Развитие Дальнего Востока и северных регионов признано в России одним из главных приоритетов текущего столетия. Особое значение данный вопрос приобрел сегодня, когда против РФ развернулась свирепая санкционная война во главе с США и их союзниками. Перед российскими властями поставлены самые серьезные за последние десятилетия вызовы, от преодоления которых во многом зависит будущее страны.
В результате практически полной блокады РФ на западном направлении именно Дальний Восток, а с ним и Северный морской путь (СМП) оказались главными воротами для российской внешней торговли. Поэтому неудивительно, что Москва стала уделять данному региону особое внимание, в том числе вкладывая в его развитие огромные суммы.
О важности Дальнего Востока для будущего России говорят уже не первый год. Это связано с тем, что территория данного макрорегиона занимает около 40% всей территории страны и именно здесь, как отмечал Владимир Путин, «заложен ресурсный суверенитет РФ». Однако сложные климатические условия, удаленность от европейской части страны, определенная слабость социальной инфраструктуры, дефицит рабочей силы и ряд других вопросов всегда являлись серьезными препятствиями для развития этих территорий. Поэтому еще десять лет назад по инициативе В. Путина была запущена принципиально новая стратегическая программа и система управления комплексным развитием Дальнего Востока, что уже дало свои результаты. Например, было построено и отремонтировано более 1,6 тыс. объектов социальной инфраструктуры, введено в эксплуатацию около 900 новых предприятий и создано почти 140 тыс. новых рабочих мест.
Действия российских властей последних лет привели к тому, что динамика промышленного производства в регионе с 2013 года превысила общероссийские темпы на 25%, в 1,6 раза увеличился ввод в строй жилых объектов, а также были реализованы или готовятся к запуску около 3,5 тыс. промышленных, инфраструктурных, технологических и образовательных проектов. Кроме того, на Дальнем Востоке за последнее десятилетие более чем в два раза увеличилось производство продукции агропромышленного комплекса, а грузооборот морских портов вырос в 1,6 раза.
Важным стало появление в регионе и 17 территорий опережающего развития (ТОР), что составляет 18,5% от их общего количества в России. В последнем случае следует отметить, что в 2023 году здесь появилась особая ТОР «Патриотическая», которая объединяет оборонные предприятия из разных точек Дальнего Востока. Помимо этого, в нынешнем году было определено и несколько площадок для создания уже международных ТОР, ориентированных, прежде всего, на иностранный бизнес и совместные предприятия.
При этом привлечение иностранных инвестиций является одним из приоритетов развития Дальнего Востока. Например, сегодня с участием только китайского капитала в макрорегионе реализуется 51 инвестпроект с общим объемом инвестиций 817 млрд рублей, крупнейшим из которых является строительство Амурского газо-химического комплекса за более чем 700 млрд руб. Помимо этого, как отмечал В. Путин на состоявшемся в сентябре Восточном экономическом форуме, из иностранных юрисдикций на остров Русский «переехали» активы на сумму свыше 5,5 трлн рублей. Все это и многое другое является прямым доказательством того, что за прошедшее десятилетие российские власти проделали весьма серьезную работу по развитию Дальнего Востока и, как показывают последние события, останавливаться на этом не намерены: до 2030 года здесь планируется увеличить объем инвестиций, ввести в строй 1,7 тыс. предприятий и создать 230 тыс. новых рабочих мест.
Согласно последним планам, для Дальнего Востока намечено 10 приоритетов, которые, как заявляется, позволят макрорегиону «выйти на новый уровень экономического, социального и инфраструктурного развития». В частности, речь идет о реализации 38 мастер-планов (22 – дальневосточных и 16 арктических городов), предполагающих постройку более 1 тыс. новых объектов, начиная от детских садов и заканчивая городами-спутниками. При этом только в середине октября нынешнего года правительство РФ выделило на приоритетные инвестиционные проекты более 14 млрд рублей, которые пойдут на реализацию мастер-планов в Улан-Удэ, Владивостоке, Хабаровске, Биробиджане, Магадане и других населенных пунктах. Всего же в долгосрочных планах комплексного социально-экономического развития городов уже поддержано более 40 проектов на общую сумму более 1,6 трлн руб.
Кроме того, одним из приоритетов является развитие энергетики в регионе, где к 2030 году может появиться дефицит электроэнергии в размере около 1900 МВт. Решить данную проблему власти намерены через строительство второй очереди Сахалинской ГРЭС-2, а также масштабную программу энергоразвития Дальнего Востока. В планах российского правительства также есть пункты, связанные с развитием технологий освоения Севера, цифровизацией управления регионами и привлечением сюда инвестиций. Помимо этого, в приоритеты развития Дальнего Востока включены обеспечение экономики кадрами, в том числе через усиление социальной поддержки населения, стимулирование туризма, наращивание торговли и инвестиций с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Одним из важнейших приоритетов в развитии не только Дальнего Востока, но и всей России, сегодня принято считать расширение транспортно-логистических коридоров. Для этого власти активно занимаются увеличением провозной способности Восточного полигона железных дорог, который должен к 2032 году переваливать до 270 млн тонн. Кроме того, большая ставка делается на Северный морской путь (от архипелага Новая Земля на западе до мыса Дежнева на Чукотке), объем транспортировки грузов по которому за последние 10 лет уже вырос в несколько раз: только транзит в 2023 году составил 2,1 млн тонн, а к 2030 году по СМП планируется перевозить порядка 150 млн тонн грузов.
Сегодня работа по развитию Севморпути ведется в рамках нескольких федеральных программ, в первую очередь «Новые возможности для Дальнего Востока» и «Развитие Северного морского пути». При этом планируется, что только на субсидирование регулярных перевозок из федерального бюджета будет направлено 300 млн рублей. Всего же план развития СМП до 2035 года предусматривает расходы на уровне 2 трлн рублей и включает в себя более 150 масштабных мероприятий, которые распределяются по пяти направлениям. Речь идет о постройке объектов транспортной инфраструктуры и модернизации имеющихся узлов, обновлении грузовой базы, повышении безопасности движения судов в арктической зоне, а также постройке ледоколов и наращивании судостроительных мощностей в Арктике. О важности последнего направления свидетельствует тот факт, что за ним лично следит президент РФ.
В частности, 6 ноября В. Путин принял онлайн-участие в церемонии спуска на воду атомного ледокола «Чукотка», который стал уже пятым по счету атомоходом проекта 22220. Эти суда являются самыми большими и мощными в мире, способными обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике. При этом на Балтийском заводе строятся еще два корабля такого же класса – «Якутия» и «Ленинград», а в 2025 году должен быть заложен ледокол этой же серии «Сталинград». Кроме того, на дальневосточной верфи «Звезда» сегодня строится атомный ледокол нового поколения «Лидер». Как отметил в ходе церемонии Владимир Путин, «от укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, по наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути».
Более того, российский лидер обозначил основные направления дальнейшего развития СМП, отметив в том числе необходимость проработки более эффективных тарифов на ледокольную проводку грузов, чтобы привлечь к данному коридору еще большее количество не только российских, но и зарубежных компаний. Он также подчеркнул, что в будущем предстоит нарастить безопасность и надежность судоходства в регионе, для чего будет улучшено качество спутниковой навигации, связи, мониторинга ледовой обстановки, а также модернизирована инфраструктура арктических портов, в том числе за счет прокладывания к ним железнодорожных дорог.
В данном случае речь идет об увеличении мощностей железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, а также строительстве Северного широтного хода с выходами к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края. Все это, как считают в Москве, позволит в ближайшее десятилетие выйти на объем грузооборота на СМП в 1,8 млрд тонн с общей суммой в 111 трлн. рублей. Такие цифры уже сегодня демонстрируют всю важность развития Северного морского пути, а с ним и роли Дальнего Востока в будущем России.
Таким образом, развитие Дальневосточного макрорегиона, действительно, можно считать одним из главных приоритетов развития России. От успешной реализации всех намеченных сегодня планов во многом будет зависеть не только будущее самого Дальнего Востока, но всей страны, так как геополитическая ситуация вокруг РФ в обозримой перспективе вряд ли изменится в лучшую сторону, в первую очередь на западном направлении. Поэтому вполне вероятно, что уже в скором времени можно будет наблюдать перемещение центра экономической активности в северные и восточные регионы РФ, подготовка к чему сегодня идет полным ходом.