С подачи DW в пограничных спорах Бишкека и Душанбе появился турецкий фактор - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.12.2024 |

С подачи DW в пограничных спорах Бишкека и Душанбе появился турецкий фактор

Часть I

Итак, в интервью немецкому изданию DW (в РФ включено в реестр «иностранных агентов») эксперт по вопросам безопасности в Центральной Азии Марс Сариев высказал мнение, что на благоприятный исход переговоров по согласованию границы между Киргизией и Таджикистаном повлиял визит министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в Душанбе в январе нынешнего года.

На самом деле фактор Анкары в урегулировании спорных вопросов появился значительно позже, когда все уже успешно разрешилось. Но вот в чем прав эксперт, так это в том, что турецкий фактор действительно проявился, да и вообще в Центральной Азии он усиливается.

Разделяй и властвуй?

Корни противостояния двух народов на нынешней общей границе Киргизии и Таджикистана сегодня пытаются найти в далеком 1924 году, когда в Средней Азии началось национальное размежевание. Все обвинения в нерешенности пограничных проблем в прошлом до сей поры адресуются Москве и И. Сталину.

Так, директор Национального демократического института США в Узбекистане Кларк Плексико забросил в информационное пространство свое умозаключение, согласно которому «Иосиф Сталин составил карту республик Центральной Азии таким образом, чтобы страны было легко контролировать, и они не могли противостоять Москве». Статья о сталинской политике была опубликована изданием News&Observer.

 По мнению Плексико, с географической и языковой точек зрения государственные границы центральноазиатских республик определены неправильно, «но они дают превосходный смысл в аспекте контроля». Для этого, когда Сталин «подумал, что слишком много узбеков будет в новой республике Узбекистан, он просто нарисовал новые границы так, чтобы достаточное количество узбеков жили в Кыргызстане».

Как все просто у Плексико! Однако процесс размежевания в далеком 1924 году был непростым и проходил в условиях «беспрерывных трений на почве борьбы за господствующее положение в государстве» между «киргизами (казахами) и узбеками». Об этом в письме И. Сталину сообщал секретарь ЦК КП(б) Туркестана И. Варейкис. В этой ситуации, писал он, «обиженными чувствуют себя кара-киргизы, интересы которых, несомненно, узурпируются». Руководство страны эту тенденцию четко уяснило, как и пожелания представителей кара-киргизского (киргизского) народа создать собственную административную единицу в составе РСФСР.

12 июня 1924 года Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размежевании среднеазиатских республик». Пунктом 11 постановлялось «образовать из представителей национальностей узбек, киргиз, туркмен, каракиргиз и таджиков территориальную комиссию под председательством Совета национальностей для определения границ вновь организующихся национальных республик и областей». Территориальные комиссии незамедлительно приступили к определению границ между республиками и областями. Например, 20 августа 1924 года на заседании Узбекского бюро по национальному размежеванию был рассмотрен и утвержден «проект о границах Таджикской автономной области». Такую же работу провела киргизская территориальная комиссия.

27 октября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР окончательно санкционировала национальное размежевание и образование новых республик и областей в Средней Азии. Выслушав все мнения, в частности, было решено создать Таджикскую АССР вместо Таджикской автономной области.

Факт остается фактом – создание Таджикской АССР в составе Узбекской ССР и Кара-Киргизской автономной области в составе РСФСР способствовало консолидации таджикской и киргизской наций, формированию их территориальной общности, положило начало государственному строительству. После начала размежевания секретарь ЦК РКП (б) Я. Рудзутак в докладе о национально-территориальном размежевании среднеазиатских республик, сделанном на Пленуме ЦК РКП(б), отмечал «некоторые благотворные результаты этого размежевания, в смысле умиротворения национальной розни».

Сталин в приветственной телеграмме участникам партийной конференции Киргизской области сообщил, что предоставление Киргизии автономии должно было показать «окружающим народам на деле превосходство советского строя над феодально-патриархальными и буржуазными порядками». Москва бросила в регионы все силы и средства, чтобы реализовать замысел советского руководства и «сказку сделать былью».

Одним из первых решений Революционного комитета новой Киргизской области стало проведение работ по установлению границ области, составлению и проработке внутреннего административного деления с учетом национальных, экономических, географических, исторических и других признаков. На I учредительном съезде Советов области председатель Ревкома И. Айдарбеков заметил: «Все внимание – границам, бюджету, экономике и культурному прогрессу».

8 ноября 1926 года на третьей сессии ВЦИК 12-го созыва заместитель председателя Киргизского облисполкома И. Фатьянов, раскрывая сложившуюся социально-экономическую обстановку в области, отмечал, что в период с 1924 по 1926 год «чрезвычайно большое практическое значение» имели «моменты, связанные с уточнением границ между республиками, образовавшимися в результате национального размежевания». По словам Фатьянова, отсутствие «целостной административной единицы», а также целого ряда статистических данных заставило исполком области вести работу буквально с «азов».

«Размеры возникших претензий выявить путем опроса жителей…»

Современные попытки западных пропагандистов при помощи местных экспертов представить, что начертанием границ между среднеазиатскими республиками занимался лично Сталин, не имеют ничего общего с действительностью. Это подтверждает ряд исторических документов.

В 1925 году представитель Киргизии в ЦИК СССР Т. Токбаев в ответ на письмо ЦИК о необходимости уведомить комиссии по районированию Комитета о территориальных претензиях, высказанных областной властью Узбекистану, сделал отписку: «…пока вопрос не снимаем, но не форсируем его, считаю этот вопрос не срочным».

В ноябре 1928 года в ЦИК Киргизской АССР поступил запрос из административной комиссии ВЦИК о направлении в ее адрес заключения «об административном устройстве района, лежащего на стыке между Казакской (Казахской) и Киргизской АССР и Узбекской ССР». Запрос касался спорного между Киргизией и Казахстаном участка общей границы. В письме отмечалось, что «из всех спорных вопросов, возникших было между Казакстаном (Казахстаном) и Киргизстаном в связи с произведенным районированием, данный вопрос оказался самым затяжным».

«Все комиссии, – указывалось в запросе, – начиная с нацразмежевания Туркреспублики, имевшие какое-либо отношение к вопросам по урегулированию территориальных споров между этими двумя республиками, в данном вопросе неизменно наталкивались, если не на отсутствие надлежащих материалов, могущих характеризовать действительное положение дела, то на отсутствие специальных указаний со стороны Правительства КиргАССР по поводу возникших претензий, их характера и причины».

Далее следовало важное заявление, отражающее истинную картину хода урегулирования спорных пограничных вопросов между республиками Средней Азии в 1920-х годах: «Здесь в Москве дать характеристику административного устройства спорного района, выявить его экономические и национально-бытовые условия, по имеющимся в деле материалам не представляется возможным». Поэтому, «дабы решение Центра соответствовало действительному положению дела и не расходилось с мнением населения, как первоисточником существующего спора, вопрос этот решено еще раз передать на заключение Центральных исполнительных комитетов заинтересованных республик, дабы путем согласованного опроса жителей выявить действительные размеры возникших претензий».

* * *

Впрочем, исторические свидетельства – не аргумент для DW, заявляющей, будто политика России в Центральной Азии основывалась и основывается на древнем методе «разделяй и властвуй». Сделав это устами киргизского эксперта, ранее занимавшего пророссийскую позицию, немецкое издание обозначило турецкий фактор как доминирующий в решении Киргизией и Таджикистаном вековой пограничной проблемы, намекнув Центральной Азии на необходимость смены своих старых партнеров.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
518
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика