ОТГ: стремится ли Турция к равноправному партнерству? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.11.2024 |

ОТГ: стремится ли Турция к равноправному партнерству?

В начале ноября в столице Кыргызстана состоялся 11-й саммит лидеров стран-участниц и стран-наблюдателей Организации тюркских государств. Его итогом стали Бишкекская декларация, которую поддержали все главы государств ОТГ, а также ряд соглашений и меморандумов. Встреча прошла на высочайшем уровне с точки зрения организации и проведения, однако, прорывных содержательных достижений она не принесла. Такое мнение озвучили участники круглого стола «К итогам саммита ОТГ. Геополитические контуры тюркского мира: идеология, экономика, безопасность», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

* * *

Как отметил эксперт по вопросам безопасности, советник Минобороны КР Мурат Бейшенов, определенный потенциал у организации есть, но многое в развитии объединения зависит от Анкары, у которой, как известно, кроме амбиций, пока нет других ресурсов для продвижения своих идей.

«У Кыргызстана есть свои причины быть членом ОТГ, и это нам пока не вредит, но делать основные ставки на нее не стоит. Основой объединения тюркских государств является этнический признак. И это неплохо для проведения культурно-гуманитарных мероприятий, например Всемирных игр кочевников. Сейчас поднимаются вопросы алфавита, зеленая повестка возникает. Обсуждать это все можно, конечно. Но географически, экономически и по другим направлениям мы удалены друг от друга. Например, Турция – член НАТО, а Кыргызстан – член ОДКБ», – подчеркнул М. Бейшенов.

Говоря о перспективах сотрудничества в сфере безопасности между ОТГ, где Турция – член НАТО, и ОДКБ, где локомотивом является Россия, секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов заверил, что Анкара не продвигает интересы североатлантического альянса в ЦА. «Мы не видим таких попыток, – отметил спикер. – А вот военное сотрудничество между нашими странами, в том числе покупка беспилотников у Турции, имеет место. Однако мы закупаем и продолжим закупать вооружение не только у турецкой стороны, но и у других стран, включая Россию и Китай».

М. Иманкулов отметил, что государства-члены тюркской организации наряду со стратегическими партнерами Кыргызстана – Россией и Китаем, принимают активные меры для обеспечения региональной безопасности, где ключевую роль по-прежнему играет ОДКБ. «Организация Договора о коллективной безопасности является гарантом нашей национальной безопасности от внешних угроз. Вместе с тем ОТГ не является альтернативой или противовесом ОДКБ, ЕАЭС, СНГ или ШОС. Мы ее рассматриваем, как дополнение к существующим форматам сотрудничества. Организацию тюркских государств не следует рассматривать, как блок, созданный в противовес другим объединениям. Тюркский мир строится на сочетании глубинных идеологических основ и прагматичных подходов в экономике и политике, учитывая, что сложившаяся ситуация в мире требует гибкого подхода и стратегического взаимодействия на международной арене», – заявил спикер.

М. Иманкулов подчеркнул, что в современном мире, где конфликты, геополитическая напряженность и глобальная трансформация все чаще определяют международную повестку, региональное сотрудничество становится, как никогда, важным: «Масштаб проблем на локальном и глобальном уровне превышает возможности отдельных государств справляться с ними самостоятельно. Поддержание стабильности и развитие возможны только при коллективных усилиях». 

Важнейшими приоритетами Кыргызстана в рамках председательства в ОТГ в 2025 году, по словам секретаря Совбеза, станет культурное и образовательное взаимодействие, укрепление экономической кооперации, развитие инфраструктуры и торговли, а также углубление сотрудничества в сфере безопасности и противодействия угрозам. 

В свою очередь, профессор, доктор политических наук чрезвычайный и полномочный посол КР Аликбек Джекшенкулов отметил, что Кыргызстан – маленькая и уязвимая страна, особенно в вопросах безопасности. Поэтому каждый международный шаг ее руководства в любых глобальных или региональных организациях имеет большое значение.

«Мы живем в прагматичное время, когда сложно ориентироваться, куда идти и с кем. Но чтобы понимать Турцию, нужно знать ее историю. Идея османизма, основанная на исламе, переросла в идеи пантюркизма, на которых лежало основание турецкого национализма. Эта идея привела к жестким мерам и трагическим событиям в начале XX века. Однако Ататюрк отказался от пантюркизма и выбрал демократичный европейский путь. После распада СССР идея пантюркизма вновь активизировалась, и мы должны учитывать это. Мы должны руководствоваться национальными интересами и прагматичным подходом как во внутренней, так и во внешней политике. Я думаю, что нужно более взвешенно рассмотреть вопросы безопасности с нашими партнерами, чтобы не заблудиться в своих внешнеполитических шагах», – подчеркнул дипломат.

Как отметил системный аналитик Бактыбек Саипбаев, разговоры на тему перспектив военно-политического сотрудничества в рамках ОТГ вызывают сегодня множество вопросов и недопонимания. «Одно дело обсуждать безопасность и бороться с международным терроризмом. И совсем другое – создавать военно-политический или оборонительный союз. Какой и против кого может быть оборонительный союз, если в его составе есть Турция –  член НАТО? На примере Грузии и Украины мы знаем, как все начинается – с предложения сотрудничества. А затем начинаются разговоры о вступлении в альянс и так далее», – напомнил эксперт.  

По его словам, сегодня ОТГ нужно сосредоточиться на экономическом, научно-образовательном и культурном сотрудничестве. «Развивая эти направления, мы не будем вызывать сопротивления у таких соседей, как РФ и КНР. Более того, нужно интегрировать Москву и Пекин в эти процессы, это дало бы второе дыхание организации, она приобрела бы реальную силу. В России, например, в Поволжье живут татары, башкиры, чуваши. На Кавказе – кумыки, ногайцы, карачаевцы и балкарцы. На Алтае, в Южной Сибири – алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы. Есть уйгуры в Китае, гагаузы в Молдавии. Я думаю, Кыргызстану нужно выступить с инициативой о переименовании в ОТГ в Организацию тюркских государств и народов», – отметил аналитик. 

В тоже время руководитель Центра тюркского наследия КНУ им. Ж. Баласагына профессор экс-посол Кыргызстана в Азербайджане и Грузии Кайрат Осмоналиев подчеркнул необходимость обеспечить равные условия и возможности для всех стран-участниц ОТГ, независимо от наличия у них энергоресурсов или объема их экономики.

«У каждого государства, которое входит в Организацию тюркских государств, есть свои структуры. В Турции это секретариат ОТГ и ТЮРКСОЙ, в Азербайджане – штаб-квартира ТЮРКПА и Фонд тюркской культуры и наследия, в Казахстане – Международная тюркская академия. У Кыргызстана, к сожалению, таких структур пока нет. В Бишкеке должна была находиться штаб-квартира Международного инвестиционного фонда ОТГ. Однако разместилась она в Турции, став уже третьей структурой в этой стране. На мой взгляд, участие Кыргызстана в любом международном объединении, включая ОТГ, должно осуществляться на принципах равноправия, а тот факт, что штаб-квартира инвестиционного фонда ушла в Турцию, не соответствует этим принципам», – отметил спикер.

Оценку перспективам экономической интеграции в рамках ОТГ дал независимый эксперт по экономике и госуправлению д. э. н. доцент Алмаз Насыров, который считает, что основу отношений в организации составляет экономический потенциал ее участников, другой вопрос – наличие желания и главное, возможностей вкладывать его в развитие объединения.

По его словам, даже упрощенный анализ торгового баланса стран-участниц ОТГ показывает, что позиции Кыргызстана не самые сильные. В целом, по данным за 2023 год, показатели у КР отрицательные со всеми членами организации. Если рассматривать внешнюю торговлю республики в целом, то основными торгово-экономическими партнерами, т. е. ключевыми импортерами, для Кыргызстана являются Китай и Россия, экспорт направлен преимущественно в Россию, Казахстан и Узбекистан. «За 2023 год товарооборот КР с РФ составил более $3 млрд, в нынешнем году страны нацелены довести его до $5 млрд. С КНР товарооборот уже фактически преодолел 5-миллиардный порог. То есть устойчивые экономические связи с Москвой и Пекином очевидны», – подчеркнул спикер.

Вместе с тем Кыргызстан ведет многовекторную внешнюю политику, которая должна отражать приоритеты экономического развития и национальной безопасности республики, и отвечать в том числе на вопрос, по каким приоритетным направлениям будут выстраиваться двусторонние отношения со странами в рамках той же ОТГ.

«Безусловно, это объединение дополняет другие существующие интеграционные проекты, участником которых является КР. При этом важно понимать, каких результатов мы сможем добиться в рамках ОТГ, например в части экономического взаимодействия или привлечения технологий. Для экономики Кыргызстана сейчас важны инфраструктурные проекты – новые транспортные коридоры, торгово-логистические мощности, выход к морским путям и т. д. Соответственно, нужен прогноз, какой вклад в их развитие могли бы сделать страны ОТГ. На мой взгляд, экономическая база объединения сейчас находится в стадии становления, соответственно, перспективы взаимовыгодности на данный момент не очевидны», – пояснил А. Насыров.

Однако он обратил внимание, что зачастую экономика сопровождается решением геополитических вопросов. Так, по итогам саммита в Бишкеке были сделаны серьезные заявления, которые в дальнейшем могут иметь место в вопросах политической интеграции. «Во время саммита была сделана попытка определения будущего кураторства региона. Ранее традиционно существовали три вектора – Россия, Китай и США. Сегодня же проявляются очертания интересов других стран. С этой точки зрения мы должны ставить на первое место интересы своего государства. А для этого нужно ответить на вопрос, к каким результатам мы придем в перспективе, учитывая, что на современном этапе мироустройства геополитические тенденции стремительно меняются», – добавил А. Насыров.

В свою очередь, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» политолог Игорь Шестаков отметил, что при рассмотрении итогов бишкекского саммита с экономической точки зрения можно констатировать, что реальных прорывов он не продемонстрировал.

«Речь пока по-прежнему идет лишь о потенциале и перспективах данной площадки. ОТГ уже 15 лет, однако, все разговоры на тему экономического сотрудничества так и остаются просто благими намерениями. Из конкретики мы видим лишь создание Инвестиционного фонда организации с достаточно скромным уставным капиталом в $500 млн. Такая сумма рассчитана на инвестиции в малый и средний бизнес, а для инфраструктурных проектов это капля в море», – подчеркнул эксперт.

При этом ОТГ стремится придать значимость своему участию в Транскаспийском международном транспортном маршруте, который должен связать Китай, Центральную Азию, Турцию и Азербайджан с Европейским союзом. «Брюссель не раз заявлял о заинтересованности в сотрудничестве в этом проекте, тем более на фоне антироссийских санкций. Но для его полноценной реализации, по расчетам специалистов, требуется не менее 16 млрд евро. Какая из стран ОТГ готова вложить такую сумму? В своем докладе президент Казахстана акцентировал внимание на необходимости привлекать инвесторов. Но где их взять? Можно услышать, что в финансировании экономических проектов ОТГ якобы заинтересован Пекин. Однако это чистой воды конспирология. В отличие от ШОС или ЕАЭС, тюркская организация выстроена на основе внешнеполитической доктрины Анкары «Век Турции». Если кто-то наивно считает, что все это будет оплачивать Китай, то он сильно заблуждается», – поделился мнением И. Шестаков.

Он также напомнил, что «собиратель» тюркских земель Эрдоган позиционирует Турцию как центр ключевых идеологических решений, в частности в формате Большой тюркской языковой модели ОТГ, где важная роль отведена тюркскому алфавиту: «В Бишкеке турецкий лидер призвал страны ОТГ оперативно его внедрять. В качестве примера он привел Северный Кипр, что уже больше напоминает навязывание членам организации вопроса о легитимизации данной территории. Впрочем, саммит не дал ответа и на вопрос, а кто будет платить за буквенную инициативу Анкары?»

Эксперт также подчеркнул, что в рамках председательства в ОТГ в следующем году Кыргызстану в повестке мероприятий необходимо подчеркнуть значимость национальных интересов стран ЦА, с которыми Турция должна считаться.

Как отметил системный аналитик Мурат Мусабаев, дееспособность любого международного объединения определяется не только политическими решениями, но и готовностью населения к интеграции: «В Японии, когда строят жилые массивы, тротуары сразу не выкладывают. Они ждут, когда люди сами протопчут тропинки, и только потом их начинают оформлять. Это подсказка: сначала нужно посмотреть, куда люди идут, а потом уже прокладывать культурные, гуманитарные, политические и экономические тропинки. А навязывание того же так называемого единого тюркского алфавита – это идеологическое давление, нацеленное на разрушение нашей культуры и наших национальных традиций. Это психологический удар для нашего населения, который не принесет нам никакой пользы».

(Окончание следует)

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
86
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика