«Новые люди» предлагают регулировать миграцию с помощью ID-карт - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

«Новые люди» предлагают регулировать миграцию с помощью ID-карт

Фракция партии «Новые люди» в Госдуме РФ готовит законопроект о введении электронных ID-карт, которые позволят регулировать приток мигрантов в Россию. В случае успешной реализации этого проекта эффективность контроля над миграционными потоками со стороны государства может возрасти на порядок.

Предложение по усилению контроля над миграцией со стороны самой либеральной из парламентских партий России, которая вплоть до недавнего времени в антииммигрантской риторике не была замечена, связано с нерешенностью миграционного вопроса. В условиях сохранения «безвиза» со странами СНГ ужесточение миграционного режима, включая проверки в пограничных пунктах пропуска, местах работы, запрет въезда вызывающих подозрения лиц и т. п., саму проблему решить не способны. Некоторое сокращение въезда в Россию мигрантов из Таджикистана на протяжении второго и третьего кварталов этого года сопровождалось увеличением иммиграции из Узбекистана и Киргизии, хотя и гораздо менее высокими, чем ранее, темпами. А это означает, что первопричина миграционного кризиса, которая заключается в резком увеличении притока инокультурных мигрантов, сохраняется.

Поскольку ни ввести визовый режим, ни полностью отказаться от использования рабочей силы из азиатских стран СНГ Россия в текущих условиях (по военно-политическим, дипломатическим, экономическим и прочим соображениям) не может, возникает настоятельная потребность в том, чтобы этот миграционный поток как-то регулировать. Отсюда и проистекают многочисленные и нередко  недостаточно проработанные предложения по ужесточению миграционного законодательства, которыми с весны этого года просто фонтанируют различные политические силы.

Инициатива «Новых людей» по введению ID-карты мигранта на этом фоне стоит несколько особняком. Во-первых, сама партия во многом представляет в Госдуме интересы бизнеса, который в мигрантах заинтересован, и от нее скорее можно было бы ожидать лоббирования его интересов. А во-вторых, подобный законопроект уже существует, а его автором является отвечающее за миграцию МВД.

По информации ТАСС, законопроект, авторами которого являются члены думской фракции партии во главе с ее руководителем Алексеем Нечаевым, предполагает внесение изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В случае их принятия ID-карта понадобиться иностранцам для временного пребывания на территории России как для работы, так и с иными целями. Что именно включают эти иные цели –  получение образования, деловые поездки или что-то еще, – не расшифровывается. Непонятно, например, нужно ли будет оформлять такую карту туристам, которые также прибывают в РФ не для работы. Поясняется лишь, что высококвалифицированным специалистам карта будет оформляться в ускоренном порядке. Главным же новшеством является то, что оформляться карта должна еще до въезда иностранца в Россию по его заявлению. В нем должны содержаться данные об образовании, наличии судимости или ее отсутствии, планируемом сроке пребывания в РФ и медицинские документы. Стоимость оформления карты составит 3 тыс. руб.

Еще более важным является положение о том, что право на въезд в страну мигрант получит только после того, как будет одобрена его заявка на оформление ID-карты. Тем самым российские силовики и работодатели, заинтересованные в привлечении иностранной рабочей силы, получат возможность заранее проверить документы и отобрать тех мигрантов, в которых они заинтересованы, исключив нежелательных и попросту опасных лиц. Те иностранцы, которые окажутся на территории РФ до введения карт, будут обязаны оформить их в течение 30 дней, а в противном случае подлежат депортации. Фактически такая система предварительного отбора и фильтрации иностранцев, въезжающих в Россию, представляет собой лайт-версию визового режима, введение которого пока представляется мерой слишком радикальной. В то же время введение ID-карт как раз позволит введения визового режима с азиатскими странами СНГ избежать. А вероятность этого в случае дальнейшего усугубления миграционного кризиса вовсе не исключена.

Определенные сложности могут возникать в связи с тем, что проверка документов и сдача анализов должны осуществляться еще до въезда в Россию. Известно, например, что в странах Средней Азии массово практикуется изменение личных имен в документах с тем, чтобы избежать запрета на въезд в РФ. Вопросы о достоверности могут возникать и по медицинским анализам. Отчасти их можно решить путем налаживания информационного обмена с теми органами власти и медицинскими организациями в отправляющих мигрантов странах, которые за это направление деятельности отвечают. Кроме того, по прибытии в Россию мигрант, как гласит законопроект, «обязан предоставить свои биометрические данные» органам внутренних дел, а также сдать экзамен по русскому языку. Сдача биометрии и языкового экзамена внутри России позволят сделать процесс идентификации личности и проверки уровня владения им русским языком гораздо более прозрачным.

Любопытно, что проект введения ID-карты мигранта, как уже сказано выше, уже существует и разработан он МВД. На федеральном портале нормативно-правовых актов этот законопроект размещен 1 марта 2021 г. под названием «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Однако его разработка, судя по сопроводительным документам, закончилась в том же году и с тех пор никакого движения по нему не было. 3 сентября на портале была размещена «Сводка предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения на официальном сайте», после чего разработка законопроекта, судя по всему, остановилась. Возможно, что причиной остановки работы над ним стало начало спустя несколько месяцев СВО, что вынудило ведомство заняться другими проблемами. Так или иначе, но до рассмотрения в правительстве проект МВД не дошел.

Вместо понятия «ID-карта мигранта» этот законопроект оперирует термином «единый документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации, с электронным носителем информации». Его предполагалось оформлять органам МВД сроком на 10 лет. Наличие электронного приложения позволило бы обеспечить идентификацию иностранцев, доступ к порталу госуслуг, совершению юридических и банковских операций. Для получения «единого документа», согласно законопроекту, необходимо пройти медосмотр, подтвердив отсутствие склонности к наркомании и опасных инфекционных заболеваний, приобрести медицинский полис, оплатить пошлину и завести личный кабинет на портале госуслуг. Идентификация мигрантов должна была осуществляться путем их внесения в реестр иностранных работников, который будет находиться в ведении МВД. Заявление на включение в него трудовой мигрант должен подать в течение 30 дней после прибытия в РФ. А основанием для внесения в этот реестр будет является наличие того самого «единого документа».

Свой реестр предусматривался и для работодателей, использующих иностранную рабочую силу. За нарушение законодательства, включая найм иностранцев вопреки существующим ограничениям, невыплату им зарплаты и т. п., предприятия могли быть из него исключены, потеряв право на использование труда мигрантов. Те же организации, которые в этот реестр не включены, этого права не имели изначально. Тем самым МВД в случае введения «единого документа» мигранта получало возможность идентифицировать его через реестр иностранных работников, а его работодателя – через реестр использующих мигрантов организации.

Что в проекте МВД отсутствует, так это одобрение заявки на оформление ID-карты еще до въезда иностранца в Россию, которое предлагают ввести «Новые люди». В «полицейском» варианте карта оформляется по прибытии мигранта в РФ. А это значит, что он уже находится в стране и в случае отказа в оформлении карты может продолжать проживать в ней без документов, работая нелегально. В случае же задержания государство будет вынуждено оплачивать его депортацию на родину. То есть регулировать приток мигрантов при помощи карт МВД не сможет.

В этом отношении законопроект «Новых людей» выглядит более радикальным, а в плане регулирования миграции – гораздо более эффективным. Его принятие позволило бы избежать дальнейшего нарастания в стране миграционного кризиса, который при определенных обстоятельствах может вынудить пойти на гораздо более жесткие меры.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
93
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика