В ноябре в Кыргызстане наблюдается весьма насыщенная политическая повестка. 18 ноября состоялись выборы депутатов местных кенешей – представительных органов местного самоуправления, избираемых гражданами сроком на пять лет, охватившие города Бишкек и Ош, а также Баткенскую, Джалал-Абадскую, Иссык-Кульскую, Нарынскую, Ошскую, Таласскую и Чуйскую области.
В этот же день министр иностранных дел КР Жээнбек Кулубаев любезно принял посла США в КР отъявленного русофоба Лесли Вигери, который подтвердил особое рвение своей страны к укреплению сотрудничества с Бишкеком на двустороннем уровне и в рамках региональной платформы С5+1, а также выразил огромную поддержку гуманитарным инициативам, включая репатриацию граждан – женщин и детей из Сирии и Ирака, и готовность Вашингтона оказывать техническое содействие в этих вопросах.
Казалось бы, обозначенные выше «дружеские» посылы американского дипломата должны быть наполнены искренней любовью и душевным порывом оказать помощь стране своего непыльного пребывания. Однако стоит напомнить о неоднократных беспардонных выпадах названного посла в адрес местного руководства, бизнес-сообщества и финансового сектора Бишкека, связанных с жёсткими требованиями США, чтобы через Кыргызстан в Россию не попадали товары, перечень которых состоит из около 45 согласованных кодов товарной номенклатуры ВЭД. В противном случае, пригрозил посол, на КР будут наложены дополнительные санкции. Более того, в случае невыполнения требований Вигери грозится прекратить финансирование местных программ реформ здравоохранения, образования и питания школьников.
Уж очень раздухарился посол, если учесть, какую ничтожную долю составляют инвестиции Вашингтона в Кыргызстан. Согласно статическим данным, в январе-марте прошлого года, например, объём прямых инвестиций из США и Великобритании составил всего 22,7 млн долларов, что практически в два раза меньше, чем у России – 44,8 млн долларов. Такие цифры говорят сами за себя, показывая широкое присутствие Москвы в экономике Кыргызстана.
В частности, сейчас здесь реализуется более 40 крупных проектов с российским участием общей стоимостью 2 млрд долларов, а большинство иностранных компаний в стране (порядка 300) представляют собой совместные предприятия с РФ.
Недаром на прошедшей 20 ноября встрече главы кабмина Акылбека Жапарова с послом России в Кыргызстане Сергеем Вакуновым были отмечены важность углубления партнерских отношений между двумя странами и необходимость дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества, в том числе в торгово-экономической, культурной и миграционной сферах.
Как показывает практика, за этим политесом стоят реальные дела, в отличие от действий того же Вашингтона или Европейского союза, которые только и занимаются тем, что пытаются «прикормить» Бишкек с помощью своих проектов, подрывающих традиционные устои, культуру и образование Кыргызстана.
Так, 5 ноября с. г. ЕС щедро перечислил Бишкеку 7 млн евро (648,7 млн сомов) бюджетной помощи на грантовой основе для сектора образования. Эта поддержка, как объявлено, направлена на улучшение качества школьного образования и обеспечение его доступности для всех детей, независимо от пола, этнической и языковой принадлежности, а также на приведение в соответствие навыков и квалификаций, предлагаемых системой образования, с потребностями рынка труда и жизни в современном демократическом обществе. При этом Европейский союз не стесняется заявлять о том, что содействует продвижению цифровой грамотности, медиаграмотности и «зеленых» навыков.
Кстати, этот транш уже стал второй выплатой в рамках 27 млн евро, выделенных Европейским союзом для реализации стратегии развития образования в КР в течение 2023-2026 годов с целью помочь школьникам «более эффективно подготовиться к будущей жизни» (иначе говоря, внедрить в их головы прозападное «демократическое мышление»).
Однако европейцев интересует не только сфера образования. С начала этого года Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Кыргызстан разработали 49 инвестиционных паспортов для проектов на сумму в размере 1,1 млрд долларов. При этом ОБСЕ готова вложить в агропромышленный сектор 80 млн долларов, в туризм – 207 млн, в лёгкую промышленность – 60 млн, в промышленность – 10 млн, в ГЭС и возобновляемые источники энергии – 253 млн, в инфраструктуру – 574 млн.
Учитывая направления, которые охвачены столь пристальным вниманием ОБСЕ, очевидно, что организация уже долгие годы служит в Кыргызстане неким инструментом коллективного Запада, который вмешивается во все внутренние процессы государства, начиная от переформатирования массового сознания (внедряя прелести ЛГБТ*, особенно для молодежи) и расшатывания обстановки в стране в целях организации «цветной революции» и заканчивая полным разрывом плодотворных дружеских отношений с Россией.
Вероятно, для этого с 2002 года в Кыргызстане учреждена академия ОБСЕ, ключевой задачей которой является подготовка западных лоббистов в государственных структурах КР. По информации одного местного издания, бюджет этого учреждения составляет около 1 млн евро в год, из которых только 20% поступает от самой ОБСЕ, а остальное финансирование идёт от таких западных структур, как Госдеп США, Министерство иностранных дел Швейцарии и Норвежский институт международных отношений. Между тем данные организации более известны, как подрывающие суверенитет и государственный строй стран постсоветского пространства.
Кстати, академия ОБСЕ в основном сосредоточена не на необходимых Кыргызстану специальностях, а на обеспечении профессиональной подготовки и обучении специалистов в области прав человека, развития средств массовой информации, предотвращения конфликтов, управления и их разрешения, постконфликтного восстановления. Обучившись в академии ОБСЕ, вчерашние студенты прямиком попадают в местные органы власти – правительство, жогорку кенеш и другие учреждения для того, чтобы вносить свои «прозападные мысли» в законодательные и прочие проекты.
Напомним, что в конце 2023 года Кыргызстан, Россия, Беларусь, Казахстан и Таджикистан выступили с резким заявлением о текущей ситуации на пространстве ОБСЕ в сфере безопасности. Страны призвали к недопущению двойных стандартов, географических и тематических перекосов, назвали важным соблюдение правил процедуры и других решений директивных органов ОБСЕ, а также следование принципам беспристрастности, транспарентности и подотчетности. Более того, они инициировали ведение неидеологического диалога по актуальным вопросам, связанным с борьбой с терроризмом и экстремизмом, нелегальной миграцией, распространением оружия массового уничтожения, наркотрафиком и торговлей людьми.
Однако заявление по сей день остается без внимания, а ОБСЕ продолжает вершить свои грязные делишки по раскручиванию на территории государств Центральной Азии катастрофической спирали «цветных революций».