Таджикистан стремится перенаправить трудовых мигрантов в Восточную Азию - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.11.2024 |

Таджикистан стремится перенаправить трудовых мигрантов в Восточную Азию

Таджикистан и Южная Корея 31 октября подписали меморандум, позволяющий таджикским трудовым мигрантам работать на территории этой страны. С его помощью Душанбе, столкнувшийся с сокращением трудовой эмиграции в Россию, стремится перенаправить часть этих потоков на зарубежные рынки труда.

Возможность работать в Южной Корее у таджикистанцев появится с 2025 г. Правда, для этого соглашение должно быть ратифицировано национальными парламентами. По сообщению Министерства труда, миграции и занятости населения РТ оно направлено на «на укрепление и устойчивое развитие сотрудничества в области труда, миграции и занятости населения, подготовку трудовых ресурсов, защиту прав и интересов иностранных рабочих… в соответствии с действующими законами обеих стран». То есть главная задача меморандума – создание условий для организованной трудовой миграции в одну из наиболее развитых в экономическом отношении стран Восточной Азии, что должно способствовать диверсификации потоков трудовой миграции. Задача эта для Таджикистана крайне важная, поскольку денежные переводы мигрантов составляют до половины его ВВП.

Сотрудничество в сфере трудовой миграции с Сеулом официальный Душанбе пытается наладить давно. Первые шаги в этом направлении были предприняты задолго до теракта в «Крокус Сити Холле», вызвавшем ужесточение российской миграционной политики. В апреле 2022 г. Южную Корею посетила таджикская делегация во главе с министром труда, миграции и занятости населения Ширин Амонзода. В Сеуле состоялись переговоры с министром занятости и труда Южной Кореи Ан Гён Дуком, мэром города Санджу Кан Юнг Соком, а также рядом других чиновников и руководителями предприятий. Корейская сторона выразила готовность активизировать привлечение временных трудовых мигрантов из Таджикистана для работы в сельскохозяйственном секторе. По итогам визита с городом Санджу, Ассамблеей провинции Чола-Пукто и центрами подготовки трудовых мигрантов были подписаны меморандумы о сотрудничестве по организации трудовой миграции.

Как результат этих усилий в октябре 2022 г. в Южную Корею для работы в сельском хозяйстве вылетела первая группа таджикских мигрантов в составе 22 человек. Их отправка была осуществлена на основании договора между таджикским Минтруда и администрацией южнокорейского города Хампён провинции Чолла-Намдо, заинтересованной в привлечении трудовых мигрантов на сезонные работы. Затем в Южную Корею было направлено еще 36 мигрантов. Весной 2023 г. в Душанбе для желающих работать в этой стране были открыты специальные краткосрочные курсы изучения корейского языка продолжительностью от 1 до 3 месяцев. В августе 2023 г. в Таджикистане побывала представительная южнокорейская делегация, обсуждавшая вопрос создания в Таджикистане Центра изучения корейского языка.

В июле 2024 г. между Миграционной службой Минтруда Таджикистана и Канвонским госуниверситетом Южной Кореи был подписан меморандум о взаимопонимании, направленный на развитие сотрудничества в сфере образования и миграции. Его цель – создание курсов для обучения корейскому языку на территории самого Таджикистана, что в дальнейшем должно было способствовать трудовой миграции. По словам главы миграционной службы Нодирзоды Иматшо, таджикская сторона хотела бы, чтобы Южная Корея организовала краткосрочные языковые курсы для сотрудников службы с целью изучения опыта миграции. Их обучение должно было стать первым шагом в рамках этого соглашения, конечной целью которого была организация таджикской трудовой миграции в регион Канвондо.

У Таджикистана перед глазами опыт Узбекистана, который в плане организации трудовой миграции своих граждан в Южную Корею достиг определенных успехов. Узбекская трудовая эмиграция в Южную Корею началась в 2007 г. Квота для узбекских трудовых мигрантов вначале была не слишком велика: с 2007 по 2016 г. возможность работать в этой восточноазиатской стране получили всего 27 тыс. узбекистанцев, что на фоне 30-милионного населения этой республики было каплей в море. Тем не менее к 2017 г. Узбекистан вошел в число пяти крупнейших поставщиков трудовых ресурсов для Южной Кореи, а число работающих на его территории узбекских граждан достигло 17 тыс. К тому же уровень оплаты труда в этой стране был заметно выше, чем в России, а организованный набор мигрантов, обязательное обучение их корейскому языку и официальное трудоустройство делали их гораздо более защищенными.

Впоследствии квота для граждан Узбекистана на корейском рынке труда увеличилась, и число их заметно выросло. На конец 2023 г. узбекистанцы являлись пятой по численности диаспорой Южной Кореи, а их численность составляла 87,6 тыс. чел. Из них 12,5 тыс. чел., или каждый седьмой, учились в местных вузах. Причем численность узбекистанцев в этой стране быстро росла – еще в 2022 г. она оценивалась в 69 тыс. чел. С 2024 г. возможность для трудоустройства в Южной Корее получили до 100 тыс. граждан Узбекистана.

Правда, эта цифра отражает не квоту, выделенную узбекистанцам, а число вакансий, для занятия которых еще предстояло сдать экзамены по корейскому языку. В ходе первого этапа конкурса, намеченного на февраль, соискатели могли претендовать на 37,4 тыс. мест в промышленности, сельском хозяйстве, обслуживании и строительном секторе. Любопытно, что две трети всех вакансий предлагалось в индустриальном секторе (22,2тыс.), что, по-видимому, отражало нарастающий дефицит рабочей силы в промышленности.

Ввиду крайне сложной демографической ситуации в самой Южной Корее иностранные трудовые мигранты нужны. В ближайшие годы Сеул столкнется с нарастающим дефицитом рабочих рук, способным поставить под угрозу дальнейшее развитие экономики. В июне 2024 г. президент страны Юн Сок Ёль объявил о введении чрезвычайной демографической ситуации национального масштаба, связанной с сокращением численности населения. В 2020 г. в стране впервые была зафиксирована естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью), которая в последующие годы лишь усугубилась. В 2021 г. она составила 57 тыс., а в 2022 г. – уже 123,6 тыс. чел., сохранившись на том же уровне и в 2023 г. В четвертном квартале прошлого года суммарный коэффициент рождаемости (число рожденных детей в расчете на одну женщину репродуктивного возраста) опустился до 0,65. Это в три раза ниже того уровня, который необходим для простого замещения поколений (2,15) и является абсолютным мировым антирекордом.

Ввиду того, что в самой Южной Корее складывается крайне сложная демографическая ситуация, направление для трудовой миграции странами Средней Азии выбрано правильно. Однако значительные по объему контингенты трудовых мигрантов, сопоставимые с теми, что до сих пор едут в Россию, направить в Восточную Азию будет крайне сложно. По данным Минтруда Таджикистана, которое ведет собственный учет трудовых мигрантов, за первые шесть месяцев этого года в Россию на работу выехали 392 тыс. чел., что на 16,1% меньше аналогичного показателя за тот же период 2023 г. Однако эти данные, скорее всего, неполные.

По данным Пограничной службы ФСБ, представленных в системе ЕМИСС, за январь-сентябрь этого года в Россию из Таджикистана выехали 1 млн 409,7 тыс. чел., в том числе с целью работы – 884,2 тыс. Понятно, что заменить Россию Южная Корея, которая пока приняла всего несколько десятков мигрантов из Таджикистана, в обозримой перспективе не сможет. В то же время, как показывает опыт Узбекистана, она вполне может сыграть роль менее «вместительного» рынка труда, такого, например, как Казахстан, где в 2020-2023 гг. работали около 30 тыс. таджикистанцев.

Главным препятствием для трудовой миграции населения республики в Южную Корею являются требования к знанию корейского языка, изучение которого требует времени и усилий, а основным преимуществом – более высокий уровень оплаты туда, который, судя по опыту Узбекистана, может достигать 2-2,5 тыс. долл. в месяц. При условии преодоления «языкового барьера» Таджикистан вполне может направить в эту страну несколько десятков тысяч своих трудовых мигрантов, хотя бы отчасти снизив тем самым уровень безработицы и напряжение на внутреннем рынке труда.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1196
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика