, принятие которых предусмотрено Договором о ЕАЭС.
«Общий рынок электроэнергии стал флагманом евразийской энергетической интеграции. Решение стран евразийской «пятерки» о его создании является рациональным решением для получения сбалансированных цен и тарифов на электрическую энергию и получения положительной динамики роста национальных экономик стран ЕАЭС», – заявил министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев.
Правила позволят обеспечить информационное взаимодействие субъектов рынка, а также уполномоченных в сфере энергетики госорганов государств Союза. В частности, правилами регламентируется состав информации, подлежащей раскрытию в рамках работы рынка.
Потребление электроэнергии – традиционный показатель состояния промышленного производства и экономики в целом. Не случайно в Ереване правительства утвердили и среднесрочный стратегический документ «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС до 2030 года». В нём актуализирован и расширен список приоритетных отраслей, обновлен и дополнен перечень индикаторов развития промышленности и кооперационного сотрудничества союзников.
Показательно, что в данном случае формирование общего энергорынка идёт с цифровизацией. ЕЭК отметила, что документ создает правовую основу для использования национальных электронных цифровых подписей в электронном документообороте на электроэнергетическом рынке ЕАЭС.
Примечательно и то, что экономическая повестка объединила глав правительств стран ЕАЭС, у которых были свои политические повестки. В частности, участие в заседании приняли председатель ЕМПС, премьер-министр Армении Никол Пашинян, а также глава правительства Узбекистана Абдулла Арипов и первый вице–президент Исламской Республики Иран Мохаммад-Реза Ареф.
Усилия в рамках ЕАЭС дополняют параллельно идущие интеграционные процессы в других форматах. Например, в формате Союзного государства России и Белоруссии.
Годом ранее, в ноябре 2023 года, пресс-служба президента Белоруссии сообщила об одобрении проекта договора о формировании объединенного рынка электроэнергии Союзного государства. Александр Лукашенко подписал указ, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект такого договора.
«Данный международный договор устанавливает правовые основы формирования, функционирования и развития объединенного рынка электроэнергии Союзного государства, регулирует отношения, связанные с куплей-продажей электроэнергии, между участниками этого рынка. Договор также определяет состав субъектов объединенного рынка, их права и обязанности», – говорилось в официальном комментарии.
Союзное государство не напрасно считается локомотивом евразийской интеграции. Министр А. Кожошев, вероятно, не случайно прибег к этому образу при характеристике общего электроэнергетического рынка ЕАЭС.
Таким образом, евразийская интеграция идёт по нескольким трекам. Разные её форматы дополняют друг друга и формируют синергетический эффект.
Правда, многие наблюдатели и комментаторы ожидали большего. Концепция формирования общего электроэнергетического рынка союзников была принята в 2015 году. Программа формирования общего электроэнергетического рынка была утверждена в декабре следующего года. До момента формирования ОЭР прошло, таким образом, десятилетие.
Действительно, сроки могли быть сокращены, так как восстановление единой энергосистемы СССР не идёт с чистого листа, в отличие от аналогичных процессов в других регионах мира. Однако не стоит забывать, сколько сил и средств было потрачено на уничтожение этого единства, внедрение новых стандартов и ориентацию на нетрадиционные геоэкономические центры. Все это теперь сказывается.
Перспективы общего рынка электроэнергии ЕАЭС выглядят многообещающими как для промышленности и сельхозпроизводства, так и для социальной сферы. При этом они сопряжены с определёнными вызовами.
Формирование общего рынка электроэнергии способствует более эффективному распределению ресурсов, улучшению инвестиционного климата и увеличению конкурентоспособности стран-членов ЕАЭС. Общий энергорынок внесёт свой вклад в обеспечение энергетической стабильности национальных экономик союзников.
Очевидно, экономики наших республик разные. Общий рынок для успешного развития требует постоянных и немалых инвестиций в инфраструктуру. Инвестиции в модернизацию и развитие энергосетей обеспечат устойчивость развития и национальных экономик и скрепят межгосударственные связи.
Технологические инновации, как правило, приходят вместе с инвестициями. Не все постсоветские экономики обладают необходимыми ресурсами для самостоятельного развития энергетики и других отраслей. России традиционно есть что предложить союзникам, рассмотревшим до этого предложения других партнёров.
Несомненно, устранение барьеров для торговли электроэнергией требует гармонизации национальных законодательств и общих стандартов государств-членов ЕАЭС. Поэтому совершенствование регуляторных механизмов неизбежно. Оно уже идёт. Прозрачность и рыночные принципы – та основа, которая видится устойчивой, а значит, и долговременной.
Очевидно, от рыночных принципов членам ЕАЭС никуда не уйти. Дисбалансы в торговле на создаваемом общем рынке, споры по ценам и условиям поставок – нормальные явления в развитых рыночных экономиках. Похоже, что союзники готовы считаться с такими реалиями.
К рискам также следует отнести политические и геополитические факторы. Политическая нестабильность в отдельных странах может негативно сказаться на общей энергетической безопасности и доверии между участниками. Однако, как показывает практика, субъекты хозяйствования более склонны к компромиссу и способны влиять на сглаживание конфликтов.
Гораздо большими проблемами видятся социальные риски, упирающиеся в уровень жизни и платежеспособный спрос. Потребуется адресная социальная поддержка наиболее уязвимых слоёв населения.
Предположительно, средняя цена электроэнергии на общем рынке ЕАЭС будет выше российской. Такое положение дел будет детерминировано окупаемостью инвестиций. Других реальных сценариев у тех же среднеазиатских республик не просматривается.
Департамент энергетики ЕЭК, стоит надеяться, предложит союзникам адаптированные для них стратегии и планы действий («дорожные карты») переходного периода. Очевидно, это должны быть разные документы, учитывающие специфику каждого из членов ЕАЭС.
Как ни парадоксально, на первый взгляд, но высокие тарифы и цены на сырьё способствуют внедрению инноваций и техническому перевооружению. Возможно, некоторые традиционные отрасли со временем уступят место новым.
Решение насущных проблем потребует скоординированных усилий стран-членов, а также активного вовлечения бизнеса и международных организаций. Члены Союза обладают разными потенциалами и возможностями, способными послужить общему делу при взаимной выгоде.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram