Во второй половине 2020-х планируется сформировать комплексный экономический коридор Россия–Монголия–Китай. Он предусматривает, прежде всего, взаимные льготные пошлины на импорт-экспорт товаров и услуг (и частичную отмену этих пошлин) минимум на треть ассортимента трехсторонней торговли; развитие транзитных коридоров, нацеленных на Европу и Юго-Восточную Азию; формирование системы взаиморасчетов в национальных валютах, включающей бартерные расчеты («товар на товар» по взаимосогласованным ценам); стимулирование обоюдных инвестиций. Означенный коридор рассматривается Москвой, Пекином и Улан-Батором как каркас комплексной экономической интеграции в большей части Азии.
В рамках столь масштабной программы премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ и премьер Госсовета КНР Ли Цян договорились в Шанхае в первой декаде ноября с. г. об укреплении трехстороннего сотрудничества Монголии, Китая и России. Отмечено в том числе что стороны «подчеркнули успех первой встречи глав правительств Монголии, России и Китая в Исламабаде в прошлом месяце и договорились о дальнейшем укреплении трехстороннего сотрудничества».
Согласно итоговому коммюнике встречи в Исламабаде, «формат взаимодействия между Россией, Китаем и Монголией существует уже более десяти лет (трехсторонняя «Концепция строительства экономического коридора КНР-Монголия-РФ», принятая в середине 2010-х. – Ред.) – за это время были созданы механизмы, обеспечивающие многоплановое сотрудничество». А утвержденная программа создания экономического коридора «включает проекты в области транспортной инфраструктуры, таможенного администрирования, промышленности, охраны окружающей среды. Важной частью этого взаимодействия является согласование совместных мероприятий и на региональном уровне».
Обозначенные приоритеты, как отметил на этой встрече премьер-министр РФ Михаил Мишустин, – составное звено внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии разворота России на Восток, сопрягающейся с известной инициативой Китая «Один пояс – один путь». Соответственно, «укрепление дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с КНР и Монголией – нашими близкими соседями и стратегическими партнерами – является одним из приоритетов во внешней политике России».
Поясним в этой связи, что в 2023-м товарооборот России и Китая за год вырос на 26,3% и достиг рекордных 240,1 млрд долл. В 2024-м прогнозируется его рост не менее чем на 15% (с учетом автономных от КНР Гонконга и Аомэня). РФ входит в пятерку основных внешнеторговых партнеров КНР. Прямые иностранные инвестиции Китая в РФ в 2023-м выросли на 58% с начала 2021-го, превысив 11,5 млрд долл. В совместном инвестпортфеле (к середине с. г.) 83 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций около 200 млрд долл. Проекты реализуются в 24 субъектах России и пяти регионах Китая.
Объемы экономических взаимосвязей РФ и Монголией пока намного меньше, но проявляются те же тенденции, что и с КНР. В 2024-м объем товарооборота прогнозируется в 2,5 млрд долл. (2023 г. – 2,2 млрд). По объему инвестиций российские пока более чем в 15 раз уступают китайским в этой стране. Но к концу 2020-х планируется увеличение российских капиталовложений более чем вдвое в сравнении с уровнем 2023 г. (прежде всего в транзитную ж/д инфраструктуру, угольную отрасль и цветную металлургию). Таким трендам будет способствовать и планируемое создание зоны свободной торговли РФ-ЕАЭС с Монголией не позднее 2025 года.
Кроме того, предусматривается создание трехсторонней взаиморасчетной системы, минимизирующей необходимость конвертации нацвалютных расчетов в западные валюты. Такая конвертация приводит к занижению или к завышению стоимости взаимопоставляемых товаров и услуг, нередко задерживает взаимные платежи. Что, разумеется, чревато убытками для экспортеров/импортеров. К слову, китайские юани уже присутствуют в большинстве российских обменных пунктов, что связано с растущим спросом в РФ на китайскую валюту.
Важнейший сегмент трехстороннего экономического коридора – комплексное развитие транзитной инфраструктуры, особенно железнодорожной. Военно-политическая ситуация на традиционных международных маршрутах повышает спрос на альтернативные, притом кратчайшие коммуникации. Основой же их ареал – взаимосвязанные друг с другом коридоры через КНР, Монголию и РФ, состыкованные с российскими (дальневосточными) и китайскими портами.
По имеющимся оценкам, международный грузовой транзит Восток-Запад-Восток по означенным артериям трех стран (включая примыкающие порты) за 2022 г. – первое полугодие с. г. возрос в целом на 15-17%. Эта тенденция сохраняется. Наибольший зарубежный спрос в этой сфере проявляют большинство стран Юго-Восточной Азии. Что обусловлено, напомним, и планами сформировать в ближайшие годы зоны свободной торговли ЕАЭС-РФ с Индонезией и Таиландом – индустриальными полюсами этого региона. С Вьетнамом ЗСТ действует уже почти 10 лет.
Повышение конкурентоспособности транзитного ареала РФ-Монголия-КНР, наряду с необходимостью технологического развития трансграничных стыковочных артерий и большей согласованности транзитно-ценовой политики, зависит и от дополнительных маршрутов в этом ареале, включая дублирующие маршруты. Это позволяет равномерно распределять грузопотоки в «трехсторонней» транспортной сети.
В этой связи комплексный экономический коридор трех стран включает создание – с использованием инвестиций и кредитов РФ и КНР – новых транзитных маршрутов через Монголию. К концу 2020-х протяженность ее ж/д сети увеличится минимум вдвое.
Символично в этой связи, что железные дороги коридора Россия-Монголия-Китай в северокитайском г. Хух-Хото – вблизи границы с Монголией – подписали в сентябре протокол об трехкратном увеличении к 2050 г. грузоперевозок по основной трансмонгольской (Улан-Баторской) ж/д. Точнее, «стороны подтвердили планы по увеличению объёмов грузоперевозок по УБЖД до 50 млн. тонн к 2030 году и до 90 млн. тонн к 2050 году. Для достижения поставленных целей с монгольской стороны на приграничных станциях с КНР (Дзамын-Удд) и с РФ (Сухэ-Батор) реализуется ряд инфраструктурных проектов».
Важнейший сектор трехстороннего коридора – проект газопровода «Союз Восток» максимальной ежегодной мощностью 50 млрд. кубометров с оплатой газотранзита поставками российского газа в Монголию по этой артерии (ее монгольский участок – 960 км). Проектная документация подготовлена к началу 2024-го; договор о проектно-изыскательских работах по этому проекту «Газпром» и правительство Монголии подписали в феврале 2022 г.
По информации (23 сентября с. г.) посла РФ в Монголии Алексея Евсикова, «проект «Союз Восток» продвигается, стороны в целом готовы к началу строительных работ, как только будут оформлены окончательные контрактные договоренности между российским поставщиком и китайским покупателем».
Общая схема газопровода «Союз Восток»
Очевидно, что созидаемый комплексный экономический коридор РФ–Монголия–Китай – это стратегическое звено общеевразийского транспортно-экономического пространства.