Заседание глав правительств стран Содружества, состоявшееся на днях в конгресс-центре МГТУ им. Э. Баумана, на наш взгляд, усилило тенденцию укрепления экономических и научно-технических взаимосвязей между странами Содружества. Это подтверждается и тем, что по итогам заседания подписано порядка 20 документов о сотрудничестве стран СНГ в различных областях.
Премьер-министр России Михаил Мишустин в своем выступлении отметил, что «доля государств СНГ во внешней торговле РФ выросла до 16%, а наш взаимный товарооборот за три квартала текущего года прибавил более 11%». Такой тренд вполне вписывается в «реализацию первого этапа Стратегии экономического развития СНГ». Соответственно, проводится совместная работа «по обеспечению продовольственной и энергетической безопасности Содружества, расширению промышленной кооперации, стимулированию деловой активности бизнеса».
В сфере транспорта выполняется план действий по развитию международных транспортных коридоров. Как уточнил М. Мишустин, в рамках плана формируется «развёрнутая система логистических центров, хабов, терминалов». В свою очередь, реализация «принимаемого сегодня Меморандума по цифровой трансформации транспортного комплекса СНГ позволит сделать этот сектор по‑настоящему инновационным и технологичным».
Глава российского правительства высказал уверенность, что в рамках председательства Таджикистана в СНГ в 2025-м (РФ председательствовала в текущем году) упомянутые и смежные направления сотрудничества будут столь же активно реализовываться.
Таджикистанский премьер Кохир Расулзода, со своей стороны, подтвердил востребованность и в будущем году секторов сотрудничества в СНГ, отмеченных М. Мишустиным. При этом отмечено, что Таджикистан намерен ускорить согласование документов по трудовой миграции в странах СНГ. В этой связи К. Расулзода уточнил, что «будут предприняты усилия по ускорению согласования проектов концепции общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы стран Содружества», как и проекта соглашения «О взаимном признании документов трудовых мигрантов государств-участников СНГ».
Выступление премьера Казахстана Олжаса Сулейменова на заседании было созвучно мыслям о приоритетах межгосударственного сотрудничества, изложенным М. Мишустиным. Так, четверть внешней торговли Казахстана уже приходится на рынки стран СНГ. В этом контексте учреждение инициированной президентом Казахстана К.-Ж. Токаевым «межгосударственной программы «Ярмарка Содружества», будет способствовать укреплению экономического партнерства странами СНГ». Кстати, один из первых шагов в этой сфере, о котором уже сообщал «Ритм Евразии», – недавнее открытие в Москве продовольственной розничной сети «Евразия», где представлены агротовары всех стран зоны свободной торговли СНГ.
В связи с этим, по мнению казахстанского премьера, востребовано «системное выявление и устранение существующих торговых барьеров». По имеющейся информации, к концу текущего года различных торговых ограничений в СНГ устранено примерно на 70%. Здесь немаловажно то, что в странах ЕАЭС, с одной стороны, и в рамках Содружества – с другой, действуют несхожие системы внешнеэкономического регулирования. Вдобавок пока не урегулированы в полной мере правила торговых взаимосвязей в рамках действующей уже свыше 10 лет ЗСТ СНГ, в которой участвуют почти все страны Содружества, включая все страны ЕАЭС.
О. Бектенов напомнил, что СНГ отводится особая роль в трансконтинентальных транспортных потоках, в частности в направлении «Запад-Восток» и «Север-Юг». В связи с этим предложенная казахстанской стороной Концепция сопряжения главных транспортных артерий СНГ (направлена в Исполком СНГ осенью т. г.) позволит «повысить пропускную способность этих артерий Содружества».
Плюс к тому казахстанский премьер выступил за дальнейшее развитие экологического партнерства. В качестве примера успешной кооперации по сохранению уникальных экосистем он привел совместный с РФ биосферный резерват «Алтай» (в этом проекте предполагается участие и алтайского региона западной Монголии).
Весьма развернутым на заседании было выступление премьера Белоруссии Романа Головченко. Основные акценты белорусской стороны: во-первых, СНГ нужно активнее развивать экономическое взаимодействие с ШОС и БРИКС, с объединениями дружественных стран дальнего зарубежья. Во-вторых, в промышленной кооперации следует сделать акценты на микроэлектронике, станкостроении, авиастроении. Тому способствует заключение соглашения по развитию гражданского судостроения (подписано в ходе заседания): по мнению Р. Головченко, «важно наполнить документ конкретными отраслевыми программами». Их намечено подготовить, а также уточнить уже имеющиеся не позже первого полугодия будущего года.
Заметим в этой связи, что практически все страны СНГ пока зависят от импорта гражданских и частично торговых судов. Повлиять на эту ситуацию способны разработанные в последние 10 лет и частично уже реализуемые проекты по развитию этого сектора судостроения в РФ и Белоруссии.
В-третьих, требуется активизировать работы по устранению оставшихся торговых барьеров, что, в свою очередь, вызывает необходимость скорректировать Договор о ЗСТ СНГ (2011 г.). Наконец, в-четвертых, по мнению Р. Головченко, укреплению межрегиональных связей, особенно между приграничными регионами в Содружестве, способствовало бы проведение первого Форума регионов СНГ. Такой двусторонний формат уже действует в Содружестве: скажем, Беларусь и Россия уже провели 11 региональных форумов.
М. Мишустин сходу поддержал эту инициативу, предложив организовать первый такой форум в Белоруссии. Предложение было одобрено премьерами других стран СНГ.
В свою очередь, Али Асадов, премьер Азербайджана, высказал оценки, схожие с изложенными премьерами РФ, Белоруссии, Казахстана и Таджикистана. По его мнению, текущий уровень экономического партнерства в СНГ позволяет выстроить систему комплексного экономического сотрудничества в Содружестве, исключающую торговые и смежные барьеры.
Что касается экономических документов, подписанных в ходе заседания глав правительств стран СНГ, то наряду с вышеупомянутыми, отметим следующие:
- решение о «Программе развития сотрудничества государств – участников СНГ в области изучения, использования, охраны и мониторинга подземных вод на период до 2030 г. и Плане мероприятий по её реализации». Программа одобрена: ее актуальность обусловлена недостаточной разведанностью подземных вод, особенно в Центральной Азии, в Южном и частично Северо-Кавказском федеральном округе РФ (в северном Дагестане, на Ставрополье). С учетом климатического потепления это уже периодически затрудняет стабильное водоснабжение в ряде регионов СНГ;
- протокольное решение «О препятствиях во взаимной торговле государств-участников СНГ». Предусматривается тщательный мониторинг оставшихся препятствий с выработкой согласованных мер по их минимизации и ускоренному устранению, в том числе в рамках упомянутого Договора по ЗСТ СНГ. По ряду оценок, это позволит минимум на треть увеличить объем межстрановой торговли в Содружестве и почти наполовину расширить её ассортимент;
- решение «Об изменении размеров долевых взносов» стран Содружества в единый бюджет органов СНГ. Пока конкретные данные об этих взносах не публикуются официально, но известно, что доля РФ в них остаётся основной – почти до 80%. По предварительным данным, взносы большинства стран скорректированы +/- на 1,8-3,5%;
- решение «О выделении ассигнований на создание и развитие объединённой системы ПВО государств-участников СНГ Государств в 2025 году», обусловленное складывающейся военно-политической ситуацией. Здесь основной донор – Россия, частично – Белоруссия.