Российская Федерация активно налаживает мосты с КНР и КНДР как в переносном, так и в самом прямом значении этого слова. Страны восстанавливают движение пассажирских поездов и автобусов, строят планы создания новых соединяющих их транспортных артерий. Выгода для России заключается в возможности заработать за счёт необъятного китайского туристического рынка. В целом же на российском Дальнем Востоке образуется мощный транспортный хаб, который будет служить не только для туристических целей, но и для промышленных.
Стабильное пассажирское сообщение
С 16 декабря после почти пятилетнего перерыва возобновил работу пограничный пункт на железнодорожном маршруте между китайским населённым пунктом Суйфэньхэ и российским Гродеково (их разделяет всего 20 км расстояния). Маршрут популярный, он был запущен ещё в 1990-х, но в феврале 2020-го из-за ковида закрылся. Теперь же он вновь эксплуатируется, причем пользующиеся им жители Поднебесной могут попасть в Приморье по российским электронным визам. На других маршрутах для пересечения границы им всё ещё требуется традиционная виза.
У железнодорожников в регионе теперь прибавилось работы. «Установили камеры хранения, терминалы покупки билетов на русском, китайском и английском языках. Сделали в залах много розеток для зарядки телефонов», – рассказала начальник вокзала в Гродеково Дарья Пантюхова. Журналисты пообщались и с первыми китайскими туристами, воспользовавшимися возобновлённым маршрутом. «Поедем сначала в Приморье, затем через Благовещенск вернемся обратно в Китай. Как первые пассажиры хотим рассказать много интересного о вашей стране», – сообщила одна из женщин.
Для граждан России ситуация, правда, выглядит сложнее. Возобновление работы погранпункта не означает упрощение пути приморцев в Китай, так как билеты на поезд в Гродеково нельзя забронировать заранее. «Билеты на поезд можно приобрести только непосредственно в день отправления, если на момент покупки будут свободные места. У китайцев приоритет, получается», – сетуют приморцы в соцсетях.
Восстановленный маршрут действует ежедневно: поезд отправляется из Суйфэньхэ в 09:52 и из Гродеково в 03:43. Без сомнений, возобновление железнодорожного пассажирского сообщения способствует развитию китайско-российского экономического сотрудничества: сильно оживится трансграничный туризм. Спрос на такого рода поездки растёт, ибо туристический рынок Китая восстановился после пандемии. В 2023 году Китай посетили почти 998 тыс. туристов из РФ, а в Россию приехали 477 тыс. китайских туристов. Это может стимулировать и приграничную торговлю.
Немногим ранее, 10 декабря, первые автобусы с пассажирами поехали по международному мосту через реку Амур. Теперь регион обеспечен круглогодичным и стабильным международным пассажирским сообщением между Благовещенском (РФ) и Хэйхэ (КНР). Время в пути составляет примерно два часа и двадцать минут, пограничный контроль осуществляется на КПП «Кани-Курган». В первый день его работы новым транспортным коридором воспользовались до 200 пассажиров с российской стороны и столько же – с китайской. Гости из КНР активно делятся с соотечественниками впечатлениями от пребывания в России. Так, один китайский видеоблогер, проехавший на автобусе по мосту, поведал, что «здание российского терминала очень маленькое, не сравнить с нашим». В то же время китаец отметил, что на российской стороне ему показалось очень удобно – везде надписи на родном языке.
Возможности и проблемы
Начало пассажирских перевозок через автомобильный мост Благовещенск – Хэйхэ – это еще одна важная веха в развитии сотрудничества Амурской области и провинции Хэйлунцзян. Как отметила замминистра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Светлана Попова, отныне пассажирские перевозки между двумя городами выведены на круглогодичный, регулярный и комфортный уровень. «Теперь люди могут планировать свои поездки, не опасаясь срыва путешествия в межсезонье и по причине непогоды. Сейчас созданы современные условия для обслуживания пассажиров, пока в реверсивном режиме. Мы ожидаем, что в следующем году уже в полном объеме начнёт работу пассажирское и грузовое направления», – отметила Попова.
Пока что пассажирский терминал пункта пропуска «Кани-Курган» запустили в ограниченном режиме. «Близкое соседство с Китаем – особенность Амурской области, что даёт большие возможности для развития региона. Международный автомобильный мост, по которому запустили движение пассажирских автобусов – важная часть транспортного коридора, который развивается в Приамурье. Пока строится постоянный пункт пропуска, мы планомерно работаем над расширением видов грузов, которые можно перевозить по мосту. Строится сухой порт, что свяжет автомобильный мост с железной дорогой. Полностью пункт пропуска "Кани-Курган" будет сдан в следующем году, и мост выйдет на полную загрузку», – сказал губернатор Амурской области Василий Орлов.
Также планируется введение в эксплуатацию грузопассажирского понтонного моста между Китаем и Приамурьем. Пока он не начал работу, перевозки продолжатся судами на воздушной подушке. «Также в зимний период у нас есть авиационное сообщение с Китаем: авиакомпания "Ираэро" раз в неделю летает в Харбин. Летом продолжится речное сообщение на теплоходах. А в 2026 году планируется запуск канатной дороги. Эти объекты имеют важное значение как для экономического развития региона, так и для укрепления международных связей между Россией и Китаем», – информирует С. Попова.
В то же время эксплуатация моста через Амур не обходится без сложностей. Недавно там возникла пробка, в которой скопилось свыше сотни транспортных фур: время ожидания составило около двух, а то и трёх суток. В амурском Минтрансе предположили, что перевозчики стараются выполнить заказы до нового года, с чем и связан наплыв большегрузов, едущих из Благовещенска в Хэйхэ. Кроме того, движение по мосту не круглосуточное, а пункт пропуска «Кани-Курган» работает пока не на полную мощность. Пробка не затронула пассажиропоток, так как для автобусов выделена своя отдельная полоса, а вот водителям фур пришлось несладко.
По словам пострадавших, ситуация усугубилась тем, что на российской стороне (в отличие от китайской) отсутствует должная инфраструктура, позволяющая водителям комфортно проводить время в ожидании. Приём и пропуск большого количества машин ведётся недостаточно быстро. К тому же ещё в сентябре временно убрали электронную очередь и пришлось пользоваться живой. Только возникновение затруднительной ситуации заставило транспортные власти возобновить работу сервиса «Электронная очередь». Ввиду стратегической важности транспортного потока через Амур затором на мосту заинтересовалась транспортная прокуратура Благовещенска, взявшаяся за расследование.
Тут нужно учитывать тот факт, что строительство постоянного пункта пропуска «Кани-Курган» ещё идёт. Новый комплекс заменит собой временные сооружения из модульных конструкций, подготовленные для погранперехода, открытого на мосту Благовещенск – Хэйхэ летом 2022 года. Согласно проекту, пропускная способность постоянного погранперехода составит 630 единиц грузового автотранспорта, 164 – пассажирского (автобусы) и 68 – легковых автомобилей.
Российских туристов ждут и в Северной Корее
С 16 декабря возобновлено и сообщение с Корейской Народной Демократической Республикой, также приостановленное в 2020-м из-за ковид-пандемии. Поезд № 645/646, курсирующий между Туманганом (КНДР) и Хасаном (Приморье), отправляется три раза в неделю (по понедельникам, средам и пятницам). Власти Приморья считают, что это направление будет востребованным. «Город Расон, Чхонджин в КНДР тоже очень интересны для путешествий», – рассказал руководитель Агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков.
В поселке Хасан находится единственный в России железнодорожный пункт пропуска на границе с КНДР. Расстояние между станциями всего пять километров. В Северную Корею можно попасть либо в составе туристической группы, либо по спискам, если есть виза. Раньше поезда ходили по договоренности между странами, теперь есть чёткое расписание – составы курсируют три раза в неделю. Стоимость билета в одну сторону очень дешёвая – всего 380 рублей. Повышенного спроса на рейс ждут к новогодним праздникам. Дело в том, что в КНДР открыт горнолыжный курорт Масикрен – зимняя визитка Северной Кореи, которая уже обрела популярность среди российских туристов.
Лицензированные туроператоры по КНДР предлагают россиянам разные варианты поездок туда: минимальная стоимость – 100 тысяч рублей. «Страна закрыта от всего мира, но для российских туристов она открыта. И не только в том плане, что открыли границы, приезжайте. Нет – она открыта душой. Приезжаешь туда и чувствуешь, что приехал к людям, которые тебя ждут, которые к тебе хорошо относятся и готовы сделать всё, лишь бы твой отпуск сложился», – свидетельствует эксперт Российского союза туриндустрии Инна Мухина. По её словам, зачастую представления едущих в КНДР соотечественников сильно не совпадают с реальностью. «Туристы, которые приехали, говорят, что ожидали увидеть маленькие, низенькие домики с грунтовыми дорогами. А увидели строящийся Пхеньян и 70-этажные небоскребы – и их это все просто поражает», – говорит Мухина.
В целом следует отметить, что создающийся на российском Дальнем Востоке транспортный кластер одинаково нужен для обслуживания как пассажиропотоков, так и для нужд промышленного обмена, учитывая интенсификацию трансграничных экономических связей. Только за первые три квартала 2024 года грузооборот на Дальнем Востоке вырос на 10%. Здесь активно запускаются производства и модернизируются логистические объекты: автодороги, железнодорожные пути, морские и речные порты. Также ведётся строительство автотранспортного коридора из Санкт-Петербурга во Владивосток. Ещё одно направление развития – строительство логистических центров, которые сделают перевозку и доставку товаров удобнее и быстрее.
Но в регионе есть и ряд проблем, которые тормозят развитие логистической отрасли. Так, состояние автодорог ниже среднероссийского уровня, что создаёт заторы и повышенную амортизацию транспорта. Поэтому на модернизацию здешней дорожной сети до 2026 года планируется потратить 100,7 млрд рублей из федерального бюджета. Также в не слишком удовлетворительном состоянии пребывают и подъездные пути к пограничным пунктам, что вызывает очереди и задержки в доставке грузов. Чувствуется сильная нехватка специалистов в сфере логистики – до 20% вакансий остаются незакрытыми. Требуется развивать IT-решения, которые помогают модернизировать и автоматизировать логистические процессы. Всё это проблемы, безусловно, решаемые, но решать их следует безотлагательно.