В 1924 году СССР провел беспрецедентную акцию – национально-государственное размежевание Средней Азии. Предпринятые действия, с одной стороны, способствовали внутренней консолидации доминирующих в регионе этносов, формированию их культурной и территориальной общности, что следует отдать в заслугу центральных властей страны. В то же время размежевание не смогло избежать издержек, которые проявились в территориальных притязаниях, возникших между новыми административными образованиями. Распад Советского Союза и обретение «новообразованиями» – среднеазиатскими союзными республиками – статуса независимых государств в условиях суверенности вызвали рост пограничных споров, приведших к многочисленным конфликтам на бывших административных границах.
Лишь в нынешнем году, то есть спустя 100 лет после национально-государственного размежевания 1924 года, появилась надежда на снижение конфликтного градуса. Причиной всему – консенсус, достигнутый центральноазиатскими странами, избравшими в качестве альтернативы пограничному противостоянию сотрудничество и интеграцию.
В стадии разрешения
2024 год для Киргизии и Таджикистана может стать знаковым в вопросах взаимоотношений этих стран. По заявлениям, прозвучавшим в последнее время из Бишкека и Душанбе, переговоры по делимитации киргизско-таджикской государственной границы находятся на стадии завершения. Президент КР Садыр Жапаров, в частности, отметил: «Мы обещали решить наиболее уязвимую проблему – вопросы границы страны. На сегодняшний день вопрос государственной границы с Узбекистаном полностью решен, а вопрос границы с Таджикистаном находится на стадии завершения».
Слова главы государства подтвердил председатель Государственного комитета национальной безопасности КР, председатель комиссии по демаркации и делимитации киргизско-таджикской границы Камчибек Ташиев, сообщивший участникам международной конференции «История Баткена – духовное достояние народа», что работа по описанию линии киргизско-таджикской границы близится к завершению. «В ближайшее время, – заявил он, – если будет на то воля божья, мы окончательно урегулируем вопрос границ с соседями. Больше не останется неопределенности – чья это земля и что она собой представляет. Все будет решено в правовом поле, что позволит нам беречь свою землю как зеницу ока. Это тоже наше достижение».
Следует отметить, что рабочие группы двух государств по вопросу границы встречаются регулярно. Они не афишируют подробности переговоров и не дают никаких комментариев прессе, так как, по словам одного из участников переговоров, «эта информация не подлежит разглашению в целях обеспечения безопасности и успешного завершения описания таджикско-киргизской границы».
В конце июля председатель Государственного комитета по земельному управлению и геодезии РТ Ориф Ходжазода, который является руководителем топографической рабочей группы от таджикской стороны, сообщил об описании 928 километров (94%) общей границы Таджикистана и Киргизии и продолжении переговоров по спорным участкам. Он также привел некоторые сведения, касающиеся хода переговорного процесса, указав, что сложности в его осуществлении имеются.
«Топографические группы Таджикистана и Кыргызстана за первые шесть месяцев этого года встречались двенадцать раз, – рассказал журналистам Ориф Ходжазода. – Достигнут значительный прогресс по вопросу границы. За этот период завершено описание 82,3 километра линии рубежа». В настоящее время остались спорные участки, в отношении которых стороны ищут взаимоприемлемые решения. «Обе стороны стараются решить вопрос путем достижения консенсуса», – отметил чиновник.
Переговоры о делимитации киргизско-таджикской границы продолжаются с декабря 2002 года. Неурегулированность пограничных вопросов стала причиной многих пограничных конфликтов между двумя странами. В последние годы противостояние на границе носило особенно напряженный характер с учетом применения двумя сторонами как легкого, так и тяжелого вооружения. Конфликт, произошедший осенью 2022 года, унес жизни 63 киргизстанцев, таджикская сторона потеряла 83 человека.
Очевидно, что обе страны извлекли уроки из прошлого и достигли понимания необходимости скорейшего урегулирования проблем на 987 км общей границы. Об этом воочию свидетельствует тот факт, что в 2024 году на киргизско-таджикской границе произошел всего один инцидент.
Беспрецедентное событие
В минувшем сентябре в рамках «недели высокого уровня» 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась передача необходимых документов для регистрации и публикации Договора о демаркации государственной границы между Узбекистаном и Казахстаном в Секретариат ООН, что было осуществлено в соответствии со статьей 102 Устава Организации.
Договор стал результатом многолетней совместной работы двух стран по международно-правовому оформлению общего участка их внешних рубежей. После завершения в 2019 году процесса делимитации узбекско-казахстанской границы президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в декабре 2022 года подписали договор о ее демаркации, положив тем самым конец пограничным спорам и размолвкам.
Споры на границе создавали напряженность в отношениях двух стран, отвлекая от решения важных социально-экономических задач. В январе 2001 года Deutsche Welle (запрещено на территории России) в статье «Территориальный спор между Казахстаном и Узбекистаном» рассказала об обстоятельствах конфликта, возникшего вокруг приграничных сел Багыз и Туркестанец, населенных казахами, но которые Узбекистан считал своей территорией.
DW писала: «В последнее время в сельских школах узбекской администрацией было введено преподавание на латинице, в то время как казахи продолжают пользоваться кириллицей. Недавно население сел решилось на беспрецедентный шаг, провозгласив "независимую Багызскую казахскую республику"».
По информации издания, силовые структуры Узбекистана быстро ликвидировали «республику», арестовав активистов. Судьба сел стала темой для обсуждения комиссиями по пограничному разграничению двух стран. В 2021 году земли населенных пунктов Багыс и Хиёбон в казахстанско-узбекском приграничье официально включены в территорию Туркестанской области Казахстана, о чем было объявлено постановлением правительства республики. Кроме этого, еще пять населенных пунктов, расположенных вдоль Арнасайской плотины, где проживали преимущественно казахи, по договоренности двух стран были переданы Казахстану. Поселок Туркестанец отошел к Узбекистану, а его жителям предоставлена возможность переехать на постоянное место жительства в Казахстан в качестве оралмана (возвращенец. – Авт.). В свою очередь, три поселка Кызылординской области, основным населением которого являлись узбеки, вошли в состав Узбекистана.
На встрече 25 сентября текущего года, проходившей на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министры иностранных дел Узбекистана и Казахстана отметили, что регистрация Договора о демаркации государственной границы в Секретариате ООН является беспрецедентным событием для стран Центральной Азии в контексте подобного рода документов.
Они подчеркнули историческую значимость данного события, которое служит подтверждением приверженности обеих стран принципам добрососедства и вечной дружбы, а также духу союзнических отношений и готовности к взаимовыгодному сотрудничеству для общего процветания. Это, по обоснованному мнению руководителей внешнеполитических ведомств Узбекистана и Казахстана, будет способствовать укреплению безопасности и стабильности в Центральной Азии.
Интеграция во благо процветания
В начале ноября в Алма-Ате состоялось 143-е заседание совместной казахстанско-российской демаркационной комиссии. На повестку дня стороны поставили комплекс вопросов, связанных с обозначением линии государственной границы между Казахстаном и Россией на ее различных участках. Участники заседания утвердили соответствующие проекты итоговых документов демаркации, а также планы-графики работы совместной казахстанско-российской демаркационной комиссии и камеральных работ на 2025 год.
Еще в октябре 2022 года МИД РК сообщил о перспективе завершения демаркации государственной границы с Россией через 2-3 года. На тот момент, по сведениям ведомства, два государства, имея общую границу протяженностью в более чем 7,5 тыс. км, демаркировали 70% ее протяженности. «Сейчас, – отметили в казахстанском МИДе, – оставшиеся 30% находятся в сложной гористой местности».
Надо полагать, что за два прошедших года процент проведенных демаркационных работ на казахстанско-российской границе повысился, и процесс пограничного разграничения приближается к завершению, не вызывая напряженности в казахстанско-российских отношениях. На это указывает заявление президента Касым-Жомарта Токаева об отсутствии у Казахстана опасений по поводу территориальных притязаний со стороны России. «Казахстан и Россия обладают самой протяженной сухопутной границей в мире, – отметил казахстанский лидер. – Она была в свое время делимитирована и в значительной степени демаркирована, подтверждена и ратифицирована парламентами двух стран. Поэтому каких-либо опасений в отношении территориальных притязаний со стороны России у нас не имеется».
События последних лет, произошедшие в пограничной сфере Центрально-Азиатского региона и ознаменовавшиеся процессом укрепления межгосударственных границ, актуализировали идею интеграции как действенного средства предупреждения в будущем межгосударственных конфликтов и обеспечения внешней и внутренней стабильности государств. Интеграционная идея здесь будет определяться общими вызовами и внешнеполитической конъюнктурой. Поэтому полюса, на которые будут ориентироваться региональные интеграционные процессы, уже указываются государствам Центральной Азии.
Один из них связан с проблемой предотвращения угроз, исходящих с территории Афганистана. Совет коллективной безопасности ОДКБ, который состоится 28 ноября в Астане, утвердит целевую межгосударственную программу по укреплению таджикско-афганской границы. Но следует учитывать, что, кроме безопасности, центральноазиатские страны заинтересованы и в социально-экономическом развитии.