Президент РФ подписал закон о ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой, ранее подписанный в Пхеньяне Владимиром Путиным и Ким Чен Ыном. Наибольшее внимание и тревогу у западных наблюдателей вызвала статья 4 данного документа о том, что любая из сторон договора «незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами» в случае вооруженного нападения на другую из сторон.
Параллельно с этим растет число сообщений в западной прессе о якобы имеющем место присутствии северокорейских военных в зоне специальной военной операции. Российское руководство пока не подтверждает эту информацию, но и не спешит напрямую опровергать. К примеру, когда В. Путина спросили о спутниковых снимках, которые якобы подтверждают присутствие военных специалистов КНДР, он заявил, что «снимки – они вещь серьезная, если есть снимки, значит, они чего-то отражают».
Однако украинский кризис – это только часть стратегического противоборства держав коллективного Запада и Глобального Юга, поэтому сближение Москвы и Пхеньяна корректнее рассматривать именно под этим стратегическим ракурсом, не фокусируясь на ситуации вокруг Украины.
Как именно развивается партнерство Российской Федерации и КНДР и каковы его перспективы?
Укрепление ракетно-ядерного потенциала
В статье 10 договора отмечено, что Россия и КНДР будут сотрудничать в области науки и техники, «включая такие сферы, как космос, биология, мирная атомная энергия, искусственный интеллект, информационные технологии и иные». Эти положения договора, а также визит председателя государственных дел КНДР Ким Чен Ына на космодром «Восточный» в 2023 году встревожили западные страны и навели их на мысль, что Россия собирается помочь Пхеньяну развивать ядерный потенциал.
При этом важно понимать, что на данный момент КНДР является состоявшейся ядерной державой, активно развивающей триаду сдерживания. Де-юре ядерный статус КНДР был зафиксирован в законе 2013 года «Об укреплении статуса самообороняющегося ядерного государства» и «О политике КНДР в отношении ядерных вооруженных сил», принятом в 2022 году и вносящем дополнительные уточнения, в том числе перечисляющем условия применения ядерного оружия.
Де-факто, первое ядерное испытание Пхеньян провел еще в 2006 году, и с этого момента может считаться державой, обладающей ядерным оружием. С тех пор Северная Корея добилась выдающихся успехов в развитии ракетно-ядерного потенциала, включая твердотопливную ракету Хвасон-19, испытанную в октябре и теоретически способную доставить ядерный заряд на оба побережья Соединенных Штатов.
Из этого не следует, что России нечего предложить КНДР в сфере ядерного сдерживания, однако речь идет в большей степени не о возможной передаче технологий, сколько о создании единой системы ядерного сдерживания в регионе АТР, что в той или иной степени вытекает из статьи 4 Договора.
Прописанное в статье 10 сотрудничество Москвы и Пхеньяна в области мирного атома и космоса, разумеется, может поспособствовать бурному развитию ракетно-ядерного потенциала КНДР, но в данном случае мяч будет полностью на стороне северокорейских ученых и военных, которые придумают, как использовать полученные наработки. Россия не может задавать направление развития науки и техники в дружественном государстве.
Союз, который долго ждали
Несмотря на то что официальные лица призывают не называть отношения между Россией и КНДР альянсом, речь безусловно идет о достаточно тесном геополитическом партнерстве.
После распада СССР, который достаточно активно поддерживал КНДР в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, между Москвой и Пхеньяном последовал десятилетний период снижения плотности контактов, обусловленный как попыткой Кремля в большей степени ориентироваться на интеграцию в западную экономику, так и сменой идеологических приоритетов. С приходом к власти Владимира Путина внешнеполитический вектор начал плавно меняться, однако Москва долгое время, несмотря на открытую враждебность Запада, все же не спешила переходить к открытому партнерству с КНДР. В 2017 году она даже поддержала санкции против Пхеньяна в Совете Безопасности ООН, мотивировав это приверженностью принципу нераспространения ядерного оружия.
Однако в последние годы расклад резко изменился: помимо начала украинского кризиса, стала активно накаляться ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «В январе 2021 года уходящая администрация Трампа рассекретила документ, известный как Контуры Стратегии США для Индо-Тихоокеанского региона. КНДР в тексте отводилось не так много места по сравнению с Китаем, однако общая тональность и описанные векторы американской внешней политики – укрепление военного потенциала Японии и Южной Кореи, а также тезис, что в идеале Северная Корея должна перестать представлять опасность для США, не оставлял Пхеньяну пространства для интерпретаций», – пояснил «Ритму Евразии» кандидат политических наук Сергей Лебедев, старший преподаватель факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета.
Впрочем, добавил исследователь, то, что США готовятся к большой схватке за регион, было понятно достаточно давно, а документы, рассекреченные назло новой (на тот момент) демократической администрации, просто окончательно убедили Пхеньян, что США хотят создать «азиатскую версию НАТО», направленную как против Китая, так и частично против КНДР. Именно поэтому руководство Северной Кореи стало искать новых союзников, обладающих мощным военным потенциалом.
В связи с этим возникает вопрос – а почему Москва и Пхеньян не заключили этот союз раньше? Среди политологов существует обоснованное мнение, что Кремль рассматривал КНДР как суверенное государство, которое тем не менее находится в орбите Китая, и не считал корректным идти на такие внешнеполитические шаги без сверки часов с Пекином. В пользу этой версии говорит тот простой факт, что заключению договора с КНДР предшествовал визит В. Путина в Китай.
При этом еще до подписания договора Россия стала посылать четкие сигналы, что ее благорасположение – это совсем не пустые слова. В частности, в мае 2022 года Москва совместно с Пекином наложила вето на проект резолюции США об усилении санкций против КНДР. В апреле нынешнего года Россия аналогичным образом воспользовалась право вето и заблокировала продление мандата группы экспертов ООН по санкциям против Северной Кореи, что было высоко оценено Пхеньяном.
Новые геополитические расклады
Пока рано говорить о том, что в АТР формируется новый стратегический треугольник Россия–Китай–КНДР, однако в перспективе такой расклад вполне возможен, считает С. Лебедев. Нет сомнения, что США, временно отвлекшиеся на украинский кризис, вновь обратят свой взор на Азиатско-Тихоокеанский регион. Уже сейчас идут активные разговоры о размещении американского ядерного оружия в Японии и Южной Корее или о самостоятельном создании этими странами собственных арсеналов, продолжается активная поддержка Тайваня, в том числе и военная, вопреки принципу «одного Китая», доминировавшему в американской внешней политике с 1970-х.
Подобные процессы неизбежно должны привести к дальнейшему сближению России, КНР и КНДР, причем подобный союз, в отличие от текущей связки США–Япония–Южная Корея, будет куда менее иерархичным, т. к. и Москва, и Пекин, и Пхеньян уже обладают собственными ядерными арсеналами, в то время как Токио и Сеул на данный момент в этом плане полностью зависят от США.
Для КНДР в этом блоке Россия стала бы ключевым военным союзником, а Китай – ключевым торговым партнером, при этом сближение с Москвой позволит Пхеньяну также диверсифицировать свои экономические связи, сейчас почти полностью замкнутые на Пекин.
Китаю, в свою очередь, выгодно сближение России и КНДР, равно как и гипотетическое появление северокорейский военных в зоне специальной военной операции. Китайское руководство, судя по всему, хочет максимально отсрочить прямую конфронтацию с Западом, поэтому не против, чтобы бремя помощи России в украинском кризисе взяла на себя Северная Корея.
Россия, в свою очередь, приобретает нового военного союзника в регионе и диверсифицирует связи в Азии. Несмотря на пока низкую покупательную способность северокорейского населения, правительство КНДР может быть заинтересовано в покупках российских энергоносителей и сельскохозяйственной продукции.
В любом случае сближение России и КНДР вряд ли стоит рассматривать как временный союз, продиктованный обстоятельствами. Скорее уместнее смотреть на заключенный договор как на альянс двух держав Глобального Юга, связанных многолетним опытом противостояния коллективному Западу.