Пюхтицкий женский монастырь, находящийся в эстонском Куремяэ, ответил отказом на требование МВД этого государства выйти из юрисдикции Московского патриархата и отказаться от ставропигиального статуса. Монастырь обосновал свой ответ невозможностью такого шага по юридическим и каноническим причинам. Однако оставить в покое монастырь эстонские власти уже, видимо, не захотят. И теперь обители грозит насильственная ликвидация.
Обитель, известная и за пределами Эстонии
Официальный Таллин с начала этого года требует от Эстонской православной церкви разорвать канонические связи, соединяющие ее с Московским патриархатом. Особая ситуация сложилась вокруг православного монастыря, находящегося на северо-востоке Эстонии в деревне Куремяэ уезда Ида-Вирумаа. Ведь Пюхтицкий (от эстонского Pühtitsa – «святое место») Успенский женский монастырь не входит непосредственно в структуру ЭПЦ, а подчинён непосредственно патриарху Кириллу.
За этой обителью стоит богатая история. Сказания гласят, что в далеком XVI веке на Журавлиной горе (по-эстонски – Куремяэ) местным жителям явилась Пресвятая Богородица. В расщелине старого дуба, у которого Она стояла, селяне обрели икону Успения Божией Матери. Эти люди, сами будучи лютеранами, передали её местным православным, построившим у дуба часовню и разместившим в ней чудесно обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой или Богородицкой.
Сам монастырь был открыт в 1891 году – церемонию открытия провёл в праздник Успения Божией Матери правящий архиерей Рижской епархии епископ Арсений (Брянцев). Монастырь развивался, мало-помалу строились храмы и здания. Определением от 19 августа 1892 года Святой синод возвёл общину в статус общежительного женского монастыря. Что важно, данная обитель ещё ни разу не прерывала своей деятельности – в этом плане ей повезло, что после революции она оказалась на территории Эстонской Республики и не попала под кампанию борьбы с церковью, проводимой большевиками.
В 1960-80-х гг. монастырь пользовался особой любовью и покровительством тогдашнего епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера). Именно он во времена правления Никиты Хрущева сумел спасти обитель от закрытия, в связи с чем его имя окружено в Пюхтице особым почитанием. В 1990 году Алексий был избран на патриарший престол и вскоре после этого наделил Пюхтицкий монастырь правом ставропигии (от греческих слов – дословно «крест» и «водружение»). Это высший статус, присваиваемый церковным учреждениям (традиционно чаще всего монастырям) и делающий их независимыми от местной епархиальной власти. Они теперь напрямую подчиняются патриарху или Синоду.
По данным на 2024 год, в Пюхтицкой обители проживают 96 сестёр-монахинь. Монастырь является центром паломничества верующих, приезжающих помолиться и поклониться здешним святыням, причём не только из разных уголков Эстонии, но и из других стран. По сути, это один из крупнейших центров притяжения русских православных, находящийся за пределами Российской Федерации – наряду с русскими монастырями на Афоне и в Израиле. Особенно много сюда ездят паломники из Латвии, обладающей большой русской общиной.
На нынешний момент около половины насельниц – это сёстры старше 60 лет. «Может быть, это хорошо с той точки зрения, что опытные монахини, прожившие в обители после монашеского пострига более тридцати лет, хранят живые традиции монастырской жизни и могут передать свой опыт молодым сестрам. Но с другой стороны, всё меньше становится молодых людей, желающих жития иноческого. Это происходит не только в нашем монастыре, это – общая тенденция. Старые монахини очень переживают, что в обители стало мало молодых сестер, но верят, что Матерь Божия Сама найдёт Себе служанок», – не без грусти отмечает игумения Филарета (в миру – Ксения Викторовна Калачёва), настоятельница Пюхтицкого монастыря. Сама мать Филарета – уроженка Самары, послушницей в Пюхтицкую обитель она поступила в 1992 году, в возрасте 24 лет.
Неуступчивость перед лицом светских властей
Когда эстонское государство начало давить на ЭПЦ, требуя разрыва с Москвой, аналогичное давление стало осуществляться и на Пюхтицкую обитель. Ещё весной монастырь сообщил, что по уставу обители смена его юрисдикции невозможна. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс, однако, подчеркнул: «Для нас важно, чтобы завершилась связь с Москвой и Кремлем». Впрочем, на вопрос о том, возможно ли в Эстонии повторение киевских событий, когда власти при помощи судов и полиции выдавливали монахов из Киево-Печерской лавры, Ляэнеметс уклончиво ответил, что «государству это не нужно».
Весной министр лично прибыл в Пюхтицкий монастырь, где встретился с матерью Филаретой. В разговоре с ней он пригрозил, в случае упорства, неприятностями для обители. «Конечно, те, кто напрямую подчинён патриарху Кириллу, то есть Москве, могут столкнуться с проблемой. Но если они сами не примут каких-либо решений и государство в какой-то момент вынуждено будет через суд ходатайствовать о принудительном прекращении деятельности, то вопрос может усложниться. Но решения, безусловно, можно найти и там», – предупредил эстонский министр внутренних дел, находясь в монастыре.
В апреле Ляэнеметс предложил признать Московский патриархат «террористической» организацией. Те эстонцы, которые не утратили вменяемости, выразили беспокойство. «Правильно ли мы понимаем, что "террористической организацией" признаётся и местная русская православная церковь? Это означает, что монахини Пюхтицкого монастыря, тысячи прихожан и все священнослужители РПЦ становятся "террористами". Естественно, такой сигнал обществу и церкви, на мой взгляд, непродуман и неправомерен», – отметил экс-мэр Таллина Михаил Кылварт, глава оппозиционной Центристской партии.
Государство жёстко требовало от Эстонской православной церкви и Пюхтицкой обители отречения от Москвы. В ЭПЦ дали понять, что считают предъявленный им ультиматум неуместным. Что касается монастыря, то 31 октября он вновь сообщил, что исключает для себя выход из юрисдикции Московского патриархата. Игуменья Филарета отправила в МВД письмо, в котором привела подробную систему доводов. Добавив при этом, что по уставу монастыря органами его управления являются патриарх РПЦ, настоятельница и духовный собор. «Ни у настоятельницы, ни у духовного собора монастыря нет права принимать такое (о выходе из подчинения Московскому патриархату. – Авт.) решение», – написала Филарета. «Вопрос о предоставлении или отмене ставропигиального статуса является преимущественным правом Патриарха Московского и всея Руси», – отметила она. Но даже и патриарх не может принять такое решение единолично, оно требует коллегиального подхода. Филарета добавила, что устав монастыря также не предусматривает возможности обращения к Патриарху с подобной просьбой. «У членов монастыря нет своей воли, мы живем в послушании», – подчеркнула она.
Государство пойдёт на обитель грубой силой?
Сейчас «мяч» на стороне эстонского государства. «При всей обоснованности доводов игуменьи Филареты власти Эстонии вряд ли будут удовлетворены таким ответом. Стороны говорят на разных языках. При наличии политического заказа аргументы из канонического права и апелляции к здравому смыслу, как показывает опыт Украины, не работают. При всем этом позиция монахинь Пюхтицкого монастыря служит хорошим примером, как не поддаваться на принуждения властей к уходу в раскол», – отмечают в православном исследовательском центре «Хризма».
И действительно, после того как МВД получили письмо настоятельницы, там сообщили, что Л. Ляэнеметс подготовил проект закона, запрещающего деятельность в Эстонии организаций, «связанных с поддержкой военной агрессии». Оппозиционный парламентарий Александр Чаплыгин (Центристская партия) предположил: «Как я понимаю, в случае принятия этого закона МВД получит право вмешаться в деятельность монастыря». По словам Ляэнеметса, рассмотрение поправок к «Закону о церквях» в Рийгикогу продлится примерно до февраля. После его утверждения у Эстонской православной церкви Московского патриархата и у Пюхтицкого монастыря останется ещё два месяца на принятие решения.
6 ноября матушка Филарета выступила на прошедшей в Таллине международной конференции «Православная Церковь в Эстонии – самостоятельность: возможности развития, риски, последствия». Там она заявила, что Пюхтицкий монастырь стал заложником столкновения политических сил, что в конечном итоге угрожает его существованию. По логике эстонских властей монастырь с его насельницами превращается в некую подрывную организацию. «Нас принуждают нарушить церковный устав, нас по сути выдавливают из правового поля и превращают в изгоев, людей второго сорта, с которыми можно поступать, не считаясь с требованиями закона и нравственности», – сказала настоятельница.
«Государство всей мощью пойдёт тараном ("свиньёй"?) на слабых беззащитных женщин – насельниц монастыря. Как это поможет Эстонии решить проблемы с разбитой вдребезги экономикой? Как это поможет остановить падение жизненного уровня населения? Как это поможет остановить развал государственных систем здравоохранения, образования и т. д.?» – вопрошают люди.
Тревоги добавило заявление бывшего директора Полиции безопасности (КаПо) Арнольда Синисалу, сказавшего, что «возможно, эта опасность (от церкви и монастыря. – Авт.) сейчас не столь непосредственна и ощутима, но я считаю, что то, что МВД и министр внутренних дел занимаются этим вопросом, абсолютно правильно и необходимо». Синисалу доказывает, что «превентивные действия вполне уместны». По его мнению, письмо настоятельницы Филареты в МВД свидетельствует, что монастырь «находится под влиянием нарративов российского государства».
Эстонский публицист Эйно Ингерман негодует: «Осознайте уровень правовой культуры особи, что возглавляла долгие годы одну из основных спецслужб Эстонии». По его убеждению, «государство должно решать, как религиозные организации должны решать вопросы отправления веры и своей организационной структуры. Репрессии в отношении монастыря и монахинь оправданны. Нет, не потому, что они уже что-то нарушили, но они теоретически могут что-то нарушить. В будущем».
Что более выразительно способно раскрыть облик этого русофоба и добровольного гонителя православных!