Страсти по Бабуру как отражение линии на «перековку» узбекской идентичности - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 04.12.2024 |

Страсти по Бабуру как отражение линии на «перековку» узбекской идентичности

На днях распространена информация о том, что власти Андижана желают перенести памятник полководцу, поэту и политику Захир-ад-дину Мухаммаду Бабуру с одноименной площади в другую часть старого города, «где он родился и вырос, и которая олицетворяет узбекскую историю» (по сути, на задворки). А на его месте на средства зарубежных инвесторов планируется воздвигнуть высотный торгово-развлекательный центр со всеми «примочками», развращающими приличное сознание рядового горожанина, воспитанного в строгих мусульманских традициях. Тем более что Андижан является густонаселённым городом с численностью постоянного населения 468,1 тыс. человек.

Хокимият области уже заявил, что подобное решение обсуждалось с представителями научного совета, исследователями творчества Бабура и аксакалами Андижана и оно связано с тем, что рядом с площадью, где установлен памятник, идёт строительство путепровода («давней мечты жителей города»), по завершении которого часть площади будет закрыта, а другая – окажется под мостом.

Проекты властей впечатляют. По словам местных жителей, перенос памятника Бабуру будет уже четвёртым по счёту: «В Андижане есть поговорка: "даже при жизни Бабуру не было места в Андижане. И его статуе тоже нет места... Видимо, он снова оседлает своего коня и отправится в Индию!"» К слову, мало кто знает, что символ Индии – мечеть-мавзолей «Тадж-Махал» был построен правнуком Бабура Шах-Джаханом в XVII веке.

Между прочим, сами исследователи творчества Бабура сообщили, что узнали о проекте из социальных сетей и вообще не слышали о каких-либо обсуждениях столь животрепещущего вопроса. Более того, перенос памятника, являющегося монументальным произведением искусства и включённого в национальный перечень объектов материального культурного наследия, до сих пор не согласован с агентством культурного наследия Узбекистана.

Таким образом, вместо того чтобы сохранять и приумножать народное достояние республики, при помощи коллективного Запада и не слишком «чистоплотных» податливых местных органов власти культурные пространства быстро превращаются в очередные развлекательно-торговые центры.

Поэтому немудрено, что современная узбекская молодежь уже совсем не читает лирические произведения Бабура, не знакома с его историческим трудом «Бабур-наме», посвящённым описанию его удачных и неудачных военных походов и по праву называемым «лучшим произведением тюркской прозы», переведённым ни много ни мало на 31 язык мира.

Одновременно с этим узбекские политики и историки затевают игрища с представителями других центральноазиатских стран в плане того, «кто древнее и славнее», что, по весьма справедливой оценке ведущих экспертов, очень больно бьёт по идее региональной идентичности и объединения.

В частности, директор Центра исследовательских инициатив Ма’nо Бахтиер Эргашев полагает, что «каждое заявление какого-то политика или историка, начинающего говорить о тех или иных великих предках и государствах, которые были родоначальниками и закладывали основы нынешней государственности его народа, – это удар по идущим с большим трудом процессам партнерства и дружбы. Например, историки и политики центральноазиатского региона часто спорят о том, кто внёс больший вклад в историю – кочевнические или оседлые цивилизации. Однако это всегда глубоко антинаучно и контрпродуктивно. Уникальность Центральной Азии заключается в том, что это регион, который является местом зарождения классического симбиоза этих двух культур. Поэтому не нужно выпячивать те или иные факты и заниматься противопоставлением».

Но более всего названного специалиста удручает тот факт, что в пропагандируемую сейчас в Узбекистане концепцию «третьего ренессанса» её авторы не закладывают советский период развития, поскольку считают, что установление в стране «большевистской диктатуры» и продолжение «царской колониальной политики в новой формации» не позволили их просвещённым предкам полностью реализовать свои цели.

Таким авторам выгодно забыть, что после подавления к рубежу 1920–1930-х годов басмачества в регионе было покончено с феодальными разборками, а во времена Российской империи на территории Бухарского эмирата и Хивинского ханства упразднено рабство. Индустриализация региона, начавшаяся в 1930-х годах и ускорившаяся в несколько раз с началом Великой Отечественной войны, когда сотни заводов были эвакуированы в Узбекистан с прифронтовых территорий, создала десятки тысяч высококвалифицированных рабочих мест. Одновременно возводились масштабные ирригационные объекты наподобие Большого Ферганского канала, что позволяло удвоить объёмы сельскохозяйственной продукции.

И это, не говоря уже о школах, которые в нынешнем понимании появились лишь после вхождения региона в состав Российской империи, а до этого существовали лишь религиозные мактабы, главной задачей которых было изучение религиозных обязанностей и духовных ценностей, но вовсе не естественных или точных наук. В итоге благодаря тысячам новых школ, построенных при СССР, грамотность населения уже к 1970 году выросла до 99,7% с примерно 5% в 1900-м. Да и сейчас большинство этих же школ всё ещё работает, профессионально обучая миллионы узбекистанцев.

Прозападную часть журналистов, предлагающих живущим в Ташкенте и не знающим узбекский язык решить, кто они – «оккупанты» или «идиоты», или учительниц, которые зверски избивают шестиклассников за просьбу вести урок русского языка на русском языке, не устраивает наличие множества учебных заведений, где преподаются русский язык и культура.

Какое же подспорье для таких маргинальных деятелей и их единомышленников коллективный Запад, который с большим удовольствием наводняет Узбекистан «демократическими ценностями» вроде ЛГБТ* (запрещена в РФ) и прочих половых извращений.

Посол Великобритании в Узбекистане Тимоти Смарт никак не ожидал, что в стране так широко используется английский язык, количество людей в РУз, знающих его, действительно впечатляет. По словам английского дипломата, это является следствием того, что «Узбекистан встает на ноги, открывается для глобальных рынков, а молодежь может конкурировать за рабочие места на международном уровне и привозить свой опыт обратно».

В этих целях Cambridge University Press предоставляет учебники для средней школы, а также при содействии ЮНИСЕФ и других международных партнеров создана образовательная программа с фондом около 6,5 млн фунтов стерлингов, направленная на повышение уровня преподавания в РУз английского языка, эффективности системы образования, экзаменов, учебных программ и т. п.

Кроме того, постоянно увеличивается количество стипендиатов Chevening, а в рамках фонда «Эл-юрт умиди» ежегодно отправляется более 100 узбекистанцев на обучение по магистерской программе в Великобританию. В результате люди с промытыми Западом мозгами возвращаются обратно в Узбекистан, занимая ключевые посты в правительстве, в бизнесе и в гражданском обществе.

Печально, что в погоне за «Новым Узбекистаном» в ходе «третьего ренессанса» совершенно забывается тот бесспорный факт, что для страны важнейшим периодом исторического взлёта во всех сферах, включая науку, культуру, историю, экономику и промышленность, явилось именно нахождение в составе СССР.

Безусловно, никто не призывает сейчас отречься от нынешнего суверенитета, но в то же время стоит отметить, что, называя Россию колонизатором, сам Ташкент попадает в хищные лапы коллективного Запада.

И вполне уместными здесь видятся строки из стихов Захир-ад-дина Мухаммада Бабура:

Где розы – там шипы, зло в радости, ну что ж!

Без горечи в вине нет сладости, ну что ж!

Вот и в моих стихах, то грустных, то веселых,

И взлёты есть порой, и слабости, ну что ж!

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
796
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика