В России всерьез берутся за развитие Дальнего Востока - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.11.2024 |

В России всерьез берутся за развитие Дальнего Востока

Развитие Дальнего Востока и северных регионов признано в России одним из главных приоритетов текущего столетия. Особое значение данный вопрос приобрел сегодня, когда против РФ развернулась свирепая санкционная война во главе с США и их союзниками. Перед российскими властями поставлены самые серьезные за последние десятилетия вызовы, от преодоления которых во многом зависит будущее страны.

В результате практически полной блокады РФ на западном направлении именно Дальний Восток, а с ним и Северный морской путь (СМП) оказались главными воротами для российской внешней торговли. Поэтому неудивительно, что Москва стала уделять данному региону особое внимание, в том числе вкладывая в его развитие огромные суммы.

О важности Дальнего Востока для будущего России говорят уже не первый год. Это связано с тем, что территория данного макрорегиона занимает около 40% всей территории страны и именно здесь, как отмечал Владимир Путин, «заложен ресурсный суверенитет РФ». Однако сложные климатические условия, удаленность от европейской части страны, определенная слабость социальной инфраструктуры, дефицит рабочей силы и ряд других вопросов всегда являлись серьезными препятствиями для развития этих территорий. Поэтому еще десять лет назад по инициативе В. Путина была запущена принципиально новая стратегическая программа и система управления комплексным развитием Дальнего Востока, что уже дало свои результаты. Например, было построено и отремонтировано более 1,6 тыс. объектов социальной инфраструктуры, введено в эксплуатацию около 900 новых предприятий и создано почти 140 тыс. новых рабочих мест.

Действия российских властей последних лет привели к тому, что динамика промышленного производства в регионе с 2013 года превысила общероссийские темпы на 25%, в 1,6 раза увеличился ввод в строй жилых объектов, а также были реализованы или готовятся к запуску около 3,5 тыс. промышленных, инфраструктурных, технологических и образовательных проектов. Кроме того, на Дальнем Востоке за последнее десятилетие более чем в два раза увеличилось производство продукции агропромышленного комплекса, а грузооборот морских портов вырос в 1,6 раза.

Важным стало появление в регионе и 17 территорий опережающего развития (ТОР), что составляет 18,5% от их общего количества в России. В последнем случае следует отметить, что в 2023 году здесь появилась особая ТОР «Патриотическая», которая объединяет оборонные предприятия из разных точек Дальнего Востока. Помимо этого, в нынешнем году было определено и несколько площадок для создания уже международных ТОР, ориентированных, прежде всего, на иностранный бизнес и совместные предприятия.

При этом привлечение иностранных инвестиций является одним из приоритетов развития Дальнего Востока. Например, сегодня с участием только китайского капитала в макрорегионе реализуется 51 инвестпроект с общим объемом инвестиций 817 млрд рублей, крупнейшим из которых является строительство Амурского газо-химического комплекса за более чем 700 млрд руб. Помимо этого, как отмечал В. Путин на состоявшемся в сентябре Восточном экономическом форуме, из иностранных юрисдикций на остров Русский «переехали» активы на сумму свыше 5,5 трлн рублей. Все это и многое другое является прямым доказательством того, что за прошедшее десятилетие российские власти проделали весьма серьезную работу по развитию Дальнего Востока и, как показывают последние события, останавливаться на этом не намерены: до 2030 года здесь планируется увеличить объем инвестиций, ввести в строй 1,7 тыс. предприятий и создать 230 тыс. новых рабочих мест.

Согласно последним планам, для Дальнего Востока намечено 10 приоритетов, которые, как заявляется, позволят макрорегиону «выйти на новый уровень экономического, социального и инфраструктурного развития». В частности, речь идет о реализации 38 мастер-­планов (22 – дальневосточных и 16 арктических городов), предполагающих постройку более 1 тыс. новых объектов, начиная от детских садов и заканчивая городами-спутниками. При этом только в середине октября нынешнего года правительство РФ выделило на приоритетные инвестиционные проекты более 14 млрд рублей, которые пойдут на реализацию мастер-планов в Улан-Удэ, Владивостоке, Хабаровске, Биробиджане, Магадане и других населенных пунктах. Всего же в долгосрочных планах комплексного социально-экономического развития городов уже поддержано более 40 проектов на общую сумму более 1,6 трлн руб.

Кроме того, одним из приоритетов является развитие энергетики в регионе, где к 2030 году может появиться дефицит электроэнергии в размере около 1900 МВт. Решить данную проблему власти намерены через строительство второй очереди Сахалинской ГРЭС-­2, а также масштабную программу энергоразвития Дальнего Востока. В планах российского правительства также есть пункты, связанные с развитием технологий освоения Севера, цифровизацией управления регионами и привлечением сюда инвестиций. Помимо этого, в приоритеты развития Дальнего Востока включены обеспечение экономики кадрами, в том числе через усиление социальной поддержки населения, стимулирование туризма, наращивание торговли и инвестиций с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из важнейших приоритетов в развитии не только Дальнего Востока, но и всей России, сегодня принято считать расширение транспортно-логистических коридоров. Для этого власти активно занимаются увеличением провозной способности Восточного полигона железных дорог, который должен к 2032 году переваливать до 270 млн тонн. Кроме того, большая ставка делается на Северный морской путь (от архипелага Новая Земля на западе до мыса Дежнева на Чукотке), объем транспортировки грузов по которому за последние 10 лет уже вырос в несколько раз: только транзит в 2023 году составил 2,1 млн тонн, а к 2030 году по СМП планируется перевозить порядка 150 млн тонн грузов.

Сегодня работа по развитию Севморпути ведется в рамках нескольких федеральных программ, в первую очередь «Новые возможности для Дальнего Востока» и «Развитие Северного морского пути». При этом планируется, что только на субсидирование регулярных перевозок из федерального бюджета будет направлено 300 млн рублей. Всего же план развития СМП до 2035 года предусматривает расходы на уровне 2 трлн рублей и включает в себя более 150 масштабных мероприятий, которые распределяются по пяти направлениям. Речь идет о постройке объектов транспортной инфраструктуры и модернизации имеющихся узлов, обновлении грузовой базы, повышении безопасности движения судов в арктической зоне, а также постройке ледоколов и наращивании судостроительных мощностей в Арктике. О важности последнего направления свидетельствует тот факт, что за ним лично следит президент РФ.

В частности, 6 ноября В. Путин принял онлайн-участие в церемонии спуска на воду атомного ледокола «Чукотка», который стал уже пятым по счету атомоходом проекта 22220. Эти суда являются самыми большими и мощными в мире, способными обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике. При этом на Балтийском заводе строятся еще два корабля такого же класса – «Якутия» и «Ленинград», а в 2025 году должен быть заложен ледокол этой же серии «Сталинград». Кроме того, на дальневосточной верфи «Звезда» сегодня строится атомный ледокол нового поколения «Лидер». Как отметил в ходе церемонии Владимир Путин, «от укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, по наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути».

Более того, российский лидер обозначил основные направления дальнейшего развития СМП, отметив в том числе необходимость проработки более эффективных тарифов на ледокольную проводку грузов, чтобы привлечь к данному коридору еще большее количество не только российских, но и зарубежных компаний. Он также подчеркнул, что в будущем предстоит нарастить безопасность и надежность судоходства в регионе, для чего будет улучшено качество спутниковой навигации, связи, мониторинга ледовой обстановки, а также модернизирована инфраструктура арктических портов, в том числе за счет прокладывания к ним железнодорожных дорог.

       

В данном случае речь идет об увеличении мощностей железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, а также строительстве Северного широтного хода с выходами к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края. Все это, как считают в Москве, позволит в ближайшее десятилетие выйти на объем грузооборота на СМП в 1,8 млрд тонн с общей суммой в 111 трлн. рублей. Такие цифры уже сегодня демонстрируют всю важность развития Северного морского пути, а с ним и роли Дальнего Востока в будущем России.

Таким образом, развитие Дальневосточного макрорегиона, действительно, можно считать одним из главных приоритетов развития России. От успешной реализации всех намеченных сегодня планов во многом будет зависеть не только будущее самого Дальнего Востока, но всей страны, так как геополитическая ситуация вокруг РФ в обозримой перспективе вряд ли изменится в лучшую сторону, в первую очередь на западном направлении. Поэтому вполне вероятно, что уже в скором времени можно будет наблюдать перемещение центра экономической активности в северные и восточные регионы РФ, подготовка к чему сегодня идет полным ходом.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1565
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика