Похоже, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе все более плотно «берёт в оборот» не только Туркменистан, о чем «Ритм Евразии» уже писал на днях, но и Узбекистан. Не далее как 11 ноября в штаб-квартире ООН не где-нибудь, а в стране удивительных альпийских пейзажей и голубых озёр состоялось помпезное мероприятие высокого уровня под названием «Эффективная реабилитация и реинтеграция лиц, вернувшихся из северо-восточной Сирии – опыт Узбекистана: от глобального к локальному».
В ходе данного действа представители международных организаций на все лады нахваливали Ташкент: дескать, «модель Узбекистана служит дорожной картой для других государств. Этот метод продемонстрировал, как эффективно, гуманно и с соблюдением прав человека можно возвращать граждан из зон конфликтов».
Но больше всех, безусловно, отличился заместитель руководителя подразделения ОБСЕ по борьбе с терроризмом Фэйзо Нуманай. Он с радостью отметил, что его контора очень гордится своей ролью соорганизатора конференции по созданию Регионального экспертного совета по реабилитации и реинтеграции, проведенной в мае нынешнего года под эгидой Контртеррористического управления ООН и по инициативе президента Узбекистана. По его словам, «ОБСЕ осталась под большим впечатлением от работы местных сообществ в Ташкенте, когда наши представители посетили несколько махаллей и увидели выдающуюся работу по реабилитации и реинтеграции людей».
Вообще-то, неугомонные деятели из ОБСЕ ошиваются не только по махаллям, но в последнее время – и по коридорам власти в Ташкенте. К тому же и повод нашелся: под благовидным предлогом предстоявших 27 октября парламентских выборов представители организации, сплошь и рядом спецслужбисты, заблаговременно заехали в страну, дабы позондировать почву, поразведать сложившуюся обстановку, и если сладится, то и подрасшатать её.
И вот выборы состоялись. Реагируя на них, специальный координатор и руководитель краткосрочных наблюдателей ОБСЕ Азай Гулиев недовольно заявил, что, хотя выборы и прошли в рамках новой смешанной избирательной системы, отражающей значительные конституционные поправки и пересмотренный Избирательный кодекс, тем не менее «остаются значительные вызовы в реализации основных свобод, особенно права на ассоциацию, мирные собрания и свободу выражения мнений».
Собственно, ничего нового от прозападных наблюдателей услышано не было. Конечно, не обошлось и без излюбленной темы гендерного равенства. В частности, глава делегации ПА ОБСЕ Саргис Ханданян возгордился увеличением возможностей для гендерного равенства кандидатов в депутаты парламента и высказал надежду на то, «что это ещё больше повысит участие женщин в общественной и политической жизни в соответствии с обязательствами ОБСЕ».
И буквально сразу, не отходя от «кассы», 31 октября в Ташкенте состоялся круглый стол на тему «Гендерно-чувствительные стратегии управления пенитенциарными учреждениями: передовой опыт и ключевые проблемы» в рамках утверждённой дорожной карты по реализации проектов ОБСЕ в РУз в 2023-2024 годах. Здесь местным органам власти зачем-то рассказывали, как обеспечить гендерное равенство в управлении закрытыми учреждениями и повысить эффективность зашиты прав человека, используя передовой опыт Норвегии (хотя, казалось бы, как можно вообще сравнивать и применять методики Осло к Ташкенту).
Однако славная организация не остановилась на достигнутом и в те же дни – 30-31 октября 2024 года – собрала еще одну конференцию под названием «Молодые лидеры ЕС и Центральной Азии; изменение парадигмы в отношении устойчивого водопользования», заявленным как «важный шаг на пути к решению одной из самых актуальных проблем региона». На этот веселый сабантуй созвали более 100 молодых лидеров из пяти стран Центральной Азии, чтобы обсудить якобы новые подходы к управлению водными ресурсами и роль молодёжи в решении водного кризиса.
На самом же деле цель была иной – сделать данное мероприятие «платформой для диалога между молодыми лидерами, представителями правительств, экспертами и международными организациями, такими как ООН, ОБСЕ и ЕС».
Нетрудно догадаться, чем руководствуются представители ОБСЕ, столь долгое время находясь в Ташкенте под предлогом наблюдения за процессом парламентских выборов. Похоже, коллективный Запад дал чёткую команду раскрутить ситуацию в благополучном Узбекистане в свою сторону, взбаламутив неокрепшие умы местной молодёжи и уставших от «бытовухи» женщин.
Не случайно с начала этого года руководство организации посчитало целесообразным сменить координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане и определило в Ташкент посла Антти Карттунена. Тот уже успел выразить свою «взволнованность» вступлением в новую роль главы PCUz и, недолго думая, инициировал планирование дорожной карты сотрудничества на 2025-2026 годы.
Кстати, отсутствие какой-либо членораздельной информации об этом финском господине, да и сама его внешность явно выдаёт в нём представителя спецслужб. А если обратиться к его профессиональной биографии, скупо выложенной на сайте ОБСЕ, то, учитывая географический охват его деятельности, можно понять, что нынешний координатор зря времени не терял, продвигая контрпродуктивные проекты на просторах постсоветского пространства.
Так, с июня 2019 года по июнь 2023 года он занимал должность заместителя главы миссии ОБСЕ в Молдове. В 2013-2015 годах был постоянным советником по вопросам твининга (инструмента ЕС, направленного на поддержку прямого взаимодействия между государственными органами стран ЕС и стран-партнеров или бенефициаров) в финансируемом ЕС проекте по наращиванию потенциала в Министерстве финансов Грузии. В 2015-2017 годах занимал должность менеджера проектов по укреплению доверия в миссии наблюдателей ЕС в Грузии. Коротко стриженный финн также занимал должности в проектах по наращиванию потенциала в таких областях, как эффективное управление, борьба с коррупцией, образование и обучение государственных служащих. Эти проекты включали задания в Афганистане, Болгарии, Хорватии, Иордании, Литве, России, Румынии, Турции, Замбии и на Украине. Кроме того, А. Карттунен имеет двухлетний опыт управления военными кризисами в Косово.
Принимая во внимание подноготную вышеназванного эмиссара с дипломатическим прикрытием от ОБСЕ и его активную работу в тех странах, в которых постоянно «штормит», становится тревожно за судьбу Узбекистана…
Впрочем, как говорится, не нам, а руководству страны делать выводы (и принимать соответствующие решения) о том, насколько крепко сжимают её в тисках представители западных спецслужб.