Узбекистан–ЕАЭС–ОДКБ: сближение ускоряется? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.11.2024 |

Узбекистан–ЕАЭС–ОДКБ: сближение ускоряется?

Узбекистан демонстрирует готовность к более активному партнёрству и с ОДКБ, и с ЕАЭС, хотя в Ташкенте пока не проявляют стремления побыстрее вступить в эти структуры.

Не исключено, что это вызвано тем, что углубляется экономическое взаимодействие Китая со всей Центральной Азией. Это требует определённого реагирования со стороны Москвы, но и самим странам региона есть о чём задуматься в связи с последовательным и всё более напористым поведением КНР в рамках инициативы «Один пояс - один путь».

В то же время ещё один внешнеполитический игрок  Соединенные Штаты проявляют к Центральной Азии всё больше и больше интереса. Значение региона для Вашингтона возросло сначала во время «глобальной войны с терроризмом», когда США создали в Узбекистане и Кыргызстане временные базы, ныне закрытые. Позже американцы стали проявлять растущий интерес к странам региона как к источнику природных ресурсов, особенно нефти, газа, редкоземельных металлов.

Часть американских военных аналитиков, особенно связанных с республиканцами, считает, что лучшей стратегией для Вашингтона было бы позволить России, историческому гаранту безопасности Центральной Азии, продолжать играть ту же роль. Выдвигаются аргументы «малой» вероятности, что Россия сможет восстановить своё прежнее господство в ЦА, но при этом она помогает поддерживать стабильность в регионе через ОДКБ. После провала США-НАТО в Афганистане такая позиция выглядит реалистичной, учитывающей к тому же чисто географические конкурентные преимущества России в отношении к региону по сравнению и с США, и с Китаем.

При президенте Шавкате Мирзиёеве, пришедшем к власти в 2016 году, внешняя политика Ташкента стала более чётко направленной на региональное взаимодействие и сотрудничество, в том числе с РФ. Это сильно отличается от авторитарной власти покойного И. Каримова, которая по целому ряду параметров вызывала неприятие как внутри страны, и прежде всего в узбекских правоохранительных органах, так и у соседей и даже ряда европейских стран, а также американских правозащитных организаций. А чисто теоретически Узбекистан вполне может продолжать выступать в качестве регионального посредника, обеспечивающего открытость между всеми сторонами в рамках экономических отношений между Россией, Китаем и странами Центральной Азии.

В настоящее время, несмотря на многолетнее стремление Узбекистана максимально дистанцироваться от «советского наследия», Россия остаётся одним из главных внешнеторговых партнёров страны. Обойти россиян удалось только Китаю, на долю которого, по данным узбекского Агентства статистики, приходится 21,9% внешнеторгового оборота с Узбекистаном. У РФ это показатель составляет 15,8% при довольно серьёзном преобладании экспорта над импортом. Это, кстати, касается и остальных стран ЕАЭС и вполне может послужить мощным стимулом для узбекистанской экономики, которой крайне необходимо выравнивать внешнеторговый баланс.

При этом нельзя забывать, что экономические связи РУз со странами коллективного Запада по-прежнему осложнены, тем более если они будут идти через Россию и в целом ЕАЭС. Узбекистан, как и Казахстан с Таджикистаном, подпадает под действие архаичной, но действующей поправки Джексона-Вэника, принятой ещё в начале 1970-х.

Правовая специфика США такова, что там действует англосаксонское прецедентное право. Так что, если Узбекистан вступит в ЕАЭС и тем более восстановит членство в ОДКБ, США могут использовать и эту поправку как рычаг давления.

Вот почему перед страной в настоящее время стоит достаточно внятная, но от этого не менее сложная дилемма. С одной стороны, требуются более тесные и облегченные с финансовой точки зрения связи с соседями, а также гарантии соблюдения конституционного порядка в свете недавних сепаратистских волнений в Каракалпакстане; проведение окончательной демаркации границы с соседями по Ферганской долине; совместное решение с Казахстаном вопроса реабилитации Аральского моря.

С другой стороны, существуют определённые риски, связанные с вступлением в ЕАЭС или любую другую организацию с единой таможенной пошлиной. Это может ограничить возможности Узбекистана по налаживанию беспошлинной торговли с третьими странами, в том числе с такими приоритетными партнёрами, как Турция.

На последнюю приходится 6,4% внешнеторгового оборота Узбекистана по состоянию на конец 2022 года. За турками следуют Южная Корея – 4,7% и Германия – 2,3%. Возможно, эти ракурсы вызывают противоречия в узбекском обществе по поводу укрепления отношений с ЕАЭС.

Однако даже в сильно геополитически ангажированном Всемирном банке уже подчеркивают, что вступление в ЕАЭС может привлечь дополнительные иностранные инвестиции и поддержать экономический рост Узбекистана, особенно как страны, не имеющей выхода к морю. Потому в целом ему действительно всерьёз опасаться нечего.

Узбекистан, продающий именно в страны ЕАЭС текстильную и сельскохозяйственную продукцию, будет и впредь иметь от этого значительную выгоду. Растущие закупки РФ и других стран Союза у Узбекистана не только плодоовощной, но нефтегазохимической продукции к тому же выгодны по цене, что особенно важно ввиду антироссийских (и антибелорусских) санкций Запада. Все это стимулирует дискуссию в Узбекистане насчет его членства в ЕАЭС.

А ОДКБ? Заинтересована ли Россия и другие члены Организации в том, чтобы Узбекистан восстановил в ней своё членство? Факты говорят о том, что да. Президент Шавкат Мирзиёев еще в 2021-м принял участие в саммите ОДКБ в качестве гостя. В ходе мероприятия он согласился расширить сотрудничество своей страны со странами ОДКБ по вопросам региональной безопасности в свете нестабильной ситуации в Афганистане. Ко всему прочему, когда в Афганистане к власти уже упорно шёл «Талибан», Узбекистан участвовал в трёхсторонних (Россия, Таджикистан и Узбекистан) военных учениях на полигоне Харб-Майдон на юге РТ. Кроме того, он принимал у себя российские военные подразделения для проведения двусторонних военных учений «Юг-21» недалеко от своей крайней южной точки – города Термеза вблизи границы с Афганистаном.

Словом, членство в ОДКБ, поскольку Узбекистан граничит с проблемным Афганистаном, тоже для него выгодно. Но он может избрать и другой путь: по поводу ЕАЭС, пользуясь статусом наблюдателя, добиваться для себя более широких преференций, а по поводу ОДКБ – теснее сотрудничать с этим блоком, имея в виду не только Афганистан, но и известные акции радикальных исламистских организаций в конце 1990-х и позже в Ферганской долине, в сопредельной с Афганистаном Сурхандарьинской области, на границе с Киргизстаном.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
9547
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика