Как представляется, коллективный Запад, постоянно «изрыгающий» всё новые и новые нелепые форматы санкционного давления на Россию, уже не знает, что и придумать, чтобы дискредитировать Москву и ее торговых партнеров по Евразийскому экономическому союзу, наложив на нее, а заодно и на них очередные жесточайшие рестрикции.
На этот раз отличилось признанное иноагентом прозападное издание The Moscow Times, которое 14 ноября, изолгавшись до немыслимых пределов, представило «наисвежайшие» статистические данные о том, что такие партнеры Москвы по ЕАЭС, как Казахстан, Кыргызстан и Армения, за полтора года проведения на Украине спецоперации взяли, да и вдруг резко нарастили импорт из ЕС на весьма солидную сумму в размере 5,8 млрд долларов США.
Исходя из оценки этих горе-аналитиков (явно от фразы "а налить?!"), по итогам прошлого года товарооборот этих трех стран с ЕС составил 44,5 млрд долларов (что на 28,7% больше, чем до начала СВО в 2021 году). В процентном соотношении товарооборот с ЕС больше всего нарастил Кыргызстан (на 64,4%), на втором месте – Армения (40,2%) и на третьем – Казахстан (на 27,2%). В абсолютных числах лидером по товарообороту с ЕС стал Казахстан: по итогам 2023 года он составлял 41,3 млрд долларов, т. е. 92,8% от товарооборота ЕС с не попавшими под санкции членами ЕАЭС.
И все бы ничего, но эти же псевдоэксперты одновременно зачем-то проводят параллели с экспортом из стран ЕАЭС в Россию, который тоже подрос аж на 6,3 млрд американских долларов, а также с товарооборотом РФ и Казахстаном, Кыргызстаном, Арменией, который составил 38 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2021 годом на 37,7%.
Можно ещё очень долго жонглировать цифрами (хотя, казалось бы, 5,8 млрд вроде как не знак «равно» 6,3 млрд, а 44,5 млрд никак не соотносится с 38 млрд), вводя в ступор неискушенного читателя. Между тем, не утомляя далее огромным массивом статистических данных, для наглядности приведем мнение профессора экономики Гарвардского университета Олега Ицхоки, который полагает, что подобная внешнеторговая статистика отражает обход европейских санкций против России.
Итак, вышеназванный деятель науки крайне раздосадован: видите ли, европейские санкции работают частично ввиду того, что у Евросоюза отсутствуют инфраструктура, необходимая для отслеживания нарушений, и (о, чудо!) нет опыта в таких процессах.
По словам О. Ицхоки, «во многих случаях физические товары даже не идут через Казахстан, Кыргызстан и Армению, а сразу направляются в Россию, а как бы платеж формально, чтобы не нарушать европейские санкции, идет через эти страны».
Но это, как говорится, проблемы американского профессора, который пытается всколыхнуть данную проблематику в масс-медийном пространстве.
Между тем здравомыслящие реальные эксперты не ведутся на подобные провокационные всплески мысли, поскольку они отлично осознают истинные экономические причины роста товарооборота рассматриваемых стран как с ЕС, так и в рамках ЕАЭС.
Не далее как 13 ноября на одном из казахстанских интернет-ресурсов для профессионалов было чётко отмечено, что отношения между ЕС и странами Центральной Азии значительно активизировались после 2022 года. В октябре 2023 года была принята совместная дорожная карта по укреплению сотрудничества между ЕС и странами региона. Евросоюз заключил стратегическое партнерство по критически важным сырьевым материалам с Казахстаном в 2022 году и Узбекистаном в 2024 году. В январе 2024 года ЕС обещал выделить 10 млрд евро через различные институты на развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута. Причём особенно ЕС демонстрирует амбиции по расширению своего торгово-экономического присутствия именно в Казахстане, что стало заметным даже по нынешнему ассортименту товаров в супермаркетах страны.
В то же время аналитиками отмечается динамичное развитие торгово-экономических отношений в формате интеграционного объединения ЕАЭС. В частности, санкции 2022-2023 годов не привели к снижению товарооборота ЕАЭС, как это было после введения антироссийских санкций в 2014 году. И хотя вторая волна санкций была гораздо более масштабной, а контроль над их исполнением для партнеров стал еще более строгим, тем не менее объем товарооборота ЕАЭС, напротив, вырос до максимальных исторических значений: в 2023 году второй год подряд наблюдалось рекордное увеличение товарооборота ЕАЭС на 14,7% ежегодно.
Основными факторами такого роста стали импортозамещение на уровне Союза, рост электронной торговли, меры срочного реагирования ЕЭК (снижение таможенных пошлин по отраслям критического импорта, упрощение сертификации лекарств) и развитие интеграционных проектов.
Резюмируя изложенное выше, получается, что достигнутый рост никоим образом не связан с обходом европейских санкций против России, а только лишь подтверждает общие экономические постулаты: всего-навсего углубление торгово-экономического взаимодействия ЕС с вышеназванными странами ЕАЭС. А во втором случае: несмотря на беспрецедентное санкционное давление на Москву, рост экономических показателей продолжается преимущественно за счет перестройки внешнеэкономической модели торговли России.
Самое прискорбное, что основной деструктивный эффект санкции против Кремля оказывают как раз на развитие европейского бизнеса, а еврочиновники, по сути, занимаются самострелом, постоянно усиливая санкционное давление.
Не далее как 18 ноября три российских судоходных компании попали под санкции Евросоюза за «пополнение запасов войск РФ». Как следует из решения на сайте ЕС, ограничения коснутся «МГ-Флот», «BTC-Брокер» и «А.Рапакс», а также иранской судовладельческой компании The Islamic Republic of Iran Shipping Line Group (IRISL) и ее директора Мохаммада Реза Хиабани.
Согласно заявлениям ЕС, данные меры направлены против использования судов и портов для якобы имеющей место передачи иранских БПЛА в Россию. Более того, еврочиновники опять «перекрывают кислород» очередным европейским компаниям, запрещая им поставки из ЕС компонентов, используемых при производстве ракет и беспилотников, а также доступ в иранские свободные экономические зоны «Амирабад» и «Энзели» (за исключением судов с гуманитарной помощью).
Более того, по сведениям агентства Bloomberg, сейчас Европейский союз работает над новым пакетом санкций, нацеленных на «теневой флот» танкеров, которые Россия использует для доставки своей нефти на рынок. Причём ЕС очень торопится одобрить пакет, который также будет включать штрафы против лиц, вовлеченных в торговлю, до конца этого года.
Кстати, по оценке издания Forbes, самое интересное, что вообще не существует точной формулировки понятия «теневой флот» и исчерпывающего перечня признаков, по которым то или иное судно можно к нему отнести. По весьма туманному определению Европейской комиссии, в состав «теневого флота» входят старые суда, которые принадлежат неизвестным владельцам или структурам, скрывающим бенефициаров, и которые участвуют в торговле подпадающей под санкции нефтью с использованием различных обманных методов.
Тем не менее этот аспект совсем не смущает еврочиновников, и они продолжают вести активные переговоры о деталях санкций, которые должны быть единогласно одобрены 27 государствами-членами. Правда, все тот же Bloomberg сокрушается, что в последние месяцы ЕС становилось все труднее добиваться одобрения пакетов мер, поскольку Венгрия часто использовала право вето в ходе переговоров.
В связи с этим в свете перехода председательства в блоке от Венгрии к Польше ЕС маниакально работает над более крупным пакетом санкций, который он надеется принять в начале 2025 года: тот уже может включать меры, направленные против российской технологической отрасли, запрет на импорт сжиженного газа и сотрудничество в сфере энергетики, ограничения торговли Россией нефтью, а также дополнительные пошлины на российскую сельскохозяйственную продукцию. К слову, европейцы торопятся его представить аккурат к третьей годовщине проведения спецоперации 22 февраля 2025 года...
Очевидно, что в попытке угодить своим англосаксонским хозяевам сами европейцы попадают в пучину «исторического» энергетического (и не только) кризиса, из которого им в скором времени явно не выбраться, если они не пересмотрят свою внешнюю политику по отношению к России.