Современная ситуация в Грузии, где западные «опекуны» стремятся спровоцировать новый националистический угар вкупе с кризисной обстановкой в Абхазии требует дальнейшего укрепления военно-политического и экономического взаимодействия России с Республикой Южная Осетия (РЮО). Итоги года показывают значимые результаты такого взаимодействия. Что тем более актуально, так как южная граница РЮО, союзника России, расположена лишь в 30-40 км от Тбилиси.
Москва и Цхинвал предметно реагируют на означенную ситуацию. Так, Совет Федерации в конце ноября с. г. единогласно одобрил ратификацию дополнительного стратегического документа РФ и Южной Осетии – договора «О развитии военно-технического сотрудничества» (ВТС). Как отметил член комитета Совфеда по международным делам Алексей Кондратьев, ратификация данного документа «будет способствовать укреплению межгосударственной, региональной и в целом международной безопасности. Плюс к тому реализация этого документа «поможет поднять отношения России и Южной Осетии на новый стратегический уровень».
Закон о ратификации договора по ВТС подписан президентом РФ Владимиром Путиным 23 ноября с. г. Напомним в этой связи, что еще 15 сентября 2009 г. было подписано соглашение между РФ с РЮО «О сотрудничестве в военной области», а 7 апреля 2010-го – договор «Об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия». Оба эти документа не имеют ограничений по сроку действия. А ратифицированный договор о ВТС тем более укрепляет оборонную безопасность России и Южной Осетии, поскольку с учетом этого документа сформирована комплексная система военно-политического союзничества РФ и РЮО.
Показательно, что президент РЮО Алан Гаглоев в середине августа с. г. выступил за полноправное участие республики в Союзном государстве (СГ) России и Белоруссии. Это, по мнению главы РЮО, – «один из наиболее перспективных вариантов для Южной Осетии, максимально обеспечивающий ее безопасность и комплексное сотрудничество с РФ и Белоруссией». Ведь «любое вооруженное нападение на Южную Осетию Россия (по упомянутым соглашениям с РЮО. – Ред.) будет рассматривать как агрессию против себя». Разумеется, этот фактор «действует на радикальные круги в Грузии, удерживая их от провокаций».
Вступление же РЮО в Союзное государство позволит сформировать общеевразийское, притом единое оборонное пространство до Закавказья включительно. Что весьма актуально с учетом текущей геополитической ситуации вблизи России, Белоруссии и Южной Осетии. По имеющейся информации, в качестве варианта участия Юго-Осетии в СГ может быть рассмотрен статус РЮО как ассоциированного участника или страны-наблюдателя в СГ (так как между Белоруссией и РЮО пока нет официальных дипотношений).
Тем временем активно развивается и экономическое сотрудничество Южной Осетии с Россией. Среди стимулов в этой сфере – поэтапное распространение на РЮО таможенных правил Евразийского экономического союза. По данным замминистра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача (июль с. г.), реализуется переход республики на таможенное законодательство ЕАЭС в полном объеме. По имеющимся данным, это произойдет если не в первом квартале 2025-го, то не позже 1-го полугодия будущего года. Тем самым Южная Осетия включится в евразийское экономическое пространство.
Республика располагает крупными запасами высококачественных руд многих цветных (особенно никеля, олова, цинка, кобальта и свинца) и редкоземельных металлов. Что имеет значимость и для оборонной отрасли РФ и РЮО, производства продукции двойного назначения для обеих сторон. А, например, гидроэнергетические ресурсы РЮО более чем втрое превышают потребности республики в электроэнергии: иначе говоря, она способна экспортировать гидроэлектроэнергию.
Вдобавок республика располагает колоссальными запасами целебных минвод, в 1970-х – начале 1980-х здесь были разведаны запасы высококачественной нефти. Но в период пребывания Юго-Осетии в составе Грузии эти ресурсы практически не осваивались: Южная Осетия оставалась аграрно-сырьевым придатком.
Минеральные ресурсы Южной Осетии
С помощью России поэтапно осваиваются вышеназванные ресурсы (например, «редкоземов» и руд ряда цветметаллов). Так, в апреле правительство РЮО и группа компаний «Стройпрогресс» (РФ) подписали соглашение о доразведке и освоении запасов нефти. В середине сентября российский инвестор уже приступил к пробному бурению на нефть невдалеке от столицы республики Цхинвала. В дальнейшем нефтяные запасы будут уточнены в трех других районах РЮО.
«Республика в настоящее время не может развивать самостоятельно ряд отраслей, включая нефтяную, – отмечает президент РЮО А. Гаглоев. – Необходимо участие, прежде всего, российских инвесторов. В рамках этого соглашения мы уже делаем первые совместные шаги по созданию новой – нефтяной отрасли Южной Осетии».
Кроме того, с помощью России в текущему году введены в действие три крупных предприятия – по комплексной переработке овощей и фруктов, выпуску базальтового волокна (повышает прочность строительно-монтажных конструкций) и переработке натурального строительного сырья (гранит, мрамор, диабаз, лазурит). Эти объекты, работая на местном сырье и полностью обеспечивая потребности республики, поставляют свою продукцию с осени с. г. и в Россию.
Примечательно и то, что Южная Осетия за последние 5 лет более чем вдвое нарастила поставки в Россию текстиля, овощей и фруктов, винной продукции, минеральных вод, а также субтропической древесины, лекарственного натурального сырья. В свою очередь, до 90% южноосетинского импорта приходится на РФ, в том числе 100% импорта нефти, нефтепродуктов и природного газа.
Причем в Южной Осетии – в отличие от Абхазии – неукоснительно осуществляются платежи за импорт (как и бартерные поставки), другие внешнеторговые расчеты.
На реализацию инвестиционной «Программы содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2023-2025 годы» Россия выделила 3,587 млрд рублей: в 2023 году – 1,157 млрд рублей, в 2024 и 2025 гг. – по 1,215 млрд. Эти суммы периодически корректируются в основном в большую сторону. Как отмечает Д. Вольвач, «у нас в РЮО уже несколько проектов, которые получили возможность бюджетной поддержки (из РФ. - Ред.) и участвовать в программах льготного финансирования». Тем самым в республике образуются новые точки инвестиционного роста.
С учетом упомянутых факторов, включая геополитический, резонно предположить, что вскоре будет переведён в практическую плоскость давний проект железной дороги между РФ (Северная Осетия) и Южной Осетией: Алагир–Цхинвал примерно в 160 км. Экономическая и военно-политическая значимость этого проекта, разработанного еще в первой половине 1950-х, достигла к настоящему времени максимума. В руководстве Грузинской ССР в свое время по понятной причине отвергали данный проект. Но еще в 2008-м Москвой и Цхинвалом планировалось создание такой артерии.
Кстати, в Южном федеральном округе предложили в начале 2000-х и в середине 2010-х создать новые железные дороги между ЮФО и Закавказьем, в том числе с Южной Осетией (и Абхазией), что укрепило бы экономические взаимосвязи столь обширного региона РФ и в целом России с Закавказьем. Не говоря уже о геополитической значимости этих проектов. Вдобавок те же проекты с учетом планируемой на Северном Кавказе новой стальной магистрали Запад-Восток (Адлер–Черкесск–Кисловодск) сформируют дополнительную железнодорожную систему Кавказское Причерноморье РФ–Северный Кавказ–Закавказье.
Отметим также, что развиваются, по информации южно-осетинских экономических ведомств (2023-24 гг.), внешнеторговые связи РЮО с Белоруссией, Казахстаном, Приднестровьем, Абхазией, российским Крымом, с новыми воссоединенными регионами РФ. Налаживаются такие связи также с Венесуэлой, Никарагуа, Ираном, Италией, республикой Сан-Марино. До конца ноября эти связи развивались с Сирией.
Словом, комплексное стратегическое партнерство РФ и Южной Осетии в полной мере отвечает бессрочным политико-экономическим интересам обеих сторон. Укрепляя, в свою очередь, позиции двух союзных стран в мирохозяйственных взаимосвязях и в международной геополитике.