Миграционная проблема: партнеры часто критикуют Россию, а надо бы помогать - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.12.2024 |

Миграционная проблема: партнеры часто критикуют Россию, а надо бы помогать

Несмотря на ужесточение миграционной политики после теракта в «Крокус Сити», в России сохраняются явные черты миграционного кризиса. Его преодоление требует действенных мер по контролю за объемами и составом миграционных потоков.

Типичная черта миграционного кризиса – ярко выраженные проблемы, которые наблюдаются во взаимодействии коренного населения и мигрантов. Их признаком является не только недовольство местных жителей, которое может носить скрытый, латентный характер и в таком виде существовать десятилетиями, как это происходит в странах Западной и Северной Европы. Очевидный признак миграционного кризиса – беспорядки и столкновения с участием мигрантов, включая тех из них, кто недавно приобрел гражданство РФ. Наличие таких столкновений – явный признак начала перерастания кризиса из латентной в открытую стадию. Причем беспорядки не обязательно должны носить общенациональный характер, как это было летом этого года в Британии. Первоначально они, как правило, являются локальными.

Между тем в России только за прошлую неделю таких случаев было зафиксировано как минимум два. В Туве, по данными пресс-службы республиканского правительства, 12 декабря произошли нападения на мигрантов из Средней Азии после появления в социальных сетях ложного сообщения о том, что один из них напал на местную несовершеннолетнюю девушку, результатом чего стало ее заражение СПИДом. Этот инцидент подчеркивает накаленность миграционной обстановки – одного сообщения в соцсетях оказалось достаточно для того, чтобы спровоцировать несколько групповых нападений на мигрантов в столице республики Кызыле. Причем Тува – регион, где доля русского населения минимальна, и речь идет о противостоянии по линии нерусские – мигранты, а мигранты – коренное население.

Второй резонансный случай произошел в Новой Москве, где 40 подростков-мигрантов напали на троих местных учеников, в результате чего двоим из них потребовалась госпитализация.

Протестов в столице, где нападение оказалось вполне реальным, а не выдуманным, не последовало. Население крупных городов является гораздо более разрозненным. Сильные и разветвленные родственные и соседские связи у него исчезают, и потому способность к коллективным действиям гораздо ниже, чем у населения национальных регионов, где такие связи сохранились.

Характерным примером является ситуация в Якутии, где в январе этого года 18-летний выходец из Таджикистана, получивший гражданство России, убил 26-летнего местного жителя. После этого 24 января в Якутске вспыхнула стихийная акция протеста, а глава республики Айсен Николаев пообещал усилить контроль за привлечением мигрантов с тем, чтобы в регион не въезжали «криминальные элементы». Причем пять лет назад, в марте 2019 г., в Якутии уже проходили массовые акции протеста из-за резонансного преступления, которое также было совершено выходцами из Средней Азии.

Главная причина современного миграционного кризиса в России, как, впрочем, и в других индустриально развитых странах, – появление на их территории за сравнительно небольшой промежуток времени большого числа иноэтничных мигрантов, которые не знают языка или владеют им плохо, обладают иной культурой, религией и не адаптированы к местным социальным реалиям. Как следствие, их появление вызывает недовольство местного населения, которое начинает воспринимать миграцию как угрозу.

Положение усугубляется поведением самих мигрантов. Оставшись без контроля со стороны «своего» государства, а также старших членов семьи, родственников, соседей и не имея на новом месте сдерживающих факторов в виде семейно-родственных и соседских объединений, которые играют большую роль в общественной жизни на их родине, они начинают вести себя гораздо более «свободно». А резонансные преступления мигрантов вызывают растущее недовольство местного населения, что ведет к обострению межэтнических отношений.

В возникновении миграционного кризиса ключевую роль играют объемы миграционных потоков. Единого подхода в оценке цифры, с которой этот кризис начинается, не существует, но в целом принято рассматривать в качестве его порога 10% от численности местного населения. При этом выяснить, сколько же мигрантов реально находится в России, непросто, особенно после прекращения публикации миграционной статистики. По оценке МВД, приведенной в интервью первого замминистра МВД Александра Горового «Коммерсанту» в сентябре этого года, на территории России находились 6 млн 174 тыс. иностранных граждан, абсолютное большинство которых прибыли из азиатских стран СНГ. Поскольку в России на начало этого года, по данным Росстата, проживало 146,1 млн чел. (без учета новых регионов), до порога миграционного кризиса эта цифра не «дотягивает» более чем вдвое.

Однако необходимо учитывать и территориальную концентрацию мигрантов. Россия – страна огромная, а мигранты едут главным образом в столицы и соседние с ними регионы. По данным МВД РФ, за первое полугодие 2023 г. 20,4% всех регистраций иностранных граждан в России пришлось на Московскую область, которая является самым привлекательным для мигрантов регионом. Если в России, как считает МВД, находится 6,2 млн мигрантов, то 1 млн 259,5 тыс. из них должны проживать в Подмосковье. Среднегодовая численность населения Московской области за прошлый год составляла 8 млн 621,5 тыс. чел. То есть удельный вес мигрантов уже достигает 14,6% от численности населения региона (включая получивших российские паспорта и зарегистрированных по месту жительства уже как граждане РФ). А это в полтора раза больше порога миграционного кризиса. Не случайно именно в Подмосковье наиболее острыми являются проблемы формирования этнических анклавов, приема в школы детей мигрантов и, как следствие, обострения миграционной обстановки.

Несмотря на заметное ужесточение миграционной политики после теракта в «Крокус Сити Холле», сокращения иммиграции из Средней Азии незаметно. За январь-сентябрь 2024 г. общее число случаев въезда в Россию из трех стран Средней Азии – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, по данным Пограничной службы ФСБ, сократилось всего на 0,7%, фактически стабилизировавшись на уровне предыдущего года. При этом приток мигрантов из Таджикистана по сравнению с тем же периодом 2023 г. сократился на 17%, тогда как из Киргизии, напротив, увеличился на 7%, а из Узбекистан – на 8%. Трудовая иммиграция из Средней Азии в этом году не только не сократилась, но, напротив, продолжила расти. За январь-сентябрь этого года она увеличилась с 3 млн 107,1 тыс. до 3 млн 201,6 тыс. (на 3%).

Все это означает, что число мигрантов продолжает увеличиваться, а миграционный кризис – усугубляться. При этом 80% населения России, как следует из опроса «Хэдхантера», считают, что в их регионе проживает слишком много мигрантов. Причем за год доля считающих именно таким образом увеличилась на 21%.

Без принятия действенных мер по регулированию миграционных потоков, которые должны включать контроль за количеством и «качеством» мигрантов, в т.ч. уровнем владения ими русским языком, знанием законов, профессиональной квалификацией и т. п., миграционная ситуация продолжит ухудшаться. И это не принимая в расчет нарастание террористической угрозы со стороны мигрантов в связи с военными конфликтам на Украине и в Сирии.

Так, Таджикистан, как сообщил 19 декабря ресурс avesta.tj, вернул из лагеря беженцев в Сирии своих граждан в количестве 381 чел., среди которых могут быть мужчины, принимавшие участие в военных действиях на стороне исламских радикалов. В этих условиях Москва вынуждена и далее ужесточать миграционную политику, постепенно прекращая практику свободного въезда в РФ.

       

Необходимо сказать еще вот о чем: закономерное усиление контроля над мигрантами, предпринятое силовыми структурами России после «Крокуса», некоторыми представителями власти и СМИ стран Средней Азии оспаривается или даже критикуется. Представляется, что куда более полезными была бы не огульная критика, а более активная помощь Москве со стороны Ташкента, Душанбе и Бишкека в реализации новых, предлагаемых ею схем цивилизованного регламентированного подхода к трудовой миграции (внедрение механизма оргнабора, создание на территории республик центров доимиграционной подготовки выезжающих на заработки граждан для максимального облегчения процедуры их трудоустройства в РФ и др.). Это позволит контролировать объемы и состав направляющихся в РФ миграционных потоков.

Такие меры – в интересах всех заинтересованных сторон. Страны Средней Азии получат гарантированное трудоустройство мигрантов и гарантию защиты их прав на территории России, а сама она – возможность упорядочить миграционные потоки и снизить остроту миграционного вопроса.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
828
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика