Российская столица в конце ноября стала местом проведения Второго общественного форума «Россия – Армения». Несмотря на охлаждение во взаимоотношениях двух стран, встреча стала площадкой, объединившей российских и армянских лидеров общественного мнения, которые работают в сферах политики, образования, культурно-гуманитарного сотрудничества и СМИ. Лейтмотивом форума стал тезис «Россия и Армения должны быть вместе навсегда».
Участники форума с острой тревогой констатировали заметное охлаждение отношений между нашими странами вследствие все более усиливающегося дрейфа официального Еревана в сторону США, Евросоюза и НАТО. Приведем выдержки из некоторых выступлений.
Григор Григорян, международный эксперт по организации ветеринарного здравоохранения и биологической безопасности: «Мы… должны быть реалистами, и мы должны сами для себя понять, что в реальности сегодня отношения России и Армении находятся в глубочайшем кризисе, и этот кризис порождён вирусом западной демократии – это смертельная инфекция, которая особенно в постсоветских странах приводит или к инвалидности, или к смерти. На примере Украины вы можете видеть, как она приводит к постепенной инвалидности и смерти. Российская Федерация нашла в себе силы купировать эту инфекцию на своей территории, но Армения, к сожалению, была инфицирована. Когда именно она была инфицирована, я затрудняюсь сказать, но я могу сказать, что с 2008 по 2018 год эта инфекция так прогрессировала, что охватила все ветви власти.
Дело в том, что Армения не является сейчас суверенной страной. Практически все сферы двустороннего сотрудничества между Россией и Арменией и даже между Арменией и каким-либо государством, но особенно между Россией и Арменией находятся под пристальным контролем США и их союзников по НАТО. Великобритании в первую очередь и Евросоюза в лице Франции. Под контролем, направлением, вмешательством. Когда мы говорим о двусторонних отношениях, нужно чётко понимать, что двустороннее сотрудничество с армянской стороны происходит ровно настолько, насколько им позволяют это США».
Спикер говорил и относительно опасности биологического оружия, исходящей по воле правящего в стране режима и США с армянской территории. «Я хочу вас проинформировать: совокупность имеющихся на сегодня данных позволяет сделать заключение о том, что наиболее ранним и наиболее эффективным инструментом США для устрашения, дестабилизации, террора на территории Армении является программа США по совместному биологическому взаимодействию, в рамках которого на территории Армении были модернизированы и действуют около 15 медико-биологических объектов, в том числе лабораторных комплексов и отдельных лабораторий, которые вовлечены в реализацию программы США «по снижению биологических угроз» (говорю это в кавычках) на территории республики Армения, – отметил Г. Григорян. – Но уже то, что нам известно на сегодня, позволяет сделать заключение, что как минимум некоторые из этих объектов располагают мощностям, позволяющими осуществлять медико-биологическую деятельность, запрещённую Конвенцией по биологическому и токсинному оружию, и позволяет осуществлять деятельность как в мирное, так и в военное время. И эта деятельность имеет как гражданскую, так и военную направленность».
Оратор высказался без лишней и в данном случае вредной дипломатии. Институты власти в Республике Армения фактически колонизированы сегодня, колонизировано государство, подчеркнул он, «народ взят в заложники. У армянского народа больше нет выбора. Армянский народ колонизирован. И это нужно говорить прямо».
Генерал-лейтенант Норат Тер-Григорьянц, армянский политический и военный деятель: «…мы, военные, как раз и воюем, погибаем или становимся героями только тогда, когда государственные деятели очень правильно ведут политику или [наоборот] отвратительно ведут эту политику! <…> А сейчас кто воюет против России? – 50 стран и больше! Вы знаете, политика меняется в связи с тем, какой политик и кем поставлен – такую он политику и ведёт. В этом мире вся политика – американская, англосакская, немецкая, у них движение направлено на то, чтобы уничтожить русский народ, Россию – единственную страну, которая защищается, организуется, мобилизует, создаёт республики и обнимает остальные все народы, находящиеся на территории Русского государства. <…> Здесь выступающая Армения всю жизнь вместе с русским народом. 600 тысяч армян воевали за кого? За Советский Союз! Но Советский Союз – это Россия всё равно была, Великая Россия! Русь. <…> Нужно прекратить совсем конфронтационную ситуацию на Южном Кавказе… Без России задавят весь регион, задавят и уничтожат».
Мгер Аветисян, руководитель общественно-политического движения «Моя страна, моя Армения»:
«Исторически сложилась такая ситуация, что гарантом безопасности не только нашей страны, но и всего региона является Россия, потому что после освобождения Армении от персидского владычества в 1828 году Россия сформировала геополитическую систему безопасности в нашем регионе. <...> Крах этой архитектуры больше всего невыгоден именно нам, армянам и Армении, но почему-то именно мы пытаемся помочь Западу разрушить эту архитектуру. Это катастрофический политический процесс, который необходимо остановить».
Глава движения «Моя страна, моя Армения» отметил, что политика «игры на двух струнах», которую выбрала Армения после распада СССР, пытаясь сохранить хорошие отношения и с Россией, и с Западом, желающим разрушить Российское государство, привела республику к потере Карабаха. «Политические отношения между Россией и Западом изменились, а политические элиты Армении, не понимая или не желая понимать эти простые реалии, продолжили проводить политику игры на двух струнах. <...> Политика игры на двух струнах и революция («бархатная революция в Армении 2018 г., приведшая к власти режим Н. Пашиняна. – Ред.) привели к серьезнейшим проблемам безопасности Армении».
После завершения форума заместитель председателя Госдумы РФ Пётр Толстой в комментарии отметил его набирающую темпы значимость: «Это уже второй форум, который проходит, и я очень рад том, что есть возможность прямого диалога между Россией и Арменией, минуя какие-то властные структуры, которые сегодня находятся в состоянии неопределённости».