В Казахстане очередной «исторический» скандал. Политик и экономист, бывший депутат Уалихан Кайсаров назвал некоторые российские регионы «историческими землями» Казахстана. Конкретно упомянул Алтай, Астрахань, Курган, Новосибирск, Омск, Оренбург, Саратов, Тюмень.
По его словам, ранее некоторые российские города находились под контролем Чингисхана и его потомков, что, по его мнению, дает основание казахам претендовать на эти земли.
Кроме того, он утверждает, что исторические названия российских городов имеют иное звучание. «Новосибирск – это Ногай-Сивир, это наши казахские земли. Тюмень – Темен – южные края Золотой Орды, а за ней выше тоже наши территории. Оренбург (Орынбор) был столицей казахского государства, Курган – это Хургал, Саратов – Сарытау, Астрахань – Астар-Хан, Омск – Омбы. Все территории, которые минимум на 500−600 километров севернее нынешней границы Казахстана, были исконно казахскими землями», – заявил политик в интервью на YouTube-канале ARMAN ABDOLLA.
Кроме того, Кайсаров заявил, что в 20-х годах прошлого века Оренбургская область была передана России, что, по его мнению, может вызвать интерес Казахстана к этим территориям: «И если мне не изменяет память, Оренбургская область в каком-то 1926 или 27 годах была передана России, то есть она на тот момент территорией Казахстана официально была. Поэтому Казахстан имеет полное моральное и историческое право требовать эти земли назад».
Комментировать данное изречение человеку, хоть немного знакомому с историей, сложно. Даже если считать, что большинство упомянутых городов находились на территории осколков Золотой Орды – Сибирского ханства и Ногайской орды (впрочем, сами города были основаны уже русскими после присоединения соответствующих земель к России), то не очень понятно, при чем тут казахи, не имеющие никакого отношения к этим государствам?
Что касается Оренбургской области, то действительно в царское время Оренбургская губерния включала часть современной территории Казахстана, но только никакого Казахстана тогда в помине не было. А отсылки к тому, что Оренбургская область в 1920 году стала частью только созданной Киргизской АССР – совершенно несостоятельны, ибо сама КиргАССР была тогда частью РСФСР, а непосредственно Оренбургская область уже в 1925 году была выведена в непосредственное подчинение РСФСР. Казахская ССР в качестве отдельной республики появилась только в 1936 году, а независимое государство под названием Казахстан – только в 1991-м. Поэтому говорить о том, что какие-то земли принадлежали Казахстану до этого просто смешно.
Но самое главное, еще раз повторю: современные казахи как этнос не имеют никакого отношения к государственным образованиям, существовавшим на территории распавшейся Золотой Орды до вхождения в состав России, поскольку казахи – тюрки, а не монголы, и все попытки нарисовать наследственность от Батыя или Чингисхана – это все равно, что пытаться утверждать преемственность русских от скандинавов-варягов.
Таким образом, в случае с Кайсаровым мы видим либо человека, у которого проблемы с историческим образованием, либо попросту провокатора.
Его высказывания не остались не замеченными в России. Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин, комментируя эти псевдоисторические «изыскания», не без основания назвал Кайсарова маргиналом: «В Казахстане достаточно лиц, которые с подозрением относятся к России и верят, что Россия обязательно будет претендовать на Северный и Восточный Казахстан, как области, населенные русским населением. У нас такого рода территориальных претензий к странам, с которыми существует диалог, дружба, сотрудничество и партнерство, нет. А что касается маргиналов, которые считают, что Оренбург – это казахский город или что-то в этом роде, то цена им известна».
Однако проблема в том, что Кайсаров не такой уж маргинал, как кажется. И он не один такой. И его заявление, несмотря на всю свою абсурдность, не является чем-то новым и уникальным.
Напомню, что этой весной президент страны Касым-Жомарт Токаев на курултае в Атырау (бывший Гурьев) с подачи казахстанских историков также говорил о связи нынешнего Казахстана с Золотой Ордой. «Казахстан является прямым преемником кочевой цивилизации Великой степи. Признанной вершиной государственного строительства на огромных просторах Центральной Евразии всегда выступал Улус Джучи, всемирно известный как Золотая Орда. <…> Важно, чтобы восприятие Золотой Орды в мире было неразрывно связано именно с Казахстаном», – заявил он. Не уточнив при этом, почему именно с Казахстаном, а не с Россией, территория которой сегодня включает большую часть территории Золотой Орды.
Так что слова Кайсарова, можно сказать, легли на благодатную почву создания нового национального мифа, согласно которому казахи якобы являются наследниками Чингизидов. Кайсаров или пытается подхватить тему в расчете на то, что его инициативы будут замечены на самом верху, или уже является рупором, через которые в общественное сознание вбрасываются исторические мифы.
Еще одним опасным актом переписывания истории является миф о якобы колонизации и чуть ли не насильственном присоединении Казахстана к России. И он, увы, тоже внедряется на государственном уровне. Напомню, совсем недавно стало известно о решении переписать официальный семитомник «История Казахстана с древнейших времён до наших дней», заменив утверждение о «добровольном вхождении Казахстана в состав России и СССР» на «колонизацию», которая сопровождалась якобы «ущемлением прав казахского народа» и «деградацией системы казахского общества».
А что пишут в школьных учебниках? В «Истории Казахстана», написанной Н.С. Бакиной, в разделе «Казахстан в начале ХХ века» говорится о том, что к началу 20 века Казахстан стал превращаться в «многонациональную провинцию России, а народ, у большей части которого отобрали земли, покинул этнические земли в поисках более лучшей жизни». Казахстанские земли, по версии автора, были превращены в «сырьевой участок».
А вот цитата из пособия для 9-го класса «Истории Казахстана (начало XX века – настоящее время)» под авторством Б. Аяган и М. Шаймерденовой: «Впервые (речь идет о начале ХХ в. – Ред.) за многие годы колониального порабощения казахи осознали общность национальных интересов, ощутили собственную значимость в качестве силы, способной и обязанной противостоять колониальной экспансии. Именно поэтому драматические события 1916 года (речь о Туркестанском восстании – инспирированном англичанами бунте населения Средней Азии против Российской империи, сопровождавшимся резней по этническому признаку. – Ред.), когда в ходе вооружённого противостояния стали формироваться властные структуры, аппарат управления и вооружённые силы, оцениваются как национально-освободительное восстание».
Не лишним будет напомнить и о том, что четыре года назад в РК начала работу государственная комиссия по реабилитации «жертв политических репрессий». По итогам ее работы было реабилитировано около 311 тысяч человек, многих из которых трудно назвать «жертвами репрессий» – басмачей, политических бандитов, гитлеровских коллаборационистов из «Туркестанского легиона вермахта и восточно-мусульманских частей СС».
Все это, очевидно, призвано утвердить в республике альтернативную историю, из которой выходит, что Россия и СССР являются «оккупантами» и «колонизаторами». А чтобы ни у кого не возникало вопросов по поводу того, почему современный Казахстан продолжает являться преемником Казахской ССР, а его постсоветские элиты – выходцы из партноменклатуры, нынешние власти пытаются за уши притянуть преемственность к Чингизидам.
Еще раз повторю, можно считать Кайсарова и иже с ним маргиналами и отмахиваться от их безумных заявлений. Однако если все это спускать на тормозах, однажды можно с удивлением обнаружить появление на южных границах очередной «анти-России».
Ведь на Украине также начиналось с переписывания истории и «защиты» своего языка, а на деле все вылилось в отъявленную русофобию.