Итоги встречи лидеров стран Организации тюркских государств, прошедшей в Бишкеке 6 ноября, обсудили участники круглого стола: «К итогам саммита ОТГ. Геополитические контуры тюркского мира: идеология, экономика, безопасность», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
* * *
По словам политолога Кубана Таабалдиева, ОТГ – это уникальная организация, которая пытается совместить совершенно разные направления сотрудничества: культурно-гуманитарное, идеологическое, экономическое и военно-политическое. Формируется она по этническому и религиозному признаку и стремится объединить очень разные государства, что естественно ведет к определенным разногласиям.
Говоря про Кыргызстан, он призвал обратить внимание на то, что происходит в университетах «Манас» и «Ала-Тоо», а также в школах сети «Сапат», которые работают исключительно в интересах и по законам Турции. По его словам, необходимо снижать турецкое влияние в Кыргызстане: «Чем больше мы уступаем, тем больше на нас давят. В первые годы независимости Турция хорошо к нам относилась. Однако с приходом к власти президента Ахмета Сезера, а затем и Реджепа Эрдогана в кыргызско-турецких отношениях стали происходить серьезные изменения. Правильно было сказано: мы должны изучать историю наших отношений с турецкой стороной. Нужно понимать контексты, иначе мы рискуем попасть под полный контроль Турции», – обратил внимание политолог.
По его словам, если не учесть эти факторы, то в будущем ОТГ вполне может превратиться в инструмент давления: «Я не говорю, что мы не должны быть частью ОТГ, но наш флаг, наша независимость и наши гуманитарные позиции должны быть защищены».
В свою очередь, военный эксперт Нурлан Досалиев обратил внимание, что главная характеристика 11-го саммита ОТГ, прошедшего в Бишкеке, это общение делегаций между собой посредством русского языка. То есть на кыргызской земле представители из стран так называемого «тюркского мира» не могли разговаривать друг с другом напрямую, а вынуждены были использовать для коммуникации русский язык: «Осуществлялся перевод текстов сначала на русский язык, а затем на языки партнеров, и наоборот. Мягко говоря, это не стыкуется с заявленными программными положениями официальной Анкары – главного генератора идеи ОТГ, в первую очередь об «общности языкового пространства».
Отсюда возникает вполне закономерный вопрос, а что такое вообще «тюркские государства», откуда взялся и что означает сам термин «тюрк». По словам спикера, обзор всевозможных источников показывает, что в научном мире до сих пор нет четко выверенной единой точки зрения по поводу природы возникновения понятия и самого слова «тюрк». Более того, ряд исследователей утверждают, что данный термин имеет не этническую основу, а религиозную. Это вносит еще большую сумятицу в понимание указанного вопроса.
«Доподлинно известно лишь то, что в научный оборот термин «тюрк, тюркский» был запущен датским ученым-лингвистом В. Томсеном в соавторстве с другими западноевропейскими учеными в конце 19 в. – начале 20 в. Их взгляды: дескать, существовали в древности прототюркские племена, которые позже вымерли, но на месте их обитания сейчас есть другие народы, у которых сохранились языковые «тюркские» признаки. При этом многих смущает тот факт, что западные «тюркологи» упоминают якобы существовавший когда-то «тюркский каганат» практически в рамках Кыргызского каганата, который был создан намного столетий раньше», – напомнил эксперт.
По его словам, нынешние ученые-тюркологи почти единогласно утверждают, что среди ныне здравствующих «тюркских» языков самым древним является кыргызский язык. Но при этом общеизвестным фактом является то, что кыргызский этнос является прямым потомком гуннов (гуннских племен), а никак не мифических вымерших «тюрков».
«В эпосе «Манас», который является одним из старейших сказаний на планете, слово «тюрк» отсутствует. В кыргызско-русском академическом словаре под редакцией К. Юдахина слово «тюрк» также отсутствует. Этого слова никогда не было в лексиконе кыргызов. Отмечу лишь, что в кыргызском языке есть словосочетание, очень созвучное слову «тюрк», но оно обозначает характеристику кочевников», – рассказал Н. Досалиев.
Он напомнил, что в 1992 г. при организационной поддержке стран Западной Европы в Анкаре состоялся первый саммит тюркоязычных государств. И уже тогда подчеркивался характер Союза тюркоязычных государств как одного из пунктов глобалистской модели мира, как инициативы коллективного Запада по геополитическому отрыву бывших советских республик Средней Азии от России и созданию антикитайского тренда в регионе.
«Весь мир сейчас наблюдает кризис общечеловеческих ценностей, и даже просто этических, в котором погряз запад. Находясь в идеологической яме, запад тем не менее пытается протолкнуть народам Средней Азии идеолого-языковую модель сомнительного происхождения. И делается это через Турцию, через понятие «тюрки», придуманное самими англосаксами. Таким образом, мы имеем дело с долговременной идеологической диверсией, корни которой уходят еще во времена холодной войны между Западом и СССР. Не надо забывать и факты истории: Турция все время вертелась вокруг западных военных коалиций в прошедших мировых войнах, была тесно связана и с Великобританией, и Германией и т. д. При тогдашних планах западной военщины Турция (нынешние «братья-тюрки») не прочь была стать хозяйкой земель в далекой Средней Азии», – рассказал Н. Досалиев.
По его словам, современная историческая наука определяет возраст кыргызской государственности в 19 веков: «Это даже не смешно, а страшно, на какую полку новейшей истории пытаются поместить кыргызов. Почему в 21 веке кыргызы должны принимать «левый тюркский» алфавит, когда только наша Орхоно-Енисейская письменность является старше всей государственности стран Западной Европы и Турции в несколько раз. Наш нынешний кыргызский алфавит на кириллице состоит из 36 букв. А нам пытаются всучить эрзац-алфавит из 34 букв, который придумали буквально вчера, да еще и на латинице. Переход на чуждый для кыргызского народа алфавит – это замаскированная попытка долговременной дестабилизации обстановки в стране, это надо осознавать предельно трезво. В этой связи очень своевременно звучат слова президента КР С. Жапарова в отношении попыток Запада вмешиваться в вопросы внутренней жизни в Кыргызстане и указывать, как нам жить».
Спикер подчеркнул, что складывающаяся сложная и опасная военно-политическая обстановка в мире требует от Кыргызстана предельной собранности и концентрации на собственных вопросах безопасности. «Президент КР С. Жапаров совсем недавно присутствовал в России на форуме по приглашению президента РФ В. Путина, который, по словам западных политологов, является человеком, формулирующим мировые смыслы. Так вот, российский лидер сказал, что всех нас ждет сложный 20-летний период. В преддверии этого периода будет очень целесообразно нам в Кыргызстане собраться мыслями и духом, чтобы освободиться от чуждых идеологем и понятий – нам надо определиться: мы КЫРГЫЗЫ, и мы не должны позволить называть нас маловразумительным чуждым термином “тюрки”», – добавил Н. Досалиев.
Неоднозначность инициативы Турции о переходе всех пяти стран ОТГ на общетюркский алфавит, за основу которого берется современный турецкий алфавит на латинице, подчеркнула и директор ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназарова: «Этот алфавит был разработан всего 100 лет назад Ататюрком, который стремился приблизиться к культуре Запада. Какое духовное и моральное разложение происходит сейчас на Западе, мы все видим и не хотели бы такой культуры для будущего наших детей».
Она напомнила, что письменность в странах Средней Азии сформировалась в конце XIX в., при этом кириллица была выбрана не случайно. Ученый-востоковед, исламовед, переводчик и просветитель Н.И. Ильминский был восхищен древним языком автохтонных народов-киргизов (тогда казахи и кыргызы), но обнаружил засилье татарскими формами и оборотами из-за использования арабского алфавита.
«Теперь по истечении больше чем ста лет кириллицей пользуются не только постсоветские страны, но и тюркоязычные народы России, с которыми у наших народов есть тесная связь. Переход к латинице приведет к разъединению народов. За это время выпущены сотни тысяч книг на кириллице. Это наше культурное наследие, и если мы от него избавимся, то последствия будут пожинать наши будущие поколения. Прежде чем принимать такие решения, надо бы спросить у своих народов, нужны ли им такие реформы», – отметила К. Эрназарова.
Она также подчеркнула, что страны ЦА – это независимые государства с собственными национальными интересами. Соответственно, сотрудничество в рамках ОТГ требует равноправного взаимодействия всех участников. Однако во внешней политике Турции явно прослеживается стремление взять на себя роль регионального лидера, игнорируя ряд принципиальных для стран ЦА моментов: «Так, мы видим продавливание концепции общетюркского военного альянса, продвижение пантюркистских идеологических и образовательных установок и т. п.».
Амбиции Анкары четко вырисовываются в высказываниях президента Эрдогана в октябре 2019 года: «До сегодняшнего дня мы говорили: «Одна нация – два государства». Вчера я заявил, что теперь мы стали одной нацией – пятью государствами. Дай Бог, Туркменистан тоже примкнет к нам, и таким образом мы станем одной нацией – шестью государствами, усилим совместное сотрудничество в регионе».
«В политическом смысле термин «нация» возникает в пределах одного государства, и это безусловная аксиома, которая не обсуждается. Соответственно, чтобы стать одной нацией, надо распрощаться со своей независимостью. СМИ Турции используют такие термины, как «узбекские турки», «кыргызские турки», «казахские турки», что выглядит неуместным по отношению к народам ЦА, которые являются государство образующими народами и имеют самоназвание без дополнительного «турки». Это вызывает сомнения в паритетном и партнерском отношении к странам нашего региона со стороны Анкары», – поделилась мнением эксперт.
Вместе с тем она обратила внимание, что истинные цели Турции в формате ОТГ заключаются в стремлении Анкары в долгосрочной перспективе получить региональное лидерство и составить конкуренцию Китаю и России, поскольку во всех остальных направлениях амбиции Эрдогана серьезно ограничиваются другими геополитическими игроками. По ее словам, на данном этапе страны ЦА должны четко определиться со своими перспективами развития, а также национальными и региональными интересами, а не действовать в рамках форматов, навязываемых «цивилизованными» странами. «На мой взгляд, сейчас уже счет идет не на годы, а на дни, поэтому у нас нет времени на шатания. Нужно ставить реальные приоритеты с учетом собственных интересов, а не действовать в угоду геополитическим игрокам, которые подсовывают нам «стеклянные бусы» в виде эфемерных, а подчас вредоносных инициатив и проектов. У нас есть проверенные союзники в рамках СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, с ними и нужно взаимодействовать в ближайшей и долгосрочной перспективе», – добавила К. Эрназарова.
В свою очередь, политолог Бактыбек Жумагулов связывает появление таких международных объединений, как ОТГ, прежде всего, с кризисом международного права: «Создание Организации тюркских государств или БРИКС – это ответ на кризис традиционных международных структур, таких как ООН и ее Совет безопасности. Они больше не способны обеспечивать безопасность, как показали примеры Югославии, Ирака, Ливии, Сирии и все текущие конфликты. Это демонстрирует, что новые блоки формируются как ответ на глобальные или региональные кризисы».
При этом он выразил уверенность, что ОТГ не должна противопоставляться ШОС, СНГ ОДКБ или Евразийскому экономическому союзу. Наоборот, необходимо искать точки сопряжения этих объединений.