Фракция партии «Новые люди» в Госдуме РФ готовит законопроект о введении электронных ID-карт, которые позволят регулировать приток мигрантов в Россию. В случае успешной реализации этого проекта эффективность контроля над миграционными потоками со стороны государства может возрасти на порядок.
Предложение по усилению контроля над миграцией со стороны самой либеральной из парламентских партий России, которая вплоть до недавнего времени в антииммигрантской риторике не была замечена, связано с нерешенностью миграционного вопроса. В условиях сохранения «безвиза» со странами СНГ ужесточение миграционного режима, включая проверки в пограничных пунктах пропуска, местах работы, запрет въезда вызывающих подозрения лиц и т. п., саму проблему решить не способны. Некоторое сокращение въезда в Россию мигрантов из Таджикистана на протяжении второго и третьего кварталов этого года сопровождалось увеличением иммиграции из Узбекистана и Киргизии, хотя и гораздо менее высокими, чем ранее, темпами. А это означает, что первопричина миграционного кризиса, которая заключается в резком увеличении притока инокультурных мигрантов, сохраняется.
Поскольку ни ввести визовый режим, ни полностью отказаться от использования рабочей силы из азиатских стран СНГ Россия в текущих условиях (по военно-политическим, дипломатическим, экономическим и прочим соображениям) не может, возникает настоятельная потребность в том, чтобы этот миграционный поток как-то регулировать. Отсюда и проистекают многочисленные и нередко недостаточно проработанные предложения по ужесточению миграционного законодательства, которыми с весны этого года просто фонтанируют различные политические силы.
Инициатива «Новых людей» по введению ID-карты мигранта на этом фоне стоит несколько особняком. Во-первых, сама партия во многом представляет в Госдуме интересы бизнеса, который в мигрантах заинтересован, и от нее скорее можно было бы ожидать лоббирования его интересов. А во-вторых, подобный законопроект уже существует, а его автором является отвечающее за миграцию МВД.
По информации ТАСС, законопроект, авторами которого являются члены думской фракции партии во главе с ее руководителем Алексеем Нечаевым, предполагает внесение изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В случае их принятия ID-карта понадобиться иностранцам для временного пребывания на территории России как для работы, так и с иными целями. Что именно включают эти иные цели – получение образования, деловые поездки или что-то еще, – не расшифровывается. Непонятно, например, нужно ли будет оформлять такую карту туристам, которые также прибывают в РФ не для работы. Поясняется лишь, что высококвалифицированным специалистам карта будет оформляться в ускоренном порядке. Главным же новшеством является то, что оформляться карта должна еще до въезда иностранца в Россию по его заявлению. В нем должны содержаться данные об образовании, наличии судимости или ее отсутствии, планируемом сроке пребывания в РФ и медицинские документы. Стоимость оформления карты составит 3 тыс. руб.
Еще более важным является положение о том, что право на въезд в страну мигрант получит только после того, как будет одобрена его заявка на оформление ID-карты. Тем самым российские силовики и работодатели, заинтересованные в привлечении иностранной рабочей силы, получат возможность заранее проверить документы и отобрать тех мигрантов, в которых они заинтересованы, исключив нежелательных и попросту опасных лиц. Те иностранцы, которые окажутся на территории РФ до введения карт, будут обязаны оформить их в течение 30 дней, а в противном случае подлежат депортации. Фактически такая система предварительного отбора и фильтрации иностранцев, въезжающих в Россию, представляет собой лайт-версию визового режима, введение которого пока представляется мерой слишком радикальной. В то же время введение ID-карт как раз позволит введения визового режима с азиатскими странами СНГ избежать. А вероятность этого в случае дальнейшего усугубления миграционного кризиса вовсе не исключена.
Определенные сложности могут возникать в связи с тем, что проверка документов и сдача анализов должны осуществляться еще до въезда в Россию. Известно, например, что в странах Средней Азии массово практикуется изменение личных имен в документах с тем, чтобы избежать запрета на въезд в РФ. Вопросы о достоверности могут возникать и по медицинским анализам. Отчасти их можно решить путем налаживания информационного обмена с теми органами власти и медицинскими организациями в отправляющих мигрантов странах, которые за это направление деятельности отвечают. Кроме того, по прибытии в Россию мигрант, как гласит законопроект, «обязан предоставить свои биометрические данные» органам внутренних дел, а также сдать экзамен по русскому языку. Сдача биометрии и языкового экзамена внутри России позволят сделать процесс идентификации личности и проверки уровня владения им русским языком гораздо более прозрачным.
Любопытно, что проект введения ID-карты мигранта, как уже сказано выше, уже существует и разработан он МВД. На федеральном портале нормативно-правовых актов этот законопроект размещен 1 марта 2021 г. под названием «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Однако его разработка, судя по сопроводительным документам, закончилась в том же году и с тех пор никакого движения по нему не было. 3 сентября на портале была размещена «Сводка предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения на официальном сайте», после чего разработка законопроекта, судя по всему, остановилась. Возможно, что причиной остановки работы над ним стало начало спустя несколько месяцев СВО, что вынудило ведомство заняться другими проблемами. Так или иначе, но до рассмотрения в правительстве проект МВД не дошел.
Вместо понятия «ID-карта мигранта» этот законопроект оперирует термином «единый документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации, с электронным носителем информации». Его предполагалось оформлять органам МВД сроком на 10 лет. Наличие электронного приложения позволило бы обеспечить идентификацию иностранцев, доступ к порталу госуслуг, совершению юридических и банковских операций. Для получения «единого документа», согласно законопроекту, необходимо пройти медосмотр, подтвердив отсутствие склонности к наркомании и опасных инфекционных заболеваний, приобрести медицинский полис, оплатить пошлину и завести личный кабинет на портале госуслуг. Идентификация мигрантов должна была осуществляться путем их внесения в реестр иностранных работников, который будет находиться в ведении МВД. Заявление на включение в него трудовой мигрант должен подать в течение 30 дней после прибытия в РФ. А основанием для внесения в этот реестр будет является наличие того самого «единого документа».
Свой реестр предусматривался и для работодателей, использующих иностранную рабочую силу. За нарушение законодательства, включая найм иностранцев вопреки существующим ограничениям, невыплату им зарплаты и т. п., предприятия могли быть из него исключены, потеряв право на использование труда мигрантов. Те же организации, которые в этот реестр не включены, этого права не имели изначально. Тем самым МВД в случае введения «единого документа» мигранта получало возможность идентифицировать его через реестр иностранных работников, а его работодателя – через реестр использующих мигрантов организации.
Что в проекте МВД отсутствует, так это одобрение заявки на оформление ID-карты еще до въезда иностранца в Россию, которое предлагают ввести «Новые люди». В «полицейском» варианте карта оформляется по прибытии мигранта в РФ. А это значит, что он уже находится в стране и в случае отказа в оформлении карты может продолжать проживать в ней без документов, работая нелегально. В случае же задержания государство будет вынуждено оплачивать его депортацию на родину. То есть регулировать приток мигрантов при помощи карт МВД не сможет.
В этом отношении законопроект «Новых людей» выглядит более радикальным, а в плане регулирования миграции – гораздо более эффективным. Его принятие позволило бы избежать дальнейшего нарастания в стране миграционного кризиса, который при определенных обстоятельствах может вынудить пойти на гораздо более жесткие меры.