Прошедшие в Республике Молдова выборы президента и референдум о внесении изменений в Конституцию еще раз подтвердили, что процессы, происходящие в стране, носят все более антидемократический характер, а сама Молдова продолжает оставаться «захваченным государством» – термин, который появился в период олигархического режима Плахотнюка.
Прошедшие выборы стали самыми недемократическими за все годы молдавской независимости по целому ряду показателей:
- власть в лице президента Майи Cанду и поддерживающей ее прозападной партии PAS учинили беспрецедентные репрессии в отношении оппозиции и независимых СМИ, прежде всего российских и русскоязычных. За последние четыре года в РМ были лишены лицензии на вещание 14 оппозиционных каналов. Кроме этого, по решению Службы информации и безопасности были заблокированы в общей сложности около 100 информационных интернет-ресурсов;
- избирательная кампания по выборам президента и проведению референдума проходила в заведомо неравных условиях. В то время как Санду и ее сторонники в полной мере использовали административный ресурс, оппозиционные кандидаты и партии сталкивались с многочисленными препятствиями в проведении предвыборной агитации. Были отмечены случаи конфискации полицией агитационных материалов, запрета на трансляцию по телевидению и в СМИ видео- и аудиороликов оппозиционных кандидатов;
- в агитации за внесение изменений по евроинтеграции в Конституцию Молдовы принимали участие официальные лица из ЕС, что категорически запрещено Избирательным кодексом;
- отдельного упоминания заслуживает дискриминация официальным Кишиневом молдавских избирателей, проживающих в Российской Федерации. Для молдавской диаспоры в России, численность которой, по разным оценкам, составляет до 500 тысяч человек, было открыто, как и в первом туре, только два избирательных участка и оба в Москве. При этом в Западной Европе и Северной Америке, где также проживают в общей сложности около 500 тысяч молдаван, было открыто более 200 избирательных участков. Кроме этого, в ряде западноевропейских стран гражданам Молдовы было разрешено голосовать по почте;
- голосование на избирательных участках в Западной Европе и Северной Америке проводилось без присутствия наблюдателей, в том числе и от оппозиции. Это создало возможность для проведения вбросов избирательных бюллетеней и других фальсификаций.
Все эти, а также другие нарушения, допущенные в ходе избирательной кампании, были проигнорированы подконтрольными власти Центральной избирательной комиссией и Конституционным судом, которые утвердили результаты референдума и выборов президента.
Майя Санду набрала на выборах 930 тысяч (55,35%) голосов, 271 тысяча из них – голоса из-за границы. Александр Стояногло набрал 750 тысяч (44,65%), из которых 56 тысяч – от диаспоры. На голосовании на территории Молдовы Стояногло победил. Общую победу Санду обеспечили голоса молдавской диаспоры, проживающей за рубежом, в то время как большинство жителей самой Молдовы, по сути, вынесли вотум недоверия действующему президенту и деструктивному курсу властей.
По результатам выборов в самой стране Санду называют «президентом диаспоры». Она фактически провалила и выборы, и референдум, но, несмотря на это, признана одержавшей победу. Соответственно, в Конституцию внесена необратимость европейской интеграции.
По мнению лидера ПСРМ экс-президента Игоря Додона, кандидат от социалистов Александр Стояногло действительно является президентом, избранным большинством граждан Республики Молдова. «Он стал президентом на родной земле, в то время как Майя Санду выиграла выборы лишь на бумаге и при поддержке внешних сил. Она – избранница диаспоры, отвергнутая теми, кто жил и страдал под её руководством все четыре года», – подчеркнул Додон.
По сути, легитимность Санду в качестве президента весьма сомнительна, и это вызвало законный протест у оппозиции, представители которой, не согласные с результатами выборов президента, вышли на массовый митинг к зданию ЦИК Молдовы. Около тысячи человек заблокировали автомобильное движение и скандировали: «Требуем справедливости. ЦИК под контроль оппозиции». Полиция не вмешивалась в их действия. Это была первая акция несогласных с результатами прошедших 3 ноября президентских выборов.
Как заявил на митинге И. Додон, переизбрание Санду на пост президента и референдум о вступлении в ЕС были сфальсифицированы властями. «Эти выборы нелегитимны, граждане Молдовы Санду не выбирали. Настоящий президент – Александр Стояногло, который победил ее в стране», – отметил он.
Этим протестом несогласные с результатами молдавских выборов начали серию акций, которые, по их мнению, приведут к отставке действующей власти. При этом представители оппозиции заявили, что они против дестабилизации в стране и протесты будут мирными. Однако ЦИК не намерена реагировать на выступления протестующих – там даже не стали включать в финальный отчет о выборах для Конституционного суда информацию о нарушениях, которую предоставили местные и международные наблюдатели. ЦИК также отклонил жалобу социалистов, которые настаивали на том, что премьер Дорин Речан в день проведения второго тура президентских выборов проводил агитацию в пользу Санду.
«В ближайшие дни социалисты подадут жалобы в ЦИК и Конституционный суд на многочисленные нарушения, допущенные властью во время этих президентских выборов. Мы уверены, что власть заплатит политически и юридически за эти фальсификации», – написал Додон в соцсетях.
Другие оппозиционные партии полностью разделяют мнение социалистов относительно непризнания результатов выборов: Партия коммунистов сообща с несколькими докторами наук в области конституционного права направила обращение в международные структуры в связи с подлогом, совершенным ЦИК и Конституционным судом в отношении признания итогов референдума.
«Согласно Кодексу о выборах в ст. 208 "за" изменение Конституции проголосовали всего 48,9%, никак не большинство. Что сделали после этого КС и ЦИК - является преступлением, за которое они понесут ответственность после того, как Молдова будет освобождена от захвата и освобождены полиция и прокуратура», – отметила депутат-коммунист Диана Караман. По ее словам, ПКРМ объявляет кампанию, в которой граждане выразят вотум недоверия КС и ЦИК. Она напомнила, что внутри Молдовы граждане были против изменения Конституции, а победу «евроинтеграторам» обеспечили диаспора и фальсификация.
По словам Виктории Фуртунэ, занявшей в первом туре президентских выборов пятое место, наряду с многочисленными серьезными нарушениями закона власти открыли всего два избирательных участка в России, не позволив десяткам тысяч граждан воспользоваться правом голоса. «Для признания референдума действительным использовались грубые манипуляции с количеством участников, а решение о внесении изменений в Конституцию серьёзно затрагивает суверенитет Молдовы», – добавила Фуртунэ.
Экс-премьер и кандидат от партии «Будущее Молдовы» Василий Тарлев заявил, что победа Санду на выборах президента достигнута благодаря манипуляциям с голосами диаспоры. Он утверждает, что данные выборов фальсифицированы и результаты искажены в пользу действующего президента. Он также заметил, что аналогичные манипуляции происходили в первом туре выборов и все это вызывает серьезные сомнения в легитимности выборов и приводит к недоверию со стороны населения.
Политический блок «Победа» объявил о намерении опротестовать итоги выборов. Лидер блока Илан Шор, считает, что каждый день правления Майи Санду – это узурпация власти. Политик настаивает на том, что она не является легитимным президентом и должна уйти. Шор также высказал опасения по поводу использования Молдовы Западом как плацдарма для возможной войны. Он подтвердил решимость продолжать борьбу с действующим режимом до конца, отметив при этом, что предстоящие парламентские выборы станут «окончательной точкой в битве за Молдову».
Однако нельзя не отметить, что при всем единодушии оппозиционных политиков Молдовы в оценках прошедших выборов все их декларации делаются не совместно, а по отдельности. Это говорит о том, что в стане оппозиции отсутствует консолидация, необходимая для электоральной победы в сложившихся условиях «захваченного государства» и пока не видно предпосылок для ее появления. Это сильно облегчает прозападным силам сохранение парламентского большинства по результатам предстоящих выборов в варианте коалиции или какой-нибудь другой прозападной партии, которая будет выставлена на замену дискредитировавшей себя PAS.