Общий энергорынок ЕАЭС: время собирать камни - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 05.11.2024 |

Общий энергорынок ЕАЭС: время собирать камни

В начале октября Евразийский межправительственный совет на заседании в Ереване утвердил правила информационного обмена на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС. Таким образом, был оформлен завершающий документ в комплекте правил функционирования общего рынка электроэнергии, принятие которых предусмотрено Договором о ЕАЭС.

«Общий рынок электроэнергии стал флагманом евразийской энергетической интеграции. Решение стран евразийской «пятерки» о его создании является рациональным решением для получения сбалансированных цен и тарифов на электрическую энергию и получения положительной динамики роста национальных экономик стран ЕАЭС», – заявил министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев.

Правила позволят обеспечить информационное взаимодействие субъектов рынка, а также уполномоченных в сфере энергетики госорганов государств Союза. В частности, правилами регламентируется состав информации, подлежащей раскрытию в рамках работы рынка.

Потребление электроэнергии – традиционный показатель состояния промышленного производства и экономики в целом. Не случайно в Ереване правительства утвердили и среднесрочный стратегический документ «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС до 2030 года». В нём актуализирован и расширен список приоритетных отраслей, обновлен и дополнен перечень индикаторов развития промышленности и кооперационного сотрудничества союзников.

Показательно, что в данном случае формирование общего энергорынка идёт с цифровизацией. ЕЭК отметила, что документ создает правовую основу для использования национальных электронных цифровых подписей в электронном документообороте на электроэнергетическом рынке ЕАЭС.

Примечательно и то, что экономическая повестка объединила глав правительств стран ЕАЭС, у которых были свои политические повестки. В частности, участие в заседании приняли председатель ЕМПС, премьер-министр Армении Никол Пашинян, а также глава правительства Узбекистана Абдулла Арипов и первый вице–президент Исламской Республики Иран Мохаммад-Реза Ареф.

Усилия в рамках ЕАЭС дополняют параллельно идущие интеграционные процессы в других форматах. Например, в формате Союзного государства России и Белоруссии.

Годом ранее, в ноябре 2023 года, пресс-служба президента Белоруссии сообщила об одобрении проекта договора о формировании объединенного рынка электроэнергии Союзного государства. Александр Лукашенко подписал указ, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект такого договора.

«Данный международный договор устанавливает правовые основы формирования, функционирования и развития объединенного рынка электроэнергии Союзного государства, регулирует отношения, связанные с куплей-продажей электроэнергии, между участниками этого рынка. Договор также определяет состав субъектов объединенного рынка, их права и обязанности», – говорилось в официальном комментарии.

Союзное государство не напрасно считается локомотивом евразийской интеграции. Министр А. Кожошев, вероятно, не случайно прибег к этому образу при характеристике общего электроэнергетического рынка ЕАЭС.

Таким образом, евразийская интеграция идёт по нескольким трекам. Разные её форматы дополняют друг друга и формируют синергетический эффект.

Правда, многие наблюдатели и комментаторы ожидали большего. Концепция формирования общего электроэнергетического рынка союзников была принята в 2015 году.  Программа формирования общего электроэнергетического рынка была утверждена в декабре следующего года. До момента формирования ОЭР прошло, таким образом, десятилетие.

Действительно, сроки могли быть сокращены, так как восстановление единой энергосистемы СССР не идёт с чистого листа, в отличие от аналогичных процессов в других регионах мира. Однако не стоит забывать, сколько сил и средств было потрачено на уничтожение этого единства, внедрение новых стандартов и ориентацию на нетрадиционные геоэкономические центры. Все это теперь сказывается.

Перспективы общего рынка электроэнергии ЕАЭС выглядят многообещающими как для промышленности и сельхозпроизводства, так и для социальной сферы. При этом они сопряжены с определёнными вызовами.

Формирование общего рынка электроэнергии способствует более эффективному распределению ресурсов, улучшению инвестиционного климата и увеличению конкурентоспособности стран-членов ЕАЭС. Общий энергорынок внесёт свой вклад в обеспечение энергетической стабильности национальных экономик союзников.

Очевидно, экономики наших республик разные. Общий рынок для успешного развития требует постоянных и немалых инвестиций в инфраструктуру. Инвестиции в модернизацию и развитие энергосетей обеспечат устойчивость развития и национальных экономик и скрепят межгосударственные связи.

Технологические инновации, как правило, приходят вместе с инвестициями. Не все постсоветские экономики обладают необходимыми ресурсами для самостоятельного развития энергетики и других отраслей. России традиционно есть что предложить союзникам, рассмотревшим до этого предложения других партнёров.

Несомненно, устранение барьеров для торговли электроэнергией требует гармонизации национальных законодательств и общих стандартов государств-членов ЕАЭС. Поэтому совершенствование регуляторных механизмов неизбежно. Оно уже идёт. Прозрачность и рыночные принципы – та основа, которая видится устойчивой, а значит, и долговременной.

Очевидно, от рыночных принципов членам ЕАЭС никуда не уйти. Дисбалансы в торговле на создаваемом общем рынке, споры по ценам и условиям поставок – нормальные явления в развитых рыночных экономиках. Похоже, что союзники готовы считаться с такими реалиями.

К рискам также следует отнести политические и геополитические факторы. Политическая нестабильность в отдельных странах может негативно сказаться на общей энергетической безопасности и доверии между участниками. Однако, как показывает практика, субъекты хозяйствования более склонны к компромиссу и способны влиять на сглаживание конфликтов.

Гораздо большими проблемами видятся социальные риски, упирающиеся в уровень жизни и платежеспособный спрос. Потребуется адресная социальная поддержка наиболее уязвимых слоёв населения.

Предположительно, средняя цена электроэнергии на общем рынке ЕАЭС будет выше российской. Такое положение дел будет детерминировано окупаемостью инвестиций. Других реальных сценариев у тех же среднеазиатских республик не просматривается.

Департамент энергетики ЕЭК, стоит надеяться, предложит союзникам адаптированные для них стратегии и планы действий («дорожные карты») переходного периода. Очевидно, это должны быть разные документы, учитывающие специфику каждого из членов ЕАЭС.

Как ни парадоксально, на первый взгляд, но высокие тарифы и цены на сырьё способствуют внедрению инноваций и техническому перевооружению. Возможно, некоторые традиционные отрасли со временем уступят место новым.

Решение насущных проблем потребует скоординированных усилий стран-членов, а также активного вовлечения бизнеса и международных организаций. Члены Союза обладают разными потенциалами и возможностями, способными послужить общему делу при взаимной выгоде.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
707
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика