Ситуация после парламентских выборов в Грузии остается напряженной. С небольшой передышкой на несколько дней на центральном проспекте столицы возобновились акции протеста. Произошло это после того, как премьер-министр Ираклий Кобахидзе сделал следующее заявление: «До конца 2028 года мы не будем ставить вопрос об открытии переговоров с Евросоюзом (о членстве в ЕС), а также до конца 2028 года отказываемся от любых бюджетных грантов со стороны ЕС». При этом подчеркнул, что Грузия продолжит выполнение обязательств по соглашению об ассоциации и соглашению о свободной торговле и к концу 2028 года выполнит более 90% возложенных на нее обязательств, необходимых для вступления страны в Евросоюз.
Причиной отказа от грантов и исключения из повестки дня вопроса начала переговоров с ЕС И. Кобахидзе назвал постоянный шантаж и спекуляции со стороны ряда европейских политиков, пытающихся диктовать независимой Грузии свои условия.
Как и следовало ожидать, за этим заявлением премьера последовали резкие оценки лидеров оппозиции, под влиянием которых проспект Руставели заполнили, казалось бы, хаотично, «самопроизвольно» собравшиеся, «неорганизованные» массы «проевропейски настроенного» населения.
«Правительство «Грузинской мечты» отступило от проевропейского курса, зафиксированного в Конституции Грузии, а, следовательно, нарушило Конституцию, поэтому нынешнее правительство должно уйти, в стране должны состояться повторные выборы, которые проведет независимый ЦИК под надзором европейских наблюдателей, и по результатам этих выборов будет сформировано новое правительство» – примерно таким было содержание выступлений и оценок оппозиционных политиков. Они обвиняли нынешнюю власть в уклонении от прозападного курса и попытке возвращения страны на орбиту России.
Под влиянием заявлений оппозиции главными лозунгами участников «самопроизвольного» протеста у здания парламента Грузии в Тбилиси и аналогичных протестов в других городах страны стали фразы: «Нет российскому правительству», «Место Грузии в Европе», «Предатели», «Русские», «Рабы»...
На этот раз у здания парламента Грузии трибун для выступлений оппозиционеров не устанавливали, сами лидеры оппозиции, хотя и появлялись на митингах, с заявлениями не выступали, лишь делали отдельные комментарии для СМИ, особенно отдавая предпочтение финансируемым оппозицией же телеканалам и интернет-изданиям, дабы «лучше донести до масс» свою позицию.
Поддержала лидеров оппозиции и давно оппонирующая «Грузинской мечте» президент Саломе Зурабишвили. Все ее публичные выступления содержали аналогичные оценки действий нынешней власти Грузии. Помимо публичных обращений к общественности, президент активно встречалась и продолжает встречаться и обсуждать дальнейшие планы действий с лидерами оппозиции в Грузии, а также доводит свою «непреклонную» позицию до европейских коллег, дабы показать всему миру, что «Грузинская мечта», «посадившая» ее в свое время на пост главы государства, отступила от европейского курса и ведет страну в «тиски» России.
Оппозиция и ее лидеры пока остаются в тени, а главными фигурантами и ударной силой протестов оказались молодые люди, среди которых особенно выделяются агрессивно настроенные и явно предварительно обученные «методам уличной борьбы» группы. О подготовке таких групп участников беспорядков в Грузии несколько месяцев назад в своем заявлении предупреждала Служба госбезопасности страны и упоминала среди тренеров грузинской молодежи для будущего «майдана» организацию Canvas, в свое время сыгравшую решающую роль в свержении власти в Сербии.
Хотя происходящее в Грузии многим кажется стихийным протестом общественности, он явно развивается по заранее составленному сценарию. Митинг у здания парламента в Тбилиси обычно начинается относительно мирно, но ближе к ночи на передний план выходят радикально настроенные группы лиц в масках с рюкзаками за спиной, которые забрасывают здание парламента и стоящих вокруг него кордоном сотрудников полиции камнями, в упор обстреливают средствами пиротехники, в том числе «залповыми салютами», а чуть позже среди средств борьбы появились и бутылки с зажигательной смесью, так называемые коктейли Молотова.
В результате этих действий агрессивно настроенных и явно находящихся под воздействием возбуждающих веществ лиц получили ожоги и ранения десятки сотрудников правоохранительных органов, были сожжены десятки комнат в здании парламента, повреждены витрины магазинов на центральном проспекте столицы, уничтожена инфраструктура, перерезана и сожжена электропроводка, подававшая питание внешнему освещению парламента. Позже оппозиция безапелляционно заявила, что это, оказывается, «нелегитимный» председатель парламента приказал отключить наружное освещение здания законодательного органа, чтобы «оказать влияние» на митингующих.
Полиция и спецназ, мобилизованные на прилегающих к парламенту улицах, в течение нескольких часов терпеливо относятся к происходящему, не реагируют на бросаемые им в лицо обвинения и оскорбления, уклоняются от потока камней и средств пиротехники, выжидая, когда менее агрессивная часть митингующих покинет территорию. И только после того, как основная масса участников акции начинает расходиться, на прилегающих к парламенту улицах появляется спецназ, участникам акции делают предупреждение, призывают радикалов прекратить деструктивные действия, а так как те не подчиняются призывам, правоохранители переходят к разгону акции. Применяют в основном водометы и слезоточивый газ. Но при задержании наиболее агрессивных участников беспорядков прибегают и к силовым методам.
Результаты плачевны. Число пострадавших исчисляется сотнями. Кто-то обошелся первичной медицинской помощью, кому-то понадобилась срочная операция, кого-то погрузили в кому... Оппозиция обвиняет полицию в превышении полночий и применении чрезмерной силы. Представители правительства обвиняют оппозицию в подстрекательстве общества к радикальным действиям и подготовке государственного переворота.
В унисон оппозиции действуют и финансируемые ею телеканалы. «Формула», «ТВ Пирвели», «Мтавари» вещают в круглосуточном режиме и пытаются представить происходящее как деструктивные действия властей и правоохранительных органов, направленные против «своего же мирного населения». Для этого используют самые разные трюки и методы. Один из них заключается в том, что перед строем полицейских, охраняющих здание парламента, выставляют бабушек или девочек с иконами, и те призывают полицию не применять силу к митингующим, потому что «это же дети, которые хотят для Грузии европейского будущего». А журналисты оппозиционных телеканалов в прямом эфире бросают в лицо полицейским резкие обвинения, называя их рабами «этого правительства», и призывают сложить полномочия и перейти на сторону «воодушевленного народа». Полицейские, надо отметить, достаточно терпеливо выдерживают подобные «психологические атаки».
Параллельно оппозиционно настроенные группы людей подвергают психологической обработке самые разные слои населения и общественности. Они сумели обратить на свою орбиту студентов и преподавателей части высших учебных заведений, частных университетов, финансируемых оппонентами нынешней власти. Один из таких университетов принадлежит матери экс-президента Саакашвили, и его студенчество и преподавательский состав – в авангарде уличных протестов. Давлению подвергаются и школы, куда являются активисты от оппозиции и пытаются пристыдить учителей за «антигосударственную позицию», а детей призывают выйти на митинги и поддержать старшее поколение. Объектом давления стали спортсмены, театры, Союз писателей, различные учреждения культуры и образования, и часть работников этих сфер волей или неволей поддержала «искренний протест» и «европейское будущее Грузии». А позднее к призывам выйти на акцию добавились и призывы забастовать. И соцсети запестрели постами актеров, музыкантов, спортсменов, педагогов, профессоров – «забастовал».
Оппозиции удалось расшатать и устои государственных учреждений. Череда отставок последовала в МВД, других министерствах, с заявлениями протеста выступили и некоторые журналисты считающихся провластными СМИ.
Одной из мишеней оппозиции оказалось Общественное телевидение Грузии. Вместе с представителями некоторых НПО его окружили журналисты оппозиционных телеканалов и уже несколько дней проводят акции с требованием «передавать в эфире голос народа». Участники этой акции ведут себя довольно агрессивно и оскорбляют сотрудников Общественного телевидения, применяя к ним те же термины, что и к властям Грузии – «рабы», «русские», «предатели»...
Под невиданным давлением извне Общественное телевидение, которое и без того в непрерывном режиме передает в эфире акции протеста у парламента и в других городах страны, согласилось предоставить часть эфирного времени тем «представителям общества», которые выражают «протест» у здания телевидения. Одна из таких групп протестующих представилась как защитники прав лиц с ограниченными возможностями. В ходе предоставленного им эфира ведущая предложила им высказать в прямом эфире те проблемы, которые волнуют лиц с ограниченными возможностями, однако четыре женщины – представительницы четырех различных НПО лишь упорно повторяли те лозунги, которые звучали все эти дни на центральном проспекте столицы. Они требовали отставки нынешнего правительства, проведения повторных выборов и возвращения страны на проевропейский курс. А также обвиняли Общественное телевидение в пренебрежении проблемами лиц с ограниченными возможностями и требовали одновременно смены всего руководства и состава телевидения и «объективного освещения текущих событий».
Журналисты Общественного телевидения на фоне оказываемого на них давления, фактов насилия и оскорблений со стороны участников акции обратились к дипломатическим представительствам и мировому сообществу и попросили высказать свое мнение о происходящем. Однако на их призыв откликнулся лишь Европейский вещательный союз, опубликовав короткое заявление в соцсети X. «Мы глубоко обеспокоены нападениями на съемочные группы Общественного вещателя Грузии. Свобода средств массовой информации необходима для демократии, и средства массовой информации должны иметь возможность безопасно выполнять свое дело», — говорится в заявлении Европейского вещательного союза.
Тем временем МВД, прокуратура и СГБ Грузии не сидят сложа руки. На фоне протекающих в стране протестов и применения на акциях опасных для жизни и здоровья людей «средств борьбы» полиция провела обыски в офисах ряда оппозиционных партий, обнаружила и изъяла из них средства пиротехники, противогазы, различные спреи, порошки и жидкости, которые отдала на экспертизу, а также в одном из офисов изъяла и бутылки из-под «Боржоми» с фитилями, предположительно, для изготовления коктейлей Молотова. Во время обыска в конфликт с сотрудниками полиции вступил один из лидеров коалиции «За перемены» Ника Гварамия, который был арестован и которому суд присудил административное заключение.
Обыск был проведен в квартире бывшего министра обороны правительства Саакашвили Давида Кезерашвили, откуда изъяли огнестрельное оружие, патроны, компьютерную технику и другие предметы, предположительно, предназначенные для организации протестов в Грузии. Как известно, сам Кезерашвили, объявленный в Грузии в розыск, получил убежище за границей и оттуда финансирует один из оппозиционных телеканалов, а одновременно питает финансами и оппозицию.
Следствие по этому и другим возбужденным за последние дни уголовным делам продолжается. А на центральной площади Тбилиси и в других городах страны продолжаются акции протеста. Они начинаются ближе к вечеру и заканчиваются к утру, в основном после того, как полиция приступает к применению спецсредств для расчистки территории.
Правительство Грузии, судя по заявлениям, которые все эти дни делают премьер-министр, председатель парламента и другие лидеры «Грузинской мечты», выполнять требования оппозиции и митингующих не собирается. Оно ожидает публикации заключительного отчета БДИПЧ ОБСЕ о выборах 26 октября и надеется, что этот отчет и заключение будут положительными и обеспечат легитимацию объявленных ЦИК результатов выборов. А также большие надежды возлагают на администрацию нового президента США Дональда Трампа и ожидают, что с его вступлением в должность сумеют произвести перезагрузку испортившихся при правлении Байдена отношений с Соединенными Штатами. А после этого, как надеются в «Грузинской мечте», изменится и отношение к нынешней власти Грузии со стороны Евросоюза.
Пока же в ЕС придерживаются иного мнения и постоянно осуждают правительство «Грузинской мечты» за разгоны митингов, применение силы к участникам протестов, пренебрежение мнением своего народа, уклонение от проевропейского курса, грозятся ввести санкции против лидеров правящей партии и отменить безвизовый режим для граждан Грузии.