Евразийский экономический союз предполагает создание привлекательных условий для ведения бизнеса при сохранении сбалансированного контроля со стороны государственных органов. Этому в немалой степени призван способствовать так называемый механизм «единого окна», о котором в рамках объединения речь ведётся уже не первый год. Данный проект признан странами-участницами Союза одним из важнейших инструментов развития евразийской интеграции, однако с его практической реализаций наблюдаются существенные проблемы.
Сам по себе механизм «единого окна» предполагает электронное информационное взаимодействие таможенных органов и иных государственных структур с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), позволяющее упростить осуществление таможенного декларирования товаров при перемещении их через границу. Проще говоря, система должна совмещать в себе простой и доступный порядок безбумажного обращения в уполномоченные органы, быструю обработку всей представленной документации, но при сохранении высокого уровня контроля со стороны государства. На национальном уровне создание своих собственных «единых окон» страны ЕАЭС ведут не первое десятилетие и именно на их основе предполагается сформировать общий для всей «пятерки» механизм.
Например, в России еще с 2006 года начала действовать система, основанная на принципе «одного окна». К сожалению, довести до конца данный проект и масштабировать его пока не удалось. Работа по созданию и внедрению механизма «единого окна» начались с 2014 года, когда были приняты концепции развития и план мероприятий. Однако сам по себе процесс растянулся на долгие годы и на сегодня в полной мере не завершен в немалой степени потому, что наладить межведомственный обмен информацией в стране оказалось практически невозможно по самым различным причинам, начиная от отсутствия соответствующей технической базы и заканчивая нежеланием госструктур сотрудничать друг с другом.
В Киргизии работы по внедрению «единого окна» начались в 2004 году. Однако и здесь за последующие два десятилетия довести начатое до логического завершения не удалось, в том числе из-за неготовности или не вовлеченности в процесс как государственных органов, так и участников ВЭД. При этом в каждой из государственных структур республики оказался разный уровень автоматизации, что не позволило создать работающую систему взаимосвязи между ними.
Схожая ситуация наблюдается и в Армении, где механизм «единого окна» начали внедрять с 2013 года. Здесь даже на законодательном уровне была принята концепция внедрения принципов «одного окна» и «одной остановки», однако за последующие годы механизм смог заработать лишь с ограниченными функциями. Дополнительной проблемой для Армении стало наличие различных систем оплаты платежей и информационно-справочных сервисов.
Немного иначе ситуация обстоит в Казахстане и Белоруссии. Именно здесь, как отмечалось ранее в отвечающей за «единое окно» Евразийской экономической комиссии, были достигнуты весомые результаты по внедрению электронного документооборота в рамках внутри- и межведомственного обмена. Так, еще несколько лет назад в ЕЭК сообщалось, что в Казахстане наблюдается самый высокий уровень развития механизма «единого окна». В стране были приняты стратегические документы, определены цели и основные показатели реализации проекта, а на законодательном уровне закреплены принципы «однократности предоставления информации и эквивалентности бумажных и электронных форм документов». Кроме того, для взаимодействия госорганов и участников ВЭД в рамках автоматизированных бизнеспроцессов была внедрена информационная система государственной базы данных «Е-лицензирование».
В Белоруссии ситуация оценивается в ЕЭК как близкая к казахстанской. Здесь уже функционирует электронный документооборот и реализованы как минимум три базовых элемента «единого окна»: оплата сборов за оказание услуг государственных органов, выдача электронных разрешительных документов и подача в электронном виде документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары. Причем отмечается, что развитие данного механизма в РБ происходит в первую очередь на основе «политической воли» руководства страны, что позволило принять стратегические документы, а также назначить соответствующий координирующий орган и активно работать в практической плоскости по развитию проекта.
Вместе с тем существование только национальных механизмов «единого окна» для развития торговли и транзита товаров на территории всего ЕАЭС недостаточно. Это прекрасно понимают не только в странах-участницах объединения, но и в его руководящих структурах. Поэтому еще в мае 2014 года Высшим Евразийским экономическим советом было принято решение № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Согласно документу, предполагалось унифицировать связанные с внешнеэкономической деятельностью государственные процедуры всех стран-участниц, а также стандартизировать документацию, необходимую для их осуществления. После этого планировалось обеспечить взаимное признание электронных документов, создать необходимую информационно-техническую основу, перейти к электронному документообороту, а также унифицировать взаимодействия всех заинтересованных лиц и государственных органов в рамках национальных механизмов «единого окна» и многое другое.
Через год был даже утвержден план мероприятий по реализации «Основных направлений» и разработана «эталонная модель» механизма «единого окна», которая состоит в использовании стандартизированной информации, едином пропускном канале и в однократном представлении документов и сведений. В целом же, как было заявлено ранее, проект предполагает полный безбумажный документооборот, сокращение финансовых затрат и временных потерь, доступ к сервисам «единого окна» 24 часа в сутки 7 дней в неделю, прозрачность и предсказуемость бизнес-процессов, минимизацию случаев нарушения законодательства и пр.
К сожалению, за последующие годы резкого прорыва в развитии «единого окна» на уровне ЕАЭС не произошло. Об этом свидетельствует тот факт, что в принятых в 2020 году Высшим Евразийским экономическим советом Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года одним из пунктов было предусмотрено по-прежнему ведение ЕЭК работ «по выработке приоритетных инструментов реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».
Более того, в декабре 2023 года ЕЭК в ходе рассмотрения пакета материалов по реализации Стратегии приняла очередную рекомендацию, на основании которой в 2024 году должны были быть определены «приоритетные инструменты реализации механизма «единого окна» для государств-членов ЕАЭС как общие для всех, так и для каждого отдельно с учетом уровня развития национального механизма «единого окна» и проводимой политики по его развитию». Тогда же был утвержден перечень «передовых цифровых технологий» для развития проекта, такие как блокчейн, интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и машинное обучение.
В первой декаде ноября в ЕЭК даже провели демонстрацию пилотных проектов по развитию национального механизма «единого окна» в Белоруссии, в рамках которой продемонстрировали электронную платформу «Одно окно ВЭД» и возможности портала «Е-Паслуга». Однако все это, как и развитие национальных инструментов в других странах-участниках ЕАЭС, по-прежнему не привело к созданию заявленного 10 лет назад наднационального механизма.
За множеством деклараций, обсуждений и документов, которые были приняты за последние годы, скрывается целый комплекс проблем, пока не позволяющих «единому окну» развиться на уровне ЕАЭС. Среди прочего, это отсутствие единого видения сферы охвата и понимания целей и задач проекта всеми странами-участницами Союза. В данном случае по-прежнему наблюдается ориентация на развитие локальных инструментов для отдельных государственных органов вместо создания комплексного национального механизма. Кроме того, сохраняется массовое использование в процессе совершения таможенных операций бумажных документов. Одновременно в некоторых странах нет необходимых информационных систем для развития «единого окна», а разработанные электронные сервисы не связаны между собой. И, конечно, важными проблемами остаются недостаточное финансирование данного проекта, а также сохраняющаяся пассивность и нежелание различных ведомств стран-участниц объединения сотрудничать как между собой, так и на межгосударственном уровне.
Вместе с тем необходимость создания «единого окна» на уровне Евразийского союза признается всеми его участниками, так как это позволит создать эффективную систему регулирования внешнеэкономической деятельности и улучшить условия ведения предпринимательской деятельности как в самих государствах союза, так и на внешнем контуре. Более того, реализация проекта даст возможность госструктурам повысить уровень управления рисками при осуществлении внешнеэкономической деятельности, улучшить качество и сократить сроки предоставления соответствующих услуг, а также упростить административные процедуры и многое другое.
Для бизнеса «единое окно» позволит сократить денежные и временные издержки, упростить взаимодействие с контролирующими органами и, соответственно, уменьшить различные риски. Все это станет еще одним шагом для создания действительно безбарьерной среды на евразийском пространстве и в конечном счете положительно скажется на жизни простых граждан объединения.
Однако для этого странам-участницам ЕАЭС нужно сначала довести свои национальные проекты до логического завершения, после чего сделать так, чтобы пять готовых «единых окон» превратились в одно. Насколько быстро и эффективно данный процесс будет идти на практике, в настоящее время все еще неизвестно.