Эстонские власти ставят ультиматум Пюхтицкой обители: порвите с Москвой! - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.12.2024 |

Эстонские власти ставят ультиматум Пюхтицкой обители: порвите с Москвой!

Пюхтицкий женский монастырь, находящийся в эстонском Куремяэ, ответил отказом на требование МВД этого государства выйти из юрисдикции Московского патриархата и отказаться от ставропигиального статуса. Монастырь обосновал свой ответ невозможностью такого шага по юридическим и каноническим причинам. Однако оставить в покое монастырь эстонские власти уже, видимо, не захотят. И теперь обители грозит насильственная ликвидация.

Обитель, известная и за пределами Эстонии

Официальный Таллин с начала этого года требует от Эстонской православной церкви разорвать канонические связи, соединяющие ее с Московским патриархатом. Особая ситуация сложилась вокруг православного монастыря, находящегося на северо-востоке Эстонии в деревне Куремяэ уезда Ида-Вирумаа. Ведь Пюхтицкий (от эстонского Pühtitsa – «святое место») Успенский женский монастырь не входит непосредственно в структуру ЭПЦ, а подчинён непосредственно патриарху Кириллу.

За этой обителью стоит богатая история. Сказания гласят, что в далеком XVI веке на Журавлиной горе (по-эстонски – Куремяэ) местным жителям явилась Пресвятая Богородица. В расщелине старого дуба, у которого Она стояла, селяне обрели икону Успения Божией Матери. Эти люди, сами будучи лютеранами, передали её местным православным, построившим у дуба часовню и разместившим в ней чудесно обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой или Богородицкой.

Сам монастырь был открыт в 1891 году – церемонию открытия провёл в праздник Успения Божией Матери правящий архиерей Рижской епархии епископ Арсений (Брянцев). Монастырь развивался, мало-помалу строились храмы и здания. Определением от 19 августа 1892 года Святой синод возвёл общину в статус общежительного женского монастыря. Что важно, данная обитель ещё ни разу не прерывала своей деятельности – в этом плане ей повезло, что после революции она оказалась на территории Эстонской Республики и не попала под кампанию борьбы с церковью, проводимой большевиками.

В 1960-80-х гг. монастырь пользовался особой любовью и покровительством тогдашнего епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера). Именно он во времена правления Никиты Хрущева сумел спасти обитель от закрытия, в связи с чем его имя окружено в Пюхтице особым почитанием. В 1990 году Алексий был избран на патриарший престол и вскоре после этого наделил Пюхтицкий монастырь правом ставропигии (от греческих слов – дословно «крест» и «водружение»). Это высший статус, присваиваемый церковным учреждениям (традиционно чаще всего монастырям) и делающий их независимыми от местной епархиальной власти. Они теперь напрямую подчиняются патриарху или Синоду.

По данным на 2024 год, в Пюхтицкой обители проживают 96 сестёр-монахинь. Монастырь является центром паломничества верующих, приезжающих помолиться и поклониться здешним святыням, причём не только из разных уголков Эстонии, но и из других стран. По сути, это один из крупнейших центров притяжения русских православных, находящийся за пределами Российской Федерации – наряду с русскими монастырями на Афоне и в Израиле. Особенно много сюда ездят паломники из Латвии, обладающей большой русской общиной.

На нынешний момент около половины насельниц – это сёстры старше 60 лет. «Может быть, это хорошо с той точки зрения, что опытные монахини, прожившие в обители после монашеского пострига более тридцати лет, хранят живые традиции монастырской жизни и могут передать свой опыт молодым сестрам. Но с другой стороны, всё меньше становится молодых людей, желающих жития иноческого. Это происходит не только в нашем монастыре, это – общая тенденция. Старые монахини очень переживают, что в обители стало мало молодых сестер, но верят, что Матерь Божия Сама найдёт Себе служанок», – не без грусти отмечает игумения Филарета (в миру – Ксения Викторовна Калачёва), настоятельница Пюхтицкого монастыря. Сама мать Филарета – уроженка Самары, послушницей в Пюхтицкую обитель она поступила в 1992 году, в возрасте 24 лет.

Неуступчивость перед лицом светских властей

Когда эстонское государство начало давить на ЭПЦ, требуя разрыва с Москвой, аналогичное давление стало осуществляться и на Пюхтицкую обитель. Ещё весной монастырь сообщил, что по уставу обители смена его юрисдикции невозможна. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс, однако, подчеркнул: «Для нас важно, чтобы завершилась связь с Москвой и Кремлем». Впрочем, на вопрос о том, возможно ли в Эстонии повторение киевских событий, когда власти при помощи судов и полиции выдавливали монахов из Киево-Печерской лавры, Ляэнеметс уклончиво ответил, что «государству это не нужно».

Весной министр лично прибыл в Пюхтицкий монастырь, где встретился с матерью Филаретой. В разговоре с ней он пригрозил, в случае упорства, неприятностями для обители. «Конечно, те, кто напрямую подчинён патриарху Кириллу, то есть Москве, могут столкнуться с проблемой. Но если они сами не примут каких-либо решений и государство в какой-то момент вынуждено будет через суд ходатайствовать о принудительном прекращении деятельности, то вопрос может усложниться. Но решения, безусловно, можно найти и там», – предупредил эстонский министр внутренних дел, находясь в монастыре.

В апреле Ляэнеметс предложил признать Московский патриархат «террористической» организацией. Те эстонцы, которые не утратили вменяемости, выразили беспокойство. «Правильно ли мы понимаем, что "террористической организацией" признаётся и местная русская православная церковь? Это означает, что монахини Пюхтицкого монастыря, тысячи прихожан и все священнослужители РПЦ становятся "террористами". Естественно, такой сигнал обществу и церкви, на мой взгляд, непродуман и неправомерен», – отметил экс-мэр Таллина Михаил Кылварт, глава оппозиционной Центристской партии.

Государство жёстко требовало от Эстонской православной церкви и Пюхтицкой обители отречения от Москвы. В ЭПЦ дали понять, что считают предъявленный им ультиматум неуместным. Что касается монастыря, то 31 октября он вновь сообщил, что исключает для себя выход из юрисдикции Московского патриархата. Игуменья Филарета отправила в МВД письмо, в котором привела подробную систему доводов. Добавив при этом, что по уставу монастыря органами его управления являются патриарх РПЦ, настоятельница и духовный собор. «Ни у настоятельницы, ни у духовного собора монастыря нет права принимать такое (о выходе из подчинения Московскому патриархату. – Авт.) решение», – написала Филарета. «Вопрос о предоставлении или отмене ставропигиального статуса является преимущественным правом Патриарха Московского и всея Руси», – отметила она. Но даже и патриарх не может принять такое решение единолично, оно требует коллегиального подхода. Филарета добавила, что устав монастыря также не предусматривает возможности обращения к Патриарху с подобной просьбой. «У членов монастыря нет своей воли, мы живем в послушании», – подчеркнула она.

Государство пойдёт на обитель грубой силой?

Сейчас «мяч» на стороне эстонского государства. «При всей обоснованности доводов игуменьи Филареты власти Эстонии вряд ли будут удовлетворены таким ответом. Стороны говорят на разных языках. При наличии политического заказа аргументы из канонического права и апелляции к здравому смыслу, как показывает опыт Украины, не работают. При всем этом позиция монахинь Пюхтицкого монастыря служит хорошим примером, как не поддаваться на принуждения властей к уходу в раскол», – отмечают в православном исследовательском центре «Хризма».

И действительно, после того как МВД получили письмо настоятельницы, там сообщили, что Л. Ляэнеметс подготовил проект закона, запрещающего деятельность в Эстонии организаций, «связанных с поддержкой военной агрессии». Оппозиционный парламентарий Александр Чаплыгин (Центристская партия) предположил: «Как я понимаю, в случае принятия этого закона МВД получит право вмешаться в деятельность монастыря». По словам Ляэнеметса, рассмотрение поправок к «Закону о церквях» в Рийгикогу продлится примерно до февраля. После его утверждения у Эстонской православной церкви Московского патриархата и у Пюхтицкого монастыря останется ещё два месяца на принятие решения.

6 ноября матушка Филарета выступила на прошедшей в Таллине международной конференции «Православная Церковь в Эстонии – самостоятельность: возможности развития, риски, последствия». Там она заявила, что Пюхтицкий монастырь стал заложником столкновения политических сил, что в конечном итоге угрожает его существованию. По логике эстонских властей монастырь с его насельницами превращается в некую подрывную организацию. «Нас принуждают нарушить церковный устав, нас по сути выдавливают из правового поля и превращают в изгоев, людей второго сорта, с которыми можно поступать, не считаясь с требованиями закона и нравственности», – сказала настоятельница.

«Государство всей мощью пойдёт тараном ("свиньёй"?) на слабых беззащитных женщин – насельниц монастыря. Как это поможет Эстонии решить проблемы с разбитой вдребезги экономикой? Как это поможет остановить падение жизненного уровня населения? Как это поможет остановить развал государственных систем здравоохранения, образования и т. д.?» – вопрошают люди.

Тревоги добавило заявление бывшего директора Полиции безопасности (КаПо) Арнольда Синисалу, сказавшего, что «возможно, эта опасность (от церкви и монастыря. – Авт.) сейчас не столь непосредственна и ощутима, но я считаю, что то, что МВД и министр внутренних дел занимаются этим вопросом, абсолютно правильно и необходимо». Синисалу доказывает, что «превентивные действия вполне уместны». По его мнению, письмо настоятельницы Филареты в МВД свидетельствует, что монастырь «находится под влиянием нарративов российского государства».

Эстонский публицист Эйно Ингерман негодует: «Осознайте уровень правовой культуры особи, что возглавляла долгие годы одну из основных спецслужб Эстонии». По его убеждению, «государство должно решать, как религиозные организации должны решать вопросы отправления веры и своей организационной структуры. Репрессии в отношении монастыря и монахинь оправданны. Нет, не потому, что они уже что-то нарушили, но они теоретически могут что-то нарушить. В будущем».

Что более выразительно способно раскрыть облик этого русофоба и добровольного гонителя православных!

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
721
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика