Пока коллективный Запад агрессивно настаивает на переходе Центральной Азии на зелёную энергетику, у него самого наблюдается эпичное падение на рынке мощностей.
По данным агентства Bloomberg, в настоящий момент цены на электроэнергию в Германии, например, в самые загруженные часы поднялись до самого высокого уровня с пика энергетического кризиса. Эти напряжённые условия, вызванные зависимостью от возобновляемых источников энергии в день с низким уровнем ветра, наблюдаются несмотря на то, что температуры в большей части северо-западной Европы выше среднего за последние 30 лет.
По данным британской компании Еlехоn, спад в производстве энергии ветровыми электростанциями в Великобритании означает, что страна полагается на выработку электроэнергии из газа, уровень использования которого достиг самого высокого показателя с ноября 2023 года. Некоторым странам даже пришлось увеличить использование зимних запасов газа, чтобы удовлетворить спрос, при этом, что, согласно последним данным Gas Infrastructure Europe, чистый отбор из общего запаса Европейского союза превысил 2 тераватт-часа, и это самый крупный отбор с начала отопительного сезона.
Поразительно, что при всей этой энергетической вакханалии евроатлантисты на прошедшей в Баку с 11 по 22 ноября 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (COP29) убеждали партнеров из ЦА в безальтернативности зелёной энергетики. И кое-кого, судя по всему, им удалось убедить. В частности, по словам президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, для его страны, стремящейся к углеродной нейтральности, зелёная энергетика становится приоритетным направлением: «Мы активно работаем над снижением зависимости от ископаемых ресурсов, развиваем технологические инновации и создаем инфраструктуру, способную поддерживать нашу экологическую устойчивость. Достигнуты договорённости Казахстана с иностранными партнерами по реализации «зеленых» проектов общей мощностью 43 ГВт».
К этому Астану постоянно и с особым рвением подстёгивают европейцы, которые просто зачастили в гости к Токаеву. Так, в ходе двухдневного визита в Казахстан в начале ноября президент Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо встретилась с ним и приняла участие в 36-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов. В ходе общения госпожа Рено-Бассо отметила важность дальнейших инвестиций в национальную сетевую инфраструктуру для интеграции новых мощностей возобновляемых источников энергии и радостно сообщила, что ЕБРР намерен в ближайшие годы вложить 2 млрд евро в экономику Казахстана в рамках осуществления программы зеленого перехода. Отметим, что и в текущем году Европейский банк реконструкции и развития более чем удвоил свои ежегодные инвестиции в Казахстан, которые по итогам 2024 года могут составить свыше 650 млн евро в рамках 22 проектов.
Подобную щедрость проявляет и отдельно взятая страна – Франция. Как уже сообщал «Ритм Евразии», 4-5 ноября состоялся визит К.-Ж. Токаева в Париж, в ходе которого между двумя странами были подписаны десятки соглашений на сумму в 2 млрд долларов, опять же направленных на продвижение Казахстаном зелёной энергетики, логистики и цифровых технологий.
В одном из старейших изданий Le Figaro накануне визита Токаева была опубликована его статья под громким названием «Казахстан – стратегический и надёжный партнер для Франции». В ней президент подчеркнул, что Астана создала прочную демократическую систему управления во внутренней политике и активно развивает такие отрасли будущего, как зелёная энергетика, цифровые технологии и логистика, в том числе в тесном взаимодействии с французскими компаниями.
Стоит упомянуть неформальную прогулку глав государств в саду дворца с подросшими щенками тазы: почти год назад в Астане Токаев лично подарил статных четвероногих французскому коллеге, и теперь Эмманюэль Макрон нередко публикует фото Жюль и Жанны в своем аккаунте в социальных сетях. Кстати, так называемая политика тазы становится популярным трендом у Астаны по аналогии с китайской политикой панд. Панда-дипломатия снискала успех как инструмент публичной дипломатии, применяемый КНР для налаживания отношений с иностранными государствами и решения других международных задач и подразумевающий использование больших панд в качестве «дипломатических подарков».
Но кому не ясно, что основной целью приглашения со стороны Макрона были не проявление особой признательности за подаренных собак или устройство вкусного ужина под пение талантливого казахстанского певца Димаша, а попытка Франции (в лице компании Electricite de France) обойти Россию («Росатом») при строительстве в Казахстане будущей атомной электростанции.
Тем более что Токаев до и после референдума по поводу строительства АЭС неоднократно говорил, что в Казахстане должен работать международный консорциум, «который будет состоять из мировых компаний, обладающих самыми передовыми технологиями». И поскольку практически до 85% энергопроизводящих мощностей Франции составляют АЭС, эта страна потребляет огромное количество топлива и ей нужен постоянный источник ресурсной базы для своих атомных электростанций. Учитывая же, что Казахстан является рекордсменом по производству урана в мире, со стороны данное сотрудничество двух государств кажется вполне взаимовыгодным и плодотворным.
Кстати, в ходе этого же визита Токаева были достигнуты договоренности о том, что специалисты «Казатомпрома» и его дочернего предприятия «Ульбинский металлургический завод» пройдут обучение на урановых заводах компании Огайо – лидера атомной промышленности Франции, что, как отметила пресс-служба компании, «позволит казахстанским специалистам изучить опыт французских коллег и получить доступ к новым технологиям атомной отрасли».
Между тем Россия, в лице «Росатома» предлагающая свои услуги Астане, имеет гораздо больший опыт строительства и эксплуатации атомных станций и постоянно внедряет собственные уникальные технологии в сфере развития атомной энергетики. «Росатом» – это огромная госкорпорация со штатом примерно 400 тыс. человек в 70 странах мира, выручкой в 2023 году около 28 млрд долларов (по итогам 2024 года превысит 31 млрд долларов) и объёмом заказов на ближайшие 10 лет на сумму свыше 140 млрд долларов. Её репутация высока во всем мире. Она постоянно выражает намерения предоставить свои компетенции в деле строительства первой АЭС в Казахстане.
Для сравнения: доходы компании Electricite de France намного меньше российской и составляют за 2023 год всего 4,8 млрд евро. Она является оператором 67 атомных реакторов, из них 56 – во Франции, а остальные всего в двух странах: 9 – в Великобритании, 2 – в Китае.
В прозападной прессе постоянно муссируются фейки по поводу каких-то там «договорняков» между российскими и казахстанскими властями относительно выбора подрядчика строительства. Хочется надеяться, что Астана не поддастся на такие дешевые провокации. Hе стоит забывать, что Казахстан входит в ОДКБ и является членом ЕАЭС, поэтому, скорее всего, не пойдёт на откровенную «игру» против Москвы...