Среднеазиатская трудовая миграция в Россию не сокращается - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.11.2024 |

Среднеазиатская трудовая миграция в Россию не сокращается

В связи с заметным ужесточением миграционной политики России после теракта в «Крокус Сити Холле» возникает вопрос о ее результатах. Актуальность этой проблемы связана как с многочисленными жалобами работодателей на нехватку иностранной рабочей силы, так и заявлениями отдельных стран региона о сокращении трудовой миграции в РФ и нарастании связанных с этим внутренних проблем.

Из-за закрытия миграционной статистики МВД одним из немногих доступных для изучения источников остаются данные Пограничной службы ФСБ по въезду в Россию иностранных граждан, представленные в системе государственной статистики ЕМИСС. Эти сведения отражают только прибытие (иммиграцию) в Россию иностранцев, не показывая их убытие (эмиграцию), что не позволяет вычислить сальдо миграции (разницу между этими показателями, или «чистую» миграцию).

Тем не менее даже данные по въезду иностранцев, особенно  за достаточно длительный период времени, представляют значительный интерес и позволяют сделать любопытные выводы о динамике миграционных потоков и влияющих на нее факторах.

Главный вывод, который следует из знакомства с данными Погранслужбы ФСБ по въезду иностранцев: объем иммиграции из стран Средней Азии за первые три квартала этого года почти не сократился, фактически стабилизировавшись на уровне предыдущего 2023 г. Динамика въезда граждан Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, которые «генерируют» большую часть трудовой миграции в РФ, выглядит следующим образом: за первые три квартала «ковидного» 2020 г., когда границы еще были закрыты, в Россию въехали 1,3 млн их граждан, за тот же период 2021 г., в течение которого ограничения были ослаблены  – 2,2 млн, за 2022 г., когда эпидемия закончилась и миграционные потоки начали восстанавливаться – 3,3 млн, за 2023 г. – 5 млн, а за 2024 г., большая часть которого пришлась на время после теракта в «Крокус Сити Холле» (22.03.2024) –  те же самые 5 млн[1].

Если быть более точным, то за январь-сентябрь 2023 г. в Россию въехало 4 млн 984, 1 тыс. граждан трех среднеазиатских государств, а за тот же период предыдущего 2024 г. – 4 млн 951,2 тыс. То есть въезд жителей Средней Азии на территорию Россию в этом году сократился всего на 32,9 тыс. чел., или менее чем на 1%.

Колебания миграционных потоков из этого региона в РФ выглядят следующим образом: за первые три квартала 2021 г. количество среднеазиатских мигрантов по сравнению с тем же периодом 2020 г. почти удвоилось, в 2022-2023 гг. выросло в полтора раза, а за январь-сентябрь 2024 г. сократилось всего на 0,7%. О сколь бы то ни было значительном сокращении иммиграции из государств Средней Азии это говорить не позволяет. Более того, сокращение объема иммиграционного потока коснулось лишь Таджикистана. За девять месяцев этого года число его граждан, въехавших в Россию, сократилось с 1,7 до 1,4 млн чел. – почти на 300 тыс., или на 17%. При этом приток мигрантов из Киргизии и Узбекистана продолжал расти фактически равными темпами, увеличившись соответственно на 7 и 8%.

Любопытные закономерности обнаруживаются и в том случае, если взглянуть на поквартальные данные о миграции из Таджикистана. В первом квартале этого года число въезжающих из этой республики в России продолжало расти, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2023 г. почти на 6%. Во втором квартале, то есть уже после теракта в «Крокусе Сити Холле», число таджикских иммигрантов упало сразу на 21%, а в третьем – уже на 33%, что говорит о ускорении темпов ее сокращения. В целом эти цифры совпадают с оценками Министерства труда, миграции и занятости РТ, по данным которого трудовая эмиграция в Россию за первое полугодие этого года сократилась на 16%. Более «скромные» оценки Душанбе могут быть связаны с тем, что учет временной трудовой миграции в республике неполный. Кроме того, в его статистику включен первый квартал текущего года, когда сокращения эмиграции еще не было, и не учтен третий квартал, когда ее падение достигло максимума.

Причины сокращения миграции из Таджикистана очевидны: столкнувшись с террористической угрозой, которая помимо России затронула также целый ряд государств Ближнего и Среднего Востока (Афганистан, Иран, Турцию), российские силовики начали пристально досматривать граждан этой республики в пограничных пунктах пропуска, не пропуская тех из них, кто вызывал подозрение. О проблемах с пересечением российской границы таджикские СМИ начали сообщать с конца апреля. Причем сложности с въездом в Россию у таджикистанцев возникли как в сухопутных пунктах пропуска, так и в аэропортах. Апелляции республиканского МИД к российским властям со ссылками на безвизовый режим пересечения границ в рамках СНГ, необходимость соблюдения прав человека и даже вручение официальных нот протеста никакого результата не дали – сложности с пересечением российской границы сохранились. Причем касались они прежде всего граждан Таджикистана.

Неудивительно, что иммиграция таджикистанцев в Россию заметно сократилась, а граждан Узбекистана и Киргизии продолжила расти. Хотя темпы прироста числа прибывших в РФ киргизстанцев и узбекистанцев по сравнению с двумя предыдущими годами, когда никаких ограничений на границе не было, упали в несколько раз. Причем Россия в случае с ужесточением пограничного режима поступила крайне гуманно – Турция ввиду угрозы терактов вообще ввела для граждан Таджикистана визовый режим, который продолжает действовать до настоящего времени.

Еще более рельефно эти тенденции проявились в отношении трудовой миграции, участники которой при въезде в Россию указывали в качестве цели прибытия работу. Ее объемы за первые три квартала этого года по сравнению с тем же периодом 2023 г. не только не сократились, а, напротив, выросли. Если за январь-сентябрь 2020 г. из Средней Азии в РФ въехали 0,8 млн трудовых мигрантов, то за тот же период 2021 г., после частичного ослабления карантинных ограничений – уже 1,6 млн, а в 2022 г., когда они были полностью отменены, – 2,3 млн. В 2023 г. рост трудовой миграции продолжился и достиг 3,1 млн, а в 2024 г., большая часть которого пришлась на время после теракта в «Крокус Сити Холле», – 3,2 млн.

Если быть более точным, то за январь-сентябрь 2023 г. в Россию въехало 3 млн 107,1 тыс. трудовых мигрантов из трех государств Средней Азии, а за аналогичный период 2024 г. –  3 млн 201,6 тыс., или на 94,5 тыс. больше. В относительном выражении это обеспечило рост трудовой миграции на 3%. При этом трудовая миграция из Таджикистана сократилась на 100,4 тыс., или на 10%, из Киргизии – выросла на 53,4 тыс. (на те же 10%), а из Узбекистана – на 142,5 тыс. (на 9%), что и обеспечило общий прирост числа прибывших из этого региона.

Судить о числе находящихся в России мигрантов данные по пересечению ими границы при въезде не позволяют, поскольку статистика по их выезду не публикуется, и баланс (сальдо) миграции вычислить нельзя. Тем не менее говорить о резком сокращении иммиграции из стран Средней Азии не приходится: общее падение числа въехавших в РФ жителей этого региона в этом году было крайне незначительным и затронуло только Таджикистан, а трудовая иммиграция продолжала увеличиваться, хотя и гораздо более низкими темпами, чем в предыдущие три года.

Что же касается жалоб работодателей на нехватку персонала, то они, по-видимому, не в последнюю очередь связаны с тем, что приток мигрантов из Средней Азии в последние годы выглядел практически безграничным и способным удовлетворить любые кадровые запросы. Теперь же работодателям из таких отраслей экономики приходится привыкать к новой реальности, в которой рассчитывать приходится на местное население.

 

[1] Все статистические данные по въезду иностранцев для их сопоставимости представлены за первые три квартала соответствующего года.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
918
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика