Парламентские выборы в Молдове – попытка Санду и партии PAS сохранить власть - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 04.12.2024 |

Парламентские выборы в Молдове – попытка Санду и партии PAS сохранить власть

Выборы президента Республики Молдова, которые прошли в два тура 20 октября и 3 ноября, несмотря на всю их важность – ведь на них определялся глава государства на следующие 4 года, на самом деле все-таки являлись прелюдией к выборам парламентским – самому важному событию в политической жизни страны. В Молдове, которая, согласно Конституции, является парламентской республикой, президент получает реальные полномочия и возможность проводить свою политическую линию только в случае, если имеет поддержку парламентского большинства.

Прекрасной иллюстрацией того, что без поддержки парламента глава государства не в состоянии проводить самостоятельную политику, может служить Игорь Додон, который на протяжении своего президентского срока пытался проводить политику сотрудничества с Российской Федерацией, но по факту все его шаги в этом направлении блокировались парламентом и правительством.

За всю историю независимой Молдовы такой поддержкой парламента глава государства обладал только два раза. Первым был Владимир Воронин, который являясь главой Партии коммунистов, имел не простое, а конституционное большинство в парламенте, но практически никак этим не воспользовался для выполнения своих предвыборных обещаний, в числе которых было и придание статуса государственного русскому языку.

Нынешний президент Майя Санду при вступлении в должность также получила парламент, в котором поддерживающая ее прозападная партия PAS была в меньшинстве. Однако после прошедших в июле 2021 года досрочных парламентских выборов, спровоцированных рядом достаточно сомнительных с юридической точки зрения действий Санду, партия PAS получила большинство в парламенте, сформировала правительство, и президент получила полный контроль над властными структурами.

Другое дело – каким оказалось это правление. О его итогах лучше всего говорят результаты прошедших месяц назад президентских выборов: несмотря на широчайшее использование административного ресурса, юридический беспредел, выразившийся в снятии с выборов кандидатов от оппозиции, фактическое отстранение от голосования полумиллионной  диаспоры в России и махинации на избирательных участках в Западной Европе и Северной Америке, власти Молдовы с огромным трудом «натянули» нужный им результат на конституционном референдуме, а на президентских выборах Санду вообще проиграла внутри страны кандидату от оппозиции Александру Стояногло. Только благодаря итогам голосования в западной диаспоре она получила второй мандат на пост президента.

Полученные на президентских выборах результаты достаточно отчетливо обрисовали для Санду и PAS отнюдь не радужные перспективы на выборах парламентских. Кроме того, ситуация для Санду и К° значительно усложнилась после победы на выборах в США Дональда Трампа и приняла уже совсем мрачные оттенки после первого тура выборов президента в Румынии, где покровители действующей молдавской власти Марчел Чолаку и Николай Чукэ не прошли даже во второй тур. Впрочем, в случае с бухарестскими партнерами Санду и PAS можно смело говорить об определенной преемственности румынского руководства, которое в любом случае будет поддерживать прозападных политиков в Кишиневе, тем более что они являются, как Санду и все руководство PAS, гражданами Румынии.

Последние осознают, что после всего того, что они натворили в стране за прошедшие четыре года, им никак не удастся повторить результат 2021 года, позволяющий в одиночку получить большинство в парламенте и сформировать правительство. Именно этим объясняется заявление спикера парламента и по совместительству председателя PAS Игоря Гросу о том, что «мы открыты для сотрудничества со всеми политическими партиями, которые предлагают, имеют своей целью или разделяют нашу цель - европейскую интеграцию».

«Тогда у нас будут шансы на успех, иметь парламентское большинство за парламентским большинством, иметь стабильное правительство. Это понимают и наши враги, и Кремль это понимает, что следующий этап будет последним, после которого будет сложнее, потому что у нас будет Президентство, Правительство и парламентское большинство, проевропейское, и исправленая Конституция»  – также заявил Гросу, имея в виду, что по итогам референдума, проводившегося в один день с первым туром президентских выборов, в Конституцию были внесены изменения о необратимости европейской интеграции.

Кому же адресованы эти призывы Гросу? Надо отметить, что число проевропейских партий в Молдове достаточно велико, но практически все они являются мелкими политическими образованиями, чей результат на парламентских выборах будет несильно отличаться от статистической погрешности. Проиграв в свое время партии PAS, которую тогда возглавляла Санду, борьбу за право называться «любимой женой» западных кураторов, эти мелкие партии ничем не смогут помочь в ходе парламентских выборов, а только внесут раздробленность в ряды прозападного электората.

Так что призыв Гросу был направлен двум другим молдавским политикам, которые получили известность и политический капитал за счет своих пророссийских взглядов, но впоследствии «переобулись» и сегодня продвигают проевропейскую повестку.

Лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, который сначала получил известность как бизнесмен, заработавший состояние в Российской Федерации, сегодня находится в федеральном розыске за участие в схеме по незаконному выводу финансовых средств, и его уголовное дело уже передано в российский суд. В президентских выборах 2020 года Усатый не смог принять участие, так как не имел положенного по закону возраста в 40 лет, однако приложил максимум усилий для победы Санду. На только что прошедших выборах Р. Усатый занял третье место с результатом 13% и сделал все, чтобы создать перед вторым туром максимально негативный образ Александра Стояногло – соперника Санду.

После выборов Усатый заявил о начале подготовки к парламентским выборам. На политическом поле он будет забирать голоса у левых партий, хотя политиком левого толка не является. Он скорее бизнесмен от политики без философского или технократического видения, занятый обеспечением своего безбедного существования. Очевидно, Усатый рассчитывает, что его «Наша партия» на этот раз преодолеет на выборах барьер в 5% и получит депутатские мандаты. Ну а то, что после этого он вступит в альянс в PAS, ни у кого не вызывает сомнения.

Еще один политик, на которого, несмотря на многочисленные показушные конфликты, очень рассчитывает партия PAS – это мэр Кишинева Ион Чебан. Бывший секретарь по идеологии Партии социалистов, избранный мэром при поддержке этой партии и тогдашнего президента И. Додона, Чебан на посту столичного мэра резко изменил свои геополитические пристрастия и стал откровенно заигрывать с румынскими политиками. Но здесь он, как и Санду, зашел «не в ту дверь» – Николай Чукэ, с которым чаще всего встречался Чебан, не прошел даже во второй тур президентских выборов в Румынии и после этого подал в отставку с поста председателя Национал-либеральной партии.

Конечно, нельзя не отметить, что в Муниципальном совете Кишинева представители созданной Чебаном партии MAN прекрасно взаимодействуют с фракцией PAS. Поэтому совсем неудивительно, что в одном из телеэфиров Чебан допустил создание в будущем парламенте коалиции MAN с PAS. Сразу после президентских выборов многие считали, что больше всего шансов на парламентском голосовании Чебану даст то, что он сможет объединить свои усилия с А. Стояногло. Это бы говорило о некоем альянсе оппозиционных сил, способном противостоять партии власти. Однако, судя по поведению мэра, этого не предвидится.  «Мы хотим привнести в Молдову другой стиль управления и знаем, что это возможно», – недавно отметил Чебан. Он подтвердил, что его партия MAN активно готовится к парламентским выборам и напомнил, что не участвовал в выборах президента, так как у него уже есть обязательства перед жителями столицы. Теперь очевидно, что обязательства Чебана есть – и это обязательства перед PAS.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что со стороны действующей власти полным ходом идет подготовка, чтобы эту самую власть удержать еще как минимум на четыре года. В то же время со стороны оппозиции пока не видно никаких конкретных шагов и попыток сплочения или сотрудничества. Опыт предыдущих парламентских выборов, на которых единым блоком выступили коммунисты и социалисты, нельзя считать успешным, так как он не смог обеспечить парламентское большинство.

Очевидно, что к предстоящим выборам необходимо использовать другие, более эффективные методы политической борьбы. Если, конечно, оппозиционные партии действительно собираются играть какую-то роль в будущем парламенте, помимо роли «удобной оппозиции».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
543
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика