Американская Washinghton Post сообщила любопытную новость: победивший на выборах президента США Дональд Трамп позвонил российскому лидеру Владимиру Путину. Казалось бы, чего необычного – это нормальная практика, когда победитель выборов еще до вступления в должность проводит телефонные переговоры с лидерами других стран, чтобы наметить контуры будущих взаимоотношений.
Но внезапно выяснилось, что никакого звонка не было. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал информацию, опубликованную WP, ложной. «Это наиболее наглядный пример качества той информации, которая сейчас публикуется, иногда даже в достаточно уважаемых изданиях. Это полностью не соответствует действительности. Это чистая выдумка, то есть это просто ложная информация», – подчеркнул он.
Учитывая явно провокационное описание разговора, которого не было, можно предположить, что демократическая пресса США напоследок гадит России и своему новому президенту, пытаясь изначально породить атмосферу недоверия между Вашингтоном и Москвой.
Согласно материалу WP, Трамп якобы посоветовал российскому лидеру «не обострять» вооруженный конфликт и напомнил о значительном военном присутствии США в Европе. При этом он «в частном порядке» дал понять, что поддержал бы мирное соглашение, при котором за Россией останутся новые регионы.
Звучит как ультиматум. И возможно, это звучало бы чересчур нереалистично, если не знать Трампа, который подобный стиль общения очень любит. Кроме того, написанное WP очень напоминает заявление, реально сделанное недавно бывшим (в первый срок Трампа) спецпредставителем Госдепа США Куртом Волкером относительно того, как новый американский президент может «быстро решить конфликт». По его словам, Трамп «может позвонить Путину и потребовать отвода войск, например, до 20 января», когда по традиции проходит инаугурация нового президента.
Конечно, Волкер – известный проукраинский лоббист, и заявление свое сделал на Киевском форуме по безопасности (цитата распространена украинскими СМИ), однако дыма без огня, как известно, не бывает, тем более что Волкер вполне может быть по-прежнему вхож в окружение республиканского лидера и что-то знать о том, какие там царят настроения.
Напомню, «план Трампа» по Украине стал одной из самых обсуждаемых в мире тем задолго до выборов. Ведь к приходу Трампа в Белый дом многие как в Америке, так в Европе и, собственно, на Украине готовились заранее. Тем более что сам республиканец не раз обещал «разрешить конфликт в течение 24 часов». Можно все списывать на то, что он просто любит такую риторику, а в преддверии выборов она была особенно актуальная. Трудно сегодня более или менее уверенно говорить, есть ли у Трампа какой-либо конкретный план по Украине, однако можно смело предполагать, что имеются определенные наработки, которые мы можем увидеть уже в виде целостной стратегии после 20 января.
Исходя из ранних заявлений Трампа и его команды, можно вывести три постулата, на которых будет основываться политика будущего американского лидера. Первое: Украина остается зоной интересов США и «отдавать» ее России Штаты не намерены в любом случае. Второе: республиканцам не нравится сама стратегия предыдущей администрации на бессмысленное разбазаривание денег американских налогоплательщиков на поддержку Украины, поэтому финансирование киевского режима идеально переложить на Европу. Третье: с Россией можно вести переговоры и даже находить компромисс, но на собственных условиях.
Эти условия даже допускают признание новой территориальной реальности. Разумеется, только де-факто, но не де-юре (вспоминаем, как США никогда не признавали официально присоединение Прибалтики к СССР). И, разумеется, не в полном объеме. На какие именно «территориальные уступки» готовы пойти в команде Трампа, неизвестно, но можно предположить, что речь идет о Крыме и, возможно, Донбассе.
Целесообразно привести высказывания будущего вице-президента Джея Ди Вэнса: «Что наиболее отвечает интересам Америки, так это принять, что Украина уступит часть своей территории русским и что нам нужно завершить эту войну».
«Военные цели Зеленского не соответствуют реальности, и некоторые из его ближайшего окружения сопротивляются. Это всегда должно было закончиться тем, что Россия будет контролировать часть украинской территории, а урегулирование будет достигнуто путем переговоров. Я говорил об этом в течение года. Это было очевидно для любого, кто обращал внимание на реалии на местах».
Стоит обратить внимание на то, что различные «утечки» по поводу «плана Трампа» по Украине в американских СМИ вполне коррелируются с реальными высказываниями и неоднократно озвученными нарративами.
На прошлой неделе Wall Street Journal рассказала о якобы обсуждаемом в переходной администрации Трампа сценарии, который состоит из двух пунктов: заморозка нынешней линии фронта и объявление ее демилитаризованной зоной. А также отказ Киева от планов вступить в НАТО еще как минимум 20 лет, за что США продолжат снабжать ее вооружениями. Не очень понятно, в чем тогда заключается нейтральность, которая изначально была требованием России, ведь, по сути, речь идет о том, что Украина будет членом НАТО де-факто, без юридического оформления вступления. Непонятно и то, кто будет обеспечивать и гарантировать то, что она не вступит в НАТО юридически, как и то, кто будет обеспечивать соблюдение перемирия в «демилитаризованной зоне». Тем более что мы все это проходили во время «Минского процесса», крах которого в итоге привел к началу СВО.
Кстати о «Минске». Еще накануне выборов вышел материал Financial Times, согласно которому «план Трампа по урегулированию» может включать в себя «переосмысление Минских соглашений» с той лишь разницей, что теперь в документе должен появиться пункт о «механизме принуждения», предполагающий последствия за нарушение договоренностей.
И суть даже не в том, что представить себе такой механизм нереально. Дело в том, что в США спокойно произносят словосочетание, ставшее символом обмана со стороны Запада и вызывающее в России только раздражение. Они, очевидно, полагают, что смогут снова «скормить» это России.
План Трампа по прекращению войны на Украине может содержать создание буферной зоны вдоль линии фронта и размещение там европейских войск – это уже пишет британская Telegraph.
Издание уточняет, что, в соответствии с вероятным планом избранного президента США, вдоль действующей линии фронта сформируется буферная зона длиной в 1,2 тыс. км под охраной европейских войск, в том числе Великобритании. Это бы означало заморозку линии фронта, что позволило бы России сохранить за собой «захваченные территории Украины».
Пикантность этого плана заключается в том, что заморозка нынешней ЛБС будет означать отказ России от освобождения не только новых территорий, но и части Курской области, откуда ВСУ все еще не будут выбиты на момент подписания гипотетического соглашения. На это, кстати, прямо указывает Forbes.
«Если план Трампа действительно сработает – а это очень большое «если» – Россия фактически откажется от 270 квадратных миль российской земли (в Курской области) в обмен на примерно 20 процентов территории Украины – то есть 45 000 квадратных миль – которую она оккупирует», – утверждает издание. Именно с этим оно связывает усиление российских штурмов против украинского плацдарма в Курской области, чтобы к гипотетическим переговорам о заморозке фронта успеть вытеснить ВСУ из-под Курска.
Интересен сам факт обсуждения в США всего этого бреда, что говорит об их уверенности, что они смогут все это навязать России. На чем основана такая уверенность? Есть ли у США реальные инструменты «принуждения России к миру»?
Послушаем слова одного из членов команды Трампа – члена палаты представителей республиканца Майка Уолтца, которому, к слову, СМИ прочат пост советника по нацбезопасности 47-го президента США. В интервью FT он утверждает, что Трамп вынудит Россию сесть за стол переговоров, пригрозив в противном случае «обрушить ее экономику» за счет снижения цен на нефть и газ. «У нас есть экономические рычаги воздействия на Россию», – подчеркивает Уолтц.
Нужно ли напоминать, что именно при Трампе в его первый срок количество антироссийских санкций выросло в геометрической прогрессии? А еще то, что именно Трамп начал передавать летальное оружие Киеву, против чего выступал Барак Обама и что в конечном итоге стало одной из предпосылок к началу СВО? Так что не исключено, что одним из способов «принуждения к миру» Москвы могут быть избраны, к примеру, дополнительные поставки дальнобойных ракет и разрешение на удары ими вглубь России, чего пока Киеву упорно не дают демократы. Для Трампа как для человека, находящегося под влиянием, в том числе оружейного лобби США, это может выглядеть логично.
К слову, подобного стоит ожидать не только России, но и Ирану, который республиканец, будучи горячим сторонником Израиля, считает одним из главных внешних врагов Америки.
Все та же Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с планами политика, пишет, что Трамп готов предложить сделку Тегерану. Разумеется, выгодную только себе. Не секрет, что от Ирана требуют отказа от ядерной программы и поддержки проиранских сил в Палестине, Ливане, Ираке, Сирии и Йемене. А что Трамп может предложить взамен? Ничего. То есть «пряник» в сделке в принципе отсутствует. Зато есть «кнут», как утверждает WSJ: в случае отказа Тегерана принимать его условия Трамп намерен резко ужесточить санкции против Ирана, в том числе против его нефтяной отрасли.
К худшему, надо полагать, стоит готовиться и Китаю (к слову, Уолтц называет КНР «экзистенциальной угрозой» США). Не факт, что дойдет до реальной войны, хотя напряженность в АТР будет нарастать, но торговые войны возобновятся точно.
Ничего хорошего не ждет и наших латиноамериканских друзей – Венесуэлу и Кубу. Последняя в первый срок Трампа уже испытала, что значит срыв нормализации и резкое усиление санкционного давления со стороны северного соседа. Венесуэла, напомню, пополнила список «врагов США» тоже при Трампе. При Байдене Вашингтон снова начал закупать венесуэльскую нефть, но Трамп, ратующий за возрождение национальной энергетики, совершенно точно прекратит эту практику, вернув все санкции.
И еще об энергетике. Совсем недавно Трамп сам хвастал, что «уничтожил» «Северный поток – 2». Не физически, конечно, физически это сделали позже. Но именно он сделал так, чтобы трубопровод не заработал никогда. Именно так, очевидно, будет выглядеть защита национальной энергетики» и на втором его сроке.
Единственный положительный момент, который для России несет новое президентство Трампа, – его явно более серьезное противостояние с европейской бюрократией и дрязги внутри НАТО. Впрочем, риски от общемировой турбулентности, спровоцированной политикой Трампа, куда значительнее.
__________________________
Рис.: А. Горбаруков