Несмотря на ужесточение миграционной политики после теракта в «Крокус Сити», в России сохраняются явные черты миграционного кризиса. Его преодоление требует действенных мер по контролю за объемами и составом миграционных потоков.
Типичная черта миграционного кризиса – ярко выраженные проблемы, которые наблюдаются во взаимодействии коренного населения и мигрантов. Их признаком является не только недовольство местных жителей, которое может носить скрытый, латентный характер и в таком виде существовать десятилетиями, как это происходит в странах Западной и Северной Европы. Очевидный признак миграционного кризиса – беспорядки и столкновения с участием мигрантов, включая тех из них, кто недавно приобрел гражданство РФ. Наличие таких столкновений – явный признак начала перерастания кризиса из латентной в открытую стадию. Причем беспорядки не обязательно должны носить общенациональный характер, как это было летом этого года в Британии. Первоначально они, как правило, являются локальными.
Между тем в России только за прошлую неделю таких случаев было зафиксировано как минимум два. В Туве, по данными пресс-службы республиканского правительства, 12 декабря произошли нападения на мигрантов из Средней Азии после появления в социальных сетях ложного сообщения о том, что один из них напал на местную несовершеннолетнюю девушку, результатом чего стало ее заражение СПИДом. Этот инцидент подчеркивает накаленность миграционной обстановки – одного сообщения в соцсетях оказалось достаточно для того, чтобы спровоцировать несколько групповых нападений на мигрантов в столице республики Кызыле. Причем Тува – регион, где доля русского населения минимальна, и речь идет о противостоянии по линии нерусские – мигранты, а мигранты – коренное население.
Второй резонансный случай произошел в Новой Москве, где 40 подростков-мигрантов напали на троих местных учеников, в результате чего двоим из них потребовалась госпитализация.
Протестов в столице, где нападение оказалось вполне реальным, а не выдуманным, не последовало. Население крупных городов является гораздо более разрозненным. Сильные и разветвленные родственные и соседские связи у него исчезают, и потому способность к коллективным действиям гораздо ниже, чем у населения национальных регионов, где такие связи сохранились.
Характерным примером является ситуация в Якутии, где в январе этого года 18-летний выходец из Таджикистана, получивший гражданство России, убил 26-летнего местного жителя. После этого 24 января в Якутске вспыхнула стихийная акция протеста, а глава республики Айсен Николаев пообещал усилить контроль за привлечением мигрантов с тем, чтобы в регион не въезжали «криминальные элементы». Причем пять лет назад, в марте 2019 г., в Якутии уже проходили массовые акции протеста из-за резонансного преступления, которое также было совершено выходцами из Средней Азии.
Главная причина современного миграционного кризиса в России, как, впрочем, и в других индустриально развитых странах, – появление на их территории за сравнительно небольшой промежуток времени большого числа иноэтничных мигрантов, которые не знают языка или владеют им плохо, обладают иной культурой, религией и не адаптированы к местным социальным реалиям. Как следствие, их появление вызывает недовольство местного населения, которое начинает воспринимать миграцию как угрозу.
Положение усугубляется поведением самих мигрантов. Оставшись без контроля со стороны «своего» государства, а также старших членов семьи, родственников, соседей и не имея на новом месте сдерживающих факторов в виде семейно-родственных и соседских объединений, которые играют большую роль в общественной жизни на их родине, они начинают вести себя гораздо более «свободно». А резонансные преступления мигрантов вызывают растущее недовольство местного населения, что ведет к обострению межэтнических отношений.
В возникновении миграционного кризиса ключевую роль играют объемы миграционных потоков. Единого подхода в оценке цифры, с которой этот кризис начинается, не существует, но в целом принято рассматривать в качестве его порога 10% от численности местного населения. При этом выяснить, сколько же мигрантов реально находится в России, непросто, особенно после прекращения публикации миграционной статистики. По оценке МВД, приведенной в интервью первого замминистра МВД Александра Горового «Коммерсанту» в сентябре этого года, на территории России находились 6 млн 174 тыс. иностранных граждан, абсолютное большинство которых прибыли из азиатских стран СНГ. Поскольку в России на начало этого года, по данным Росстата, проживало 146,1 млн чел. (без учета новых регионов), до порога миграционного кризиса эта цифра не «дотягивает» более чем вдвое.
Однако необходимо учитывать и территориальную концентрацию мигрантов. Россия – страна огромная, а мигранты едут главным образом в столицы и соседние с ними регионы. По данным МВД РФ, за первое полугодие 2023 г. 20,4% всех регистраций иностранных граждан в России пришлось на Московскую область, которая является самым привлекательным для мигрантов регионом. Если в России, как считает МВД, находится 6,2 млн мигрантов, то 1 млн 259,5 тыс. из них должны проживать в Подмосковье. Среднегодовая численность населения Московской области за прошлый год составляла 8 млн 621,5 тыс. чел. То есть удельный вес мигрантов уже достигает 14,6% от численности населения региона (включая получивших российские паспорта и зарегистрированных по месту жительства уже как граждане РФ). А это в полтора раза больше порога миграционного кризиса. Не случайно именно в Подмосковье наиболее острыми являются проблемы формирования этнических анклавов, приема в школы детей мигрантов и, как следствие, обострения миграционной обстановки.
Несмотря на заметное ужесточение миграционной политики после теракта в «Крокус Сити Холле», сокращения иммиграции из Средней Азии незаметно. За январь-сентябрь 2024 г. общее число случаев въезда в Россию из трех стран Средней Азии – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, по данным Пограничной службы ФСБ, сократилось всего на 0,7%, фактически стабилизировавшись на уровне предыдущего года. При этом приток мигрантов из Таджикистана по сравнению с тем же периодом 2023 г. сократился на 17%, тогда как из Киргизии, напротив, увеличился на 7%, а из Узбекистан – на 8%. Трудовая иммиграция из Средней Азии в этом году не только не сократилась, но, напротив, продолжила расти. За январь-сентябрь этого года она увеличилась с 3 млн 107,1 тыс. до 3 млн 201,6 тыс. (на 3%).
Все это означает, что число мигрантов продолжает увеличиваться, а миграционный кризис – усугубляться. При этом 80% населения России, как следует из опроса «Хэдхантера», считают, что в их регионе проживает слишком много мигрантов. Причем за год доля считающих именно таким образом увеличилась на 21%.
Без принятия действенных мер по регулированию миграционных потоков, которые должны включать контроль за количеством и «качеством» мигрантов, в т.ч. уровнем владения ими русским языком, знанием законов, профессиональной квалификацией и т. п., миграционная ситуация продолжит ухудшаться. И это не принимая в расчет нарастание террористической угрозы со стороны мигрантов в связи с военными конфликтам на Украине и в Сирии.
Так, Таджикистан, как сообщил 19 декабря ресурс avesta.tj, вернул из лагеря беженцев в Сирии своих граждан в количестве 381 чел., среди которых могут быть мужчины, принимавшие участие в военных действиях на стороне исламских радикалов. В этих условиях Москва вынуждена и далее ужесточать миграционную политику, постепенно прекращая практику свободного въезда в РФ.
Необходимо сказать еще вот о чем: закономерное усиление контроля над мигрантами, предпринятое силовыми структурами России после «Крокуса», некоторыми представителями власти и СМИ стран Средней Азии оспаривается или даже критикуется. Представляется, что куда более полезными была бы не огульная критика, а более активная помощь Москве со стороны Ташкента, Душанбе и Бишкека в реализации новых, предлагаемых ею схем цивилизованного регламентированного подхода к трудовой миграции (внедрение механизма оргнабора, создание на территории республик центров доимиграционной подготовки выезжающих на заработки граждан для максимального облегчения процедуры их трудоустройства в РФ и др.). Это позволит контролировать объемы и состав направляющихся в РФ миграционных потоков.
Такие меры – в интересах всех заинтересованных сторон. Страны Средней Азии получат гарантированное трудоустройство мигрантов и гарантию защиты их прав на территории России, а сама она – возможность упорядочить миграционные потоки и снизить остроту миграционного вопроса.