Коллективный Запад уже не знает, с какого бока расшатать ситуацию в спокойном Туркменистане, чтобы настроить простых жителей против действующего руководства страны в целях учинения массовых беспорядков с последующей цветной революцией.
На этот раз под раздачу попали местные органы власти. В конце ноября на сайт радио «Азатлык»*, постоянно подталкивающего к свержению лидера страны, была вброшена статейка с эпическим названием «В Балкане устроили "потёмкинскую деревню" для посла США». В ней власти Балканского велаята в городе Туркменбаши подверглись жесточайшей обструкции на предмет того, что, мол, опасаясь визита послов западных стран в Ашхабаде – в данном случае посла США в Туркменистане Элизабет Руд, на местных рынках в течение целой недели искусственно создавали продовольственное изобилие, а в качестве подставных продавцов за прилавки даже поставили дипломированных преподавателей английского языка.
В своих безумных фантазиях англосаксонские пропагандисты пошли ещё дальше, отмечая, что во время этого визита американских дипломатов автомобилям, произведенным до 2015 года, запретили выезжать на дороги. Журналисты даже не погнушались пообщаться с самыми активными жителями Балкана, которые якобы заявили о том, что «пока гости были, в городе ездить по дорогам было разрешено только новым и дорогим машинам. Так они пытались создать видимость, как будто жизнь у нас замечательная, народ живет в богатстве и достатке».
Ну и «на закуску»: в течение всей недели властями будто бы проводились агитационные встречи с местными жителями, на которых их категорически призывали не распространяться на тему нехватки продуктов питания.
Кстати, это не первый «эпохальный пасквиль» интернет-ресурса признанного в России нежелательным радио «Азатлык»* на данную проблематику. Еще в начале года прозападное издание втравливало в мозг народа фейк о том, что перед центральным рынком города Туркменабада власти организовывали специальные ярмарки продуктов питания, демонстрируя искусственное продуктовое изобилие перед приездом председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедова и других высокопоставленных чиновников.
Можно ещё долго перечислять все гнусные и наспех состряпанные опусы. Однако не будем рекламировать названный прозападный ресурс, деструктивно влияющий на сознание обывателя, а просто отметим, что нейтральному Туркменистану совсем не свойственно столь примитивно расшаркиваться перед представителями западного мира, показывая «сытую жизнь» простого населения.
Тем более что ситуация с американским послом, той самой Элизабет Руд, примчавшейся аккурат из Москвы и донельзя напичканной антироссийской пропагандой, обстоит на территории Туркменистана ровно наоборот. Эта отъявленная русофобка, назначенная послом только летом этого года, сама водит хороводы вокруг местных органов власти, представителей бизнеса и гражданского общества, пытаясь, как она выражается, от имени Вашингтона «продвигать креативные способы расширения инвестиций и коммерческих связей, придавая большое значение экономическому росту и построению процветающего будущего для всех».
Недаром же 25 ноября она подтянула на встречу с самим президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым члена Комитета по энергетике и природным ресурсам, сенатора США от штата Монтана Стива Дейнса. Естественно, тот не упустил своего шанса и затеял нудный, заезженный как пластинка разговор на тему торгово-экономического сотрудничества Туркменистана и США, особенно в части диверсификации маршрутов экспорта энергоресурсов и развития партнерства с учетом интересов производителей, потребителей и транзитёров.
Впоследствии к ретивому американцу присоединилась целая орава западных «акул бизнеса» (и не только), высадившись десантом в Ашхабаде 26-27 ноября на крупнейшую международную конференцию и выставку «Международные транспортно-транзитные коридоры: взаимосвязь и развитие – 2024». Последняя собрала более 600 делегатов из 40 стран – представителей государственных органов и частных компаний, международных организаций, в том числе ООН, ОБСЕ, Всемирного банка, Международного союза автомобильного транспорта (OTIF).
Согласно заявлению одного из участников сего действа – генсека OTIF Вольфганга Кюппера, Туркменистан играет ключевую роль в развитии Срединного коридора, предоставляя важнейший транзитный маршрут между Азией и Европой. Оттого-то этот маршрут имеет ключевое значение как более быстрая альтернатива морским перевозкам и экономически выгодная замена перевозкам авиационным.
Правда, для полноценного встраивания Туркменистана в Срединный коридор дорогие западные гости рекомендуют улучшить свои автомобильные и железные дороги. Естественно, для этого нужны инвестиции, о которых и рассуждал специальный посланник генерального секретаря ООН по вопросам безопасности дорожного движения Жан Тодт в ходе встречи с Сердаром Бердымухамедовым.
Сдаётся, впрочем, что дальше банальных разговоров, по обыкновению, дело не пойдёт. Тем более что, по экспертным оценкам, главным звеном Срединного коридора являются транскаспийские маршруты, поэтому именно Каспийское море сейчас несёт в себе главные риски, связанные с катастрофическим падением его уровня. По разным данным, суда для маневрирования в заливе вынуждены сокращать грузоподъемность вдвое, и дело не только в снижении уровня моря как такового, а и в природных особенностях грунта залива, что делает процесс поддержания глубины фарватеров на приемлемом уровне постоянным, а себестоимость перевозок в итоге – крайне высокой.
Отметим, что на данной конференции обсуждались не только неподъёмные дорогостоящие проекты, но и более практические вопросы. Так, начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности управления Белорусской железной дороги Сергей Приставко отметил важность расширения транспортных маршрутов для белорусской продукции через Туркменистан с выходом на рынки Ирана и Индии, которые открывают новые возможности для увеличения объёмов экспорта и укрепления экономических связей между странами.
В свою очередь, российская компания «Инжиниринг Сервис- Путьмаш», являющаяся ключевым подрядчиком ОАО «РЖД» по сервисному обслуживанию и имеющая 50 предприятий, готова открыть на территории Туркменистана локальное предприятие по обслуживанию железнодорожной инфраструктуры и поступательно повышать квалификацию местных кадров. Как отметил её генеральный директор Егор Лукьянов, «в Туркменистане мы впервые выставляемся, то есть, ожидания такие, что всё-таки Туркменистан – родная нам страна, и колея у нас одна, и техника, и законы одни и те же, и содержание железной дороги. Поэтому в первую очередь надеемся на глубокую кооперацию, создание, возможно, в будущем совместного предприятия здесь». А уже в ближайшее время «Инжиниринг Сервис-Путьмаш» планирует открыть в Ашхабаде представительство и создать дорожную карту предстоящей работы.
Пожалуй, Ашхабаду всё-таки стоит внимательнее прислушиваться к прагматичным проектам из дружественных стран, нежели благосклонно воспринимать елей славословия со стороны коллективного Запада.
__________________________
Рис.: А. Горбаруков
*СМИ признано Минюстом иностранным агентом