Для Белоруссии, находящейся не первый год под жесткими санкциями стран Запада, крайне важным является наращивание сотрудничества с государствами Глобального Юга. Рынки стран Азии и Африки представляются для белорусского руководства одними из главных направлений для идущей сегодня диверсификации экспорта республики. Кроме того, от отношений с дружественными государствами Ближнего Востока, а также азиатского и африканского регионов во многом зависит и международный статус Белоруссии, которая сегодня претендует на одно из ведущих мест в построении новой системы международных отношений на планете. Именно поэтому рабочие визиты президента Белоруссии Александра Лукашенко в Оман и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) можно назвать крайне важными для будущего республики.
Необходимо напомнить, что президент Белоруссии на протяжении всей своей политической деятельности всегда стремился развивать личные контакты с руководителями самых различных государств. К сожалению, из-за негативного отношения к белорусскому лидеру в ЕС и США ему не удалось посетить большинство стран Европы, однако в Азии и государствах Ближнего Востока, в частности, он давно является желанным гостем. У него уже сложились прекрасные отношения с руководством Китая, ОАЭ, Катара, Ирана, Пакистана, Египта, Монголии и пр.
Особое место в данном списке занимает Султанат Оман, первый визит в который Лукашенко совершил еще в 2007 году, когда вместе с предыдущим султаном Кабусом бен Саидом он определил перечень основных направлений для развития сотрудничества двух стран. За прошедшие годы стороны сделали ряд шагов, направленных на развитие двусторонних отношений, подписав полтора десятка документов на уровне государств, а также создав рабочие группы в парламенте и Белорусско-Оманский совет делового сотрудничества. В 2016 году Лукашенко на встрече с представителями деловых кругов Омана особо подчеркивал, что рассматривает эту страну «как одного из перспективных торговых и инвестиционных партнеров в регионе Залива».
События последних нескольких лет подтолкнули две страны к активизации двусторонних отношений, а 2024 год и вовсе можно считать началом нового в них этапа. Так, за последний год страны провели совместный бизнес-форум в Маскате, приняли участие в ряде выставочных мероприятий, подписали пакет межгосударственных договоренностей, а на Белорусской универсальной товарной бирже была заключена первая сделка по поставке сельхозпродукции из Белоруссии в Оман. Кроме того, в Султанате в августе побывали белорусская делегация во главе с министром антимонопольного регулирования и торговли Алексея Богданова, а в октябре – премьер-министр Роман Головченко. По итогам визитов был подписан ряд двусторонних соглашений и намечен план дальнейшего развития сотрудничества. Однако именно поездка в Оман Лукашенко может считаться кульминацией отношений двух стран последнего времени.
Накануне визита на портале Omandaily вышла статья Александра Лукашенко, в которой белорусский лидер постарался обрисовать свое видение двусторонних отношений и представить Белоруссию для тех, кто о ней еще недостаточно знает. Помимо всего прочего, он отметил, что у двух стран есть много общего, в том числе их стремление сохранять социальную направленность внутренней политики, а также выстраивать бесконфликтные отношения «со всеми близкими и далекими нам странами, независимо от их размера, политического веса и влияния в международных делах». Кроме того, президент Белоруссии предложил Оману сразу несколько направлений для дальнейшего сотрудничества. В частности, речь идет о наращивании поставок белорусской продукции самого широкого спектра, увеличении двусторонних инвестиций, а также совместном освоении новых рынков, в том числе через создание торгово-логистических хабов в обеих странах.
В течение всех дней своего визита белорусский лидер постоянно находился в контакте с высшим руководством Омана. В частности, 15 декабря во дворце «Аль-Алам» прошли его переговоры с султаном Омана Хайсамом бен Тареком Аль Саидом в расширенном составе с участием членов делегаций, а также в формате «один на один». По информации пресс-службы белорусского лидера, стороны «обсудили состояние и перспективы развития отношений, направления, по которым можно придать дополнительный импульс двустороннему сотрудничеству», а также «обменялись мнениями по актуальной международной повестке дня». Вечером в Маскате от имени султана состоялся официальный прием в честь президента Белоруссии.
На следующий день Лукашенко посетил Национальный музей Омана, после чего продолжил переговоры с султаном. Причем снова в «зарытом режиме». Лишь позже в совместном заявлении лидеров двух стран отмечалось, что стороны не только обсуждали вопросы экономического характера, но и «обменялись мнениями по региональным и международным вопросам, подтвердив свое уважение международного права и Устава Организации Объединенных Наций, подчеркнув важность сотрудничества в рамках международных организаций для обеспечения мира и безопасности».
Поэтому такой «секретный» формат переговоров был вполне объясним, что подтвердил и сам Лукашенко. По его словам, это связано с нынешней ситуацией вокруг Белоруссии и России и «поэтому мы не очень рассказываем о том, где встречаемся, с кем встречаемся и каких договоренностей достигли». При этом он подчеркнул, что султан Омана предложил стратегические направления сотрудничества, а стороны уже ищут площадку, на которой будут реализовываться проекты в сфере промышленной кооперации. В данном случае речь идет о порте и свободной экономической зоне (СЭЗ) «Сохар», который Лукашенко осмотрел 17 декабря.
Как было заявлено министром промышленности РБ Александром Ефимовым, именно в СЭЗ «Сохар» могут быть созданы совместные предприятия, а в последующем реализован проект по «формированию хаба белорусских промышленных товаров в Султанате Оман с целью продвижения наших товаров на рынке третьих стран». Причем, как позже сообщил Лукашенко, создание хаба было предложено султаном. В Белоруссии рассчитывают, что через создание такой площадки, имеющей выгодное географическое положение и налоговые льготы, смогут сделать серьезный шаг по наращиванию своего присутствия на рынках как Ближнего Востока, так и Африканского континента.
При этом в Минске порт «Сохар» рассчитывают использовать не только как перевалочную базу для своего экспорта в третьи страны, но и для поставок в Оман, где уже сегодня проявляют серьёзный интерес к продукции республики. Как отмечали представители белорусской делегации, сегодня Оман заинтересован в импорте молочной продукции, поставках детского питания, ветеринарных препаратов, вакцин и, конечно, аграрной техники и минеральных удобрений, хотя данный сегмент из-за пригодности лишь 1% территории Омана для сельхозработ пока не выглядит для Белоруссии основным.
В конечном счете по итогам визита Лукашенко в Оман стороны подписали ряд соглашений, среди которых меморандум о сотрудничестве между белорусским Минпромом и Министерством торговли, промышленности и продвижения инвестиций Омана. Стороны также договорились разработать конкретную дорожную карту с реальными проектами и уже к третьему кварталу 2025 года реализовать первые из них. Помимо этого, определенным прорывом в двустороннем сотрудничестве, который оказался возможен после визита Лукашенко, стало объявление о планах по организации в феврале следующего года прямого воздушного рейса между Минском и Маскатом, а в перспективе и открытия в Омане белорусского диппредставительства. Как отмечалось в совместном заявлении лидеров двух стран, они полны решимости «работать вместе для достижения общих целей и построения отношений на основе взаимного уважения и понимания».
Последовавший после пребывания в Омане визит Лукашенко в ОАЭ был лишь, на первый взгляд, менее насыщенным. Как сообщалось, в ходе поездки белорусский лидер уделил особое внимание «продолжению и развитию сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, гуманитарной и иных сферах, представляющих взаимный интерес». В частности, уже в аэропорту белорусский лидер провел переговоры с государственным министром внешней торговли Тани Бен Ахмедом Аль Зайуди, где заявил, что за несколько дней своего визита он «обсудит ряд вопросов наших отношений», а также встретится с инвесторами, которые работают в Белоруссии».
Следующий день Лукашенко посвятил вопросам взаимодействия в области высоких технологий и в первую очередь искусственного интеллекта. Президент Белоруссии встретился с министром инвестиций ОАЭ, исполнительным директором инвестиционного фонда ADQ Мохаммедом Хассаном Аль-Сувейди, а также провел переговоры с руководством компаний, работающих в области высоких технологий. Как отметил Лукашенко, он «будет делать все для содействия и развития данной темы в Белоруссии», а от встреч в ОАЭ ожидает предложения для развития этого направления в республике.
Последующие встречи белорусского лидера проходили без излишней шумихи, а об итогах власти республики решили лишний раз не распространяться. Однако именно этот факт может свидетельствовать об их важности, в том числе и с точки зрения международной повестки дня.
Таким образом, можно констатировать, что визиты А. Лукашенко в Оман и ОАЭ стали прологом для начала нового этапа взаимоотношений Белоруссии с этими странами. Более того, они являются решительным шагом Минска в направлении более активного освоения рынков Ближнего Востока с прицелом на Африканский континент. Помимо этого, немаловажным является и то, что Лукашенко в очередной раз доказал провал попыток стран Запада изолировать Белоруссию на международной арене и продемонстрировал нынешний внешнеполитический курс официального Минска, направленный на создание прочных связей с государствами Глобального Юга.
Это является еще одним подтверждением того, что старая система международных отношений и мировой торговли уходит в прошлое, а у Белоруссии появляется реальный шанс стать одним из главных акторов в процессе создания их новой модели.
________________________
Фото: https://president.gov.by