В столице Казахстана, который с 1 января нынешнего года председательствует в ОДКБ, 28 ноября прошло заседание Совета коллективной безопасности Организации с участием президентов России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Во время саммита здесь же в Астане прошло совместное заседание Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности стран-членов Организации.
Премьер-министр Армении Н. Пашинян на саммит в Астану не приехал, поскольку демонстрирующий свою растущую прозападность режим в Ереване ранее заморозил свое участие в Организации. Согласно приуроченному к саммиту в Астане заявлению пресс-секретаря главы кабмина республики Назели Багдасарян, позиция Армении о заморозке своего членства в ОДКБ остается без изменений.
При этом уже известно, что в Минобороны Армении начал работу политический советник из Госдепа США, а дискредитация отношений с ОДКБ в республике идет полным ходом. По этой же причине на Западе торопят власти в Ереване подписать усеченный вариант мирного договора с Азербайджаном, что откроет возможность запустить юридический процесс выхода Армении из Организации.
Демонстративный демарш прозападных руководителей в Ереване, направленный на дискредитацию ОДКБ, если и наносит ущерб, так только самой Армении. Остальные партнеры вполне обходятся без – теперь уже ясно – экс-союзника. Результаты нынешнего саммита в Астане показали всем странам СНГ высокий интеграционный потенциал ОДКБ и преимущества развития сотрудничества в рамках Организации.
Главы входящих в ОДКБ государств обсудили на саммите задачи по формированию новой архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии и подписали более десяти документов, включая итоговую декларацию и совместное заявление в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. В числе прочего лидеры подписали документы об оснащении войск и коллективных сил ОДКБ современными образцами вооружения и военной техники.
«Геополитическая трансформация и те изменения, которые происходят в современной системе международной безопасности, непосредственно влияют на процессы в зоне ответственности ОДКБ. Обострение противоречий, как вы сами понимаете, провоцирует появление новых точек напряженности», – заявил генеральный секретарь Организации И. Тасмагамбетов.
В этом контексте обращает на себя ряд заявлений, сделанных В. Путиным по итогам саммита, суть которых можно суммировать в следующих пунктах:
▪️ Россия имеет несколько готовых к применению уникальных ракетных систем «Орешник», серийное производство которых уже началось. В мире нет аналогов этих систем, появятся они не скоро. В случае массированного применения ракет этого типа для одного удара его мощь будет сопоставима с применением ядерного оружия. Ракета «Орешник» способна поразить даже высокозащищенные и расположенные на большой глубине объекты;
▪️ центры принятия решений в зоне СВО и Киеве могут стать целью для поражения комплексом «Орешник», в т.ч. потому, что противник неоднократно пытался атаковать цели в Москве и Санкт-Петербурге. Россия неоднократно обращала внимание, что разрешение Киеву наносить удары дальнобойными ракетами означает прямое вовлечение НАТО в конфликт;
▪️ гиперзвуковые комплексы РФ не имеют аналогов в мире, их производство наращивается. Россия производит в 10 раз больше ракет, чем все страны НАТО, вместе взятые. Все западные ракеты, поставляемые нынешнему режиму Украины, имеют более дальнобойные и сильные аналоги в ВС РФ. Российская ракета Х-101 значительно превосходит в дальности системы европейского производства типа Storm Shadow и Taurus. Модификации ОТРК «Искандер» являются российскими аналогами всех трех модификаций ATACMS. У России в ближайшем будущем могут появиться и другие ракетные системы;
▪️ Россия в ночь перед саммитом ОДКБ нанесла комплексный удар с применением 90 ракет и 100 БПЛА, поражено 17 целей – военных объектов и объектов оборонной промышленности Украины. РФ известно, сколько западных вооружений поставлено на Украину и сколько планируется поставить. В настоящее время просроченный глава киевского режима, помимо ракет, «клянчит у своих хозяев и другую военную технику». Однако никакие поставки западного оружия ВСУ ситуацию на поле боя не изменят.
Со своей стороны, генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев на заседании секретарей советов безопасности государств – членов организации 7 ноября в Москве уже заявил, что не только члены ОДКБ, а все республики СНГ начали разрабатывать проект концепции сотрудничества в военной сфере до 2030 года. С точки зрения текущих реалий в мире это является весьма важным индикатором, поскольку показывает, что сотрудничество в рамках уже имеющегося и не первый год функционирующего военного блока на постсоветском пространстве, каковым является ОДКБ, отвечает нынешним реалиям.
Это, разумеется, вовсе не исключает возможности реорганизации ОДКБ или даже ее переформатирования, в случае если возникнет жизненная необходимость пересмотра договоренностей между участниками Организации и заключения ими более крепких связей, в т. ч. союзных. Такая необходимость может быть обусловлена, например, провокаторской деятельностью нынешнего прозападного режима Армении, если тот окончательно превратит территорию подконтрольной ему республики в регионального камикадзе, посредством которого Запад и Турция будут пытаться дестабилизировать Закавказье и прилегающие регионы.
Кроме того, при пересмотре структуры ОДКБ в таком случае можно будет особое внимание уделить юридическим нюансам и обязательствам сторон. В будущем не должно быть таких ситуаций, как с Арменией, режим которой демонстративно саботирует деятельность ОДКБ и СНГ, не выходя из них, и одновременно наращивает взаимодействие с их геополитическими соперниками.
В любом случае между членами организаций такого рода, как ОДКБ, должны быть заключены всеобъемлющие соглашения, похожие на те, что были заключены РФ с КНДР, и даже больше. Это может благоприятно сказаться и на особенностях интеграции в Средней Азии. Учитывая обстановку, складывающуюся в настоящее время в этом регионе, премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов уже предложил внести изменения в нормативно-правовую базу ОДКБ и расширить число оснований для отправки воинского контингента из других государств в случае обращения страны-участницы за помощью. Сейчас таковыми являются угроза или совершение вооруженного нападения, ликвидация ЧС, а также проведение учений.
Казахстанский политик также предложил добавить в список оказание гумпомощи, проведение внезапных проверок и – что самое важное – предотвращение (урегулирование) кризисных ситуаций. Под этой формулировкой подразумевается «обстановка, создающая угрозу безопасности, стабильности, территориальной целостности, суверенитету государства-члена и/или дестабилизации региона, требующая принятия коллективных мер реагирования ОДКБ». В рамках соответствующей инициативы в ОДКБ уже идет совершенствование правового регулирования перевозок воинских формирований и продукции военного назначения.
Деятельность ОДКБ в регионе уже привлекла внимание и получила одобрение со стороны неравнодушных представителей международного сообщества. В ходе этой деятельности финансовые разведки стран ОДКБ объединили усилия, в результате чего смогли пресечь деятельность нескольких картелей, перекрыть каналы контрабанды, ликвидировать лаборатории, а также изъять несколько партий наркотиков и оружия.
Успехи и высокий интеграционный потенциал ОДКБ вызывают не только одобрение союзников, но и попытки противодействия со стороны противников и даже «плагиата» – со стороны потенциальных конкурентов ОДКБ в регионах Закавказья и Средней Азии. К таковым можно отнести, например, патронируемую Турцией Организацию тюркских государств, которая, чтобы перетянуть на себя одеяло региональной интеграции, вполне способна выступить с инициативами, аналогичными тем, что продвигает ОДКБ.
Недавно на территории Казахстана прошли учения «Нерушимое братство-2024», по итогам которых в местном министерстве обороны предложили подписать Протокол о внесении изменений в Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. В частности, в это соглашение предлагается внести изменения, направленные на совершенствование правовой базы для пребывания сил коллективной безопасности на территориях государств-членов ОДКБ.
Однако с учетом интенсификации военного сотрудничество Казахстана или любой другой республики СНГ со странами ОТГ любые подобные мероприятия должны быть под пристальным вниманием всех стран-членов ОДКБ. Уже хотя бы потому, что любые поправки и усложнения процедур такого рода могут быть использованы как повод для указания на нарушения и интерпретированы как недружественный акт.
Особую значимость в этом плане приобретает и тот факт, что ОДКБ с начала СВО, и особенно после курской авантюры режима Зеленского, оказывается в двойственном положении. И кое-кто, причем не только в Ереване, может поддасться соблазну выйти из него таким образом, что оставит позади и саму Организацию. В любом случае информация о возможности такого исхода всплывает в медиа с завидной регулярностью явно неслучайно, также как неслучайно подобные нарративы и устремления прозападных марионеток находят поддержку в США и других странах НАТО.
Главная проблема для последних – благоприятные отношения и перспективы в рамках ОДКБ, о которых шла речь на нынешнем саммите в Астане. Так что вовсе не случайно американцы в настоящее время уже открыто готовят армян к разрыву с ОДКБ и прочими союзниками по СНГ.