За период после распада СССР между большинством его бывших республик, ставших независимыми государствами, отношения прошли довольно сложный путь от открытого противостояния до самого тесного сотрудничества. Существующие сегодня на постсоветском пространстве объединения прямо указывают на то, что интеграция для многих стран, участвующих в них, стала восприниматься как неизбежный и крайне важный для будущего процесс.
Это в очередной раз подтвердили прошедшие под Санкт-Петербургом 25-26 декабря неформальный саммит глав стран Содружества Независимых Государств и заседание Высшего Евразийского экономического совета.
Традиция проводить неформальные встречи глав государств СНГ существует давно. Всего в рамках Содружества было проведено 22 неформальных саммита, а также пять таких встреч в ограниченном составе. Причем в последние годы стало традицией встречаться в Санкт-Петербурге накануне Нового года. Как правило, подобные встречи не имеют официальной повестки дня, а на них главы государств в неформальной обстановке подводят итоги года и обсуждают планы на будущее. Не стал исключением и нынешний год – Владимир Путин пригласил своих коллег по СНГ в курортный комплекс «Игора», расположенный недалеко от Санкт-Петербурга. Здесь сторонам предстояло подвести итоги российского председательства в Содружестве в 2024 году, обменяться мнениями по актуальным темам международной повестки дня, а также обсудить ряд иных вопросов, в том числе подготовку к празднованию в Москве 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Необходимо заметить, что накануне неформальной встречи Владимир Путин провел переговоры с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. В ходе беседы лидеры обсудил вопросы двусторонних отношений, региональной и глобальной безопасности, в том числе ситуацию в Афганистане, а также международную обстановку и перспективы председательства Душанбе в СНГ в 2025 году.
Сама неформальная встреча глав СНГ не преподнесла никаких сюрпризов, за исключением отказа приехать в Россию премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который сослался на то, что у него был обнаружен коронавирус. При этом стоит напомнить, что армянский премьер второй год старается избегать саммитов с участием Белоруссии и России и недавно заявил о возможном выходе страны из Организации Договора о коллективной безопасности. Кроме того, он привел отношения Еревана и Минска к одному из самых низких уровней за последние десятилетия, хотя ссориться с Москвой в открытую пока не решился.
Вместе с тем отсутствие Пашиняна на саммите не смутило тех, кто приехал на российский курорт, а сама встреча прошла в спокойной атмосфере, хотя и была огорчена падением 25 декабря в Казахстане самолета, выполнявшего рейс Баку – Грозный. Это стало причиной возращения в Азербайджан Ильхама Алиева, а встреча лидеров СНГ началась с выражения Владимиром Путиным соболезнований.
В своей речи российский лидер прошёлся по основным вопросам сотрудничества стран в рамках СНГ, отметив продолжающийся рост товарооборота России со странами объединения (более 10% и порядка $93 млрд), постоянно увеличивающийся совокупный ВПП Содружества (порядка 4,7% к концу года) и постепенный отказ от доллара во взаимных расчётах (более 85% сделок совершается в национальных валютах). Кроме того, российский лидер поддержал идею создать при СНГ Международную ассоциацию добровольческих и некоммерческих организаций, предложил усилить сотрудничество в сфере импортозамещения. И снова пригласил всех глав стран объединения на празднование 80-летия Великой Победы в Москве, отметив, что «мы должны стремиться к сохранению исторический правды о событиях тех лет». В целом выступление В. Путина можно назвать подведением итогов 2024 года и стремлением стимулировать участников СНГ к дальнейшему развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве.
После протокольной части лидеры стран СНГ отправились на неформальное общение, в ходе которого за закрытыми дверями в течение нескольких часов обсуждали интересующие их вопросы как в рамках Содружества, так и по международной проблематике. Затем они продолжили беседу в формате завтрака, а после этого президенты Белоруссии и России Александр Лукашенко и Владимир Путин провели почти полуторачасовую беседу «один на один». Позже стало известно, что два лидера говорили о вопросах безопасности, кооперации стран в различных областях, а также об экономике и пр. Как и предполагалось, никаких документов или заявлений для прессы по итогам неформальной встречи сделано не было. Однако вряд ли стоит считать, что саммит прошел без каких-либо результатов, так как его отголоски были заметны на следующий день, когда встретились уже лидеры стран ЕАЭС.
Заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором рассматривалось порядка двух десятков вопросов, проходил, как обычно, в двух форматах: узком и расширенном. В нем приняли участие главы всех пяти стран ЕАЭС: помимо российского и белорусского президентов, это лидеры Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Киргизии Садыр Жапаров и даже Никол Пашинян, который все же решил связаться со своими коллегами по видеосвязи.
При этом именно последний факт стал причиной небольшой пикировки между армянским премьером и А. Лукашенко. Белорусский лидер предложил провести следующий саммит в конце мая 2025 года в Минске, так как председательство в ЕАЭС от Армении переходит к Белоруссии, и совместить его с Евразийским экономическим форумом. При этом он попросил всех «присутствовать на заседаниях, а не по телевизору рассказывать, как они будут с нами сотрудничать». В ответ Пашинян сообщил, что Ереван не станет отправлять свою делегацию в белорусскую столицу, а будет участвовать онлайн, и на уточняющий вопрос Лукашенко отметил, что он «по этому поводу выступил с публичным заявлением, и это заявление остается в силе». Речь в данном случае идет о недовольстве Еревана сотрудничеством Минска и Баку, что уже привело к практически полной заморозке прямых политических отношений между странами и запрету армянским чиновникам посещать Белоруссию.
Тем не менее подобные трения не изменили общий ход и планы саммита. Сначала стороны общались в узком составе, где В. Путин, напомнив, что в 2024 году исполнилось 10 лет Договору об учреждении ЕАЭС, подчеркнул, что объединение утвердилось в качестве одного из самостоятельных и самодостаточных центров формирующегося многополярного мира и продолжает динамично развиваться. При этом он отметил, что интеграционное взаимодействие приносит реальную выгоду каждому из участников объединения, а также помогает обеспечивать стабильный, устойчивый рост экономик государств «пятерки».
Как стало известно позже, лидеры стран ЕАЭС обсудили темы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, распределение сумм ввозных таможенных пошлин, гармонизации законодательства стран-участниц Союза, а также взаимодействие с третьими странами и многое другое. Также поднимались вопросы о механизмах и принципах ротации должностей членов коллегии Евразийской экономической комиссии, о бюджете, об обязательствах Белоруссии в области государственной поддержки сельского хозяйства и пр. Как отметил позже А. Лукашенко, «дебаты были действительно очень серьезные – от зарплаты до нефти и газа», и он даже попросил «дать полгода для того, чтобы мы проанализировали штатное расписание и заработную плату и наконец-то разрешили вопрос, который ставит комиссия по повышению заработной платы».
Подобный формат общения на закрытой части саммита привел к тому, что лидеры решили, что на расширенном заседании они не будут выступать со своими заявлениями, за исключением Пашиняна, который подвел итоги председательства Армении, а также руководителей Белоруссии как будущего председателя и стран-наблюдателей – Кубы и Узбекистана. Лукашенко был довольно краток, отметив, что белорусская сторона письменно направит основные направления председательства в ЕАЭС в 2025 году странам «пятерки».
Выступавший по видеотрансляции президент Кубы Мигель Марио Диас-Канель Бермудес подтвердил приверженность его страны развитию взаимовыгодного сотрудничества с ЕАЭС. В свою очередь, лидер Узбекистана Шавкат Мирзиёев рассказал об итогах сотрудничества с государствами ЕАЭС, а также назвал ряд направлений, которым Ташкент планирует уделить особое внимание: расширение торговых операций, устранение торговых барьеров, подключение к программам промышленной и аграрной кооперации, взаимодействие в области цифровых технологий, а также расширение туристических обменов, для чего планируется разрешить гражданам стран ЕАЭС въезжать в Узбекистан по внутренним документам.
Итогом саммита лидеров ЕАЭС стало подписание ряда документов, которые стороны обсуждали ранее и по которым на заседании пришли к единому мнению. В частности, помимо решения о принятия бюджета на 2025 год, было подписано соглашение о единой системе таможенного транзита Союза и третьей стороны, в котором определены «фундаментальные правовые основы для заключения отдельных международных договоров ЕАЭС с третьими странами о создании единой транзитной системы». Также были одобрены изменения в Договоре о Евразийском союзе, касающиеся «особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер». Теперь производители получат более ясную процедуру урегулирования разногласий в случае применения государством-членом права вето в отношении защитной меры.
Помимо этого, были утверждены основные направления международной деятельности на 2025 год, среди которых развитие евразийских транспортных коридоров, создание благоприятных внешнеэкономических условий для бизнеса, расширение диалога с ШОС, АСЕАН, БРИКС, СНГ, Союзным государством и прочими международными структурами «в контексте идеи Большого Евразийского партнерства». Важнейшим решением стало предоставление Ирану статуса государства – наблюдателя при ЕАЭС.
В целом прошедшие в конце года саммиты лидеров стран СНГ и ЕАЭС можно назвать еще одним важным свидетельством того, что процессы интеграции на постсоветском пространстве не остановились, а продолжают успешно развиваться. Более того, стало очевидно, что большинство республик бывшего СССР, даже после более чем трех десятков лет, минувших с момента распада Советского Союза, по-прежнему сохраняют связи, которые существовали межу ними ранее, и видят необходимость в усилении политического и экономического сотрудничества.
_______________________
Фото: http://www.kremlin.ru/