Казахстан предлагает выстроить транзитный коридор РФ–Казахстан–КНР по Иртышу - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.12.2024 |

Казахстан предлагает выстроить транзитный коридор РФ–Казахстан–КНР по Иртышу

Удобная логистика и транспортные линии приобретают все большую актуальность для евразийского пространства. В частности, Казахстан не только укрепляет уже налаженный трафик грузоперевозок, но и расширяет его с охватом соседних стран, в числе которых – Китай и Россия.

Развивая ТМТМ вместе с Китаем

В начале декабря Астана напомнила, что Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР – это самый крупный торговый партнёр республики среди всех регионов Китая. Здесь осуществляют без малого половину двустороннего товарооборота. Только за прошлый год объем внешней торговли с СУАР увеличился на 62%, достигнув $20,3 млрд. В этом году есть полная статистика пока за 9 месяцев, она показала, что товарооборот между Казахстаном и СУАР вырос на 22,46% и достиг $17,67 млрд.

Останавливаться на достигнутом стороны не намерены. Во время переговоров заместителя главы правительства Казахстана Серика Жумангарина и секретаря парткома СУАР Ма Синжуя приняли решение в два раза увеличить объем взаимной торговли. «Мы провели анализ структуры экспортных и импортных поставок товаров и их потенциал и определили номенклатуру из 180 видов товаров на $1,6 млрд, которые мы могли дополнительно поставлять в Китай. Это продукция металлургической, нефтехимической, пищевой, химической, машиностроительной отраслей, строительные товары», – заявил в итоговом комментарии казахский чиновник.

Взаимная работа китайской и казахстанской сторон позволила открыть на нескольких пограничных пунктах пропуска «зеленые коридоры». Они позволяют гораздо быстрее перевозить сельхозпродукцию. Вице-премьер РК предложил для дальнейшего повышения эффективности перевозок распространить практику работы пункта пропуска «Нур Жолы» – «Хоргос» 24/7 на все автомобильные пункты пропуска. На сегодня известно, что профильные ведомства заняты работой по открытию новых пунктов пропуска в Алматинской («Нарынкол – Музарт») и Восточно-Казахстанской областях («Теректы – Актобек»).

В ходе переговоров достигнута договоренность о совместном развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и обеспечении совместной загрузки данного коридора. Для этого будет создана действующая на постоянной основе рабочая группа обеспечения бесперебойного прохождения грузов. «В рамках указанных договоренностей в декабре планируется запустить пробный рейс по перевозке литийионных батарей из Китая по коридору ТМТМ», – отметили в ведомстве.

Отметим, что ТМТМ проходит связывающей цепью через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и следует далее в страны Европы. Котировки и показатели данного маршрута повысились в 2022 году после разлада торговых маршрутов на фоне СВО, а позже – атак йеменских повстанцев в Красном море. За 8 месяцев текущего года по коридору транзитом прошло 200 поездов.

Не только по суше, но и по воде

На встрече в Астане китайская и казахстанская стороны подтвердили значительный рост в сфере железнодорожных и автомобильных перевозок, что также привело к увеличению рейсов между странами, а также перевозок по ТМТМ. По указанному маршруту Китай повысил объем перевозок в Европу: на сегодня они превышают 27 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, что в 25 раз превышает прошлогодний период.

Однако стороны учитывают не только наземный транспорт – автомобильный и железнодорожный, перспективным считается и альтернативное сухопутному судоходство. Астана предлагает создать мультимодальный транзитный коридор Россия–Казахстан–Китай, используя трансграничную реку Иртыш. Предварительно после запуска планируется достичь объем грузоперевозок 2-2,5 млн тонн.

Новые виды транспортировки понадобились в 2024 году на фоне подорожания железнодорожных перевозок и увеличения объёмов автомобильного транзита. Возникло это явление на фоне растущего дисбаланса импортных и экспортных потоков. В середине лета на контейнерном терминале в Забайкальске скопилось не менее 5,5 тыс. контейнеров, которые должны быть отправлены в Россию. Перекос создал операционные трудности и повысил стоимость логистики, ведь перевозчикам приходится возвращать пустые контейнеры обратно в Китай.

Наблюдается также смещение транзитных потоков. Часть грузов из Китая в Европу, ранее проходивших через Казахстан, теперь перенаправляется на российские погранпереходы. Это связано с ростом тарифов и снижением пропускной способности казахстанских железных дорог из-за строительных работ на магистрали Достык – Алашанькоу. Эти факторы приводят к снижению эффективности использования железнодорожной инфраструктуры. Увеличиваются простои вагонов и контейнеров, растут сроки доставки. Несмотря на все сложности, объемы контейнерных перевозок между Россией и Китаем продолжают расти. По данным РЖД, в первом полугодии 2024 года отправление импортных контейнеров со станции Забайкальск выросло на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 96,5 тыс. TEU.

Проблемные места на Восточном полигоне РЖД и станциях перегрузки в Сибири отражаются на росте сроков доставки. Специалисты в докладе отметили, что средний срок ожидания отправки контейнеров из Забайкальска равен 14-16 дням. Всё это и заставляет искать новые способы перевозки.

Второй важной проблемой является рост стоимости логистики. Цена доставки 40-футового контейнера из Шанхая в Москву с конца апреля увеличилась на 35%, достигнув $6,8 тыс. Растёт стоимость перевозок не только автотранспортом, но и по «железке». В начале лета доставка 40-футового контейнера из КНР в Россию по железной дороге выросла в цене на $2 тыс. по сравнению с маем, в среднем сейчас она стоит $7,8 тыс. Причины те же – острая нехватка контейнеров в Китае, усугубляемая проблемами с возвратом тары из России.

Речной трафик в помощь

Чтобы решить сразу несколько логистических проблем, в августе замглавы комитета железнодорожного и водного транспорта Минтранспорта РК Касым Тлепов на брифинге озвучил планы создать мультимодальный транзитный коридор по Иртышу.

«Мы планируем по реке Иртыш, от Омска до поселка Тугыл на озере Зайсан, речными судами возить грузы и далее либо автомобильным, либо железнодорожным транспортом выводить их в направлении Китая и обратно. Прорабатывается также с нашими частными судовладельцами вопрос развития судоремонтного и судостроительного производства и создания дополнительной береговой инфраструктуры, потому что недостаточно существующего павлодарского речного порта. В этой связи дополнительные мощности планируется создать в Семее и Усть-Каменогорске», – уточнил спикер.

В сопроводительной справочной информации говорится, что предварительно планируют построить судоходное гидротехническое сооружение в районе города Семея. Стоимость возведения – примерно 5,6 млрд тенге. Одновременно с этим в районе поселка Тугыл планируют построить речной порт и проложить железную дорогу до границы с КНР на участке Тугыл – Майкапчагай длиной 99 км.

Что касается взаимодействия с Россией, то в перспективе появится возможность через Обь-Иртышский бассейн проложить выход к северным морям Российской Федерации. Инициаторы ожидают объём перевозок по нему в размере 2-2,5 млн тонн. А значит, проблемы с загруженностью и дороговизной перевозок по указанным выше маршрутам будут если не решены, то значительно упрощены.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3238
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика