Прошедший год продемонстрировал дальнейшее укрепление экономической интеграции в рамках ЕАЭС. В то же время всё больше число стран дальнего зарубежья официально заявляло о заинтересованности в более тесном взаимодействии с Союзом - вплоть до создания зон свободной торговли. При том, что эти страны не поддаются западному прессингу насчет их участия в антироссийских и антибелорусских санкциях.
Так, в ходе заседания межправительственного совета ЕАЭС, состоявшегося в феврале 2024 г. в Алматы, были приняты стратегические решения, нацеленные на межгосударственное стимулирование кооперационных и в целом интеграционных процессов в Союзе. Одобрен доклад «О ходе и перспективах развития интегрированной информационной системы (ИИС) ЕАЭС». Уже к тому времени уровень подготовки такой системы, с ее одновременной апробацией, превысил 70%, а к концу прошлого года почти достиг 90%. Означенная система предусматривает максимальное ускорение информобмена между ведомствами, компаниями, предприятиями стран Союза. Что, в свою очередь, способствует более активным межотраслевым взаимосвязям, более высоким темпам согласования дву- и многосторонних торговых контрактов, социально-экономических программ и проектов.
По имеющей информации, не менее трети общего количества таких контрактов и программ/проектов в 2024-м было согласовано/подписано как раз благодаря союзной ИИС.
Межправсовет поддержал дальнейшее технологические и географическое развитие системы агроэкспрессов, весомо повышающих уровень самообеспеченности Союза агросырьем и готовым продовольствием. Объем перевозок агроэкспрессами в 2023 году возрос на 6%, по предварительным данным 2024-го рост превысил 11% в сравнении с 2023 г. К настоящему времени этой системой охвачены РФ и пять стран ближнего зарубежья, а также Иран и Китай. Благодаря совместным мерам по развитию технооснащения этой системы, уровень замещения западного технологического импорта в данной сфере достиг, по имеющимся оценкам, не менее 70% к концу текущего года.
География агроэкспрессов
Алматинский форум Межправсовета одобрил инициативу стран-участниц ЕАЭС расширить перечень приоритетных инфраструктурных проектов в сфере транспорта. Поясним: новые проекты Казахстана предусматривают модернизацию существующих трансграничных с РФ ж/д направлений Орск - Макат - Бейнеу - Болашак, Челябинск - Тобол - Никельтау, а также Илецк - Актобе и Аксарайская - Макат - Бейнеу – Мангыстау (РФ - Казахстан), относящихся к восточному, всё более конкурентоспособному сектору МТК «Север - Юг».
Новый проект Киргизстана - это строительство железной дороги Балыкчы - Кочкор - Кара-Кече - Макмал - Джалал-Абад, предусматривающий новую стыковку железных дорог Киргизстана и Узбекистана. Такие проекты обусловлены, во-первых, растущим спросом в международных грузоперевозках на трансконтинентальные маршруты, обходящие транссуэцкий и межокеанские проливы Юго-Восточной Азии ввиду сложной военно-политической ситуации в этих бассейнах. Во-вторых, более активными внешнеэкономическими связями ЕАЭС, прежде всего РФ с восточно- и южноазиатскими странами в рамках стратегии разворота на Восток.
Столь же значимыми стали итоги заседания Межправсовета Союза в октябре с.г. в Ереване. Здесь утверждены «Правила информационного обмена на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС». По данным ЕЭК, правила «регламентируют информационное взаимодействие субъектов рынка, уполномоченных органов государств-членов Союза в сфере энергетики и ЕЭК и определяют состав информации, подлежащей раскрытию в рамках функционирования рынка». Введение документа в действие (с ноября 2024 г.) позволяет в первую очередь предотвращать перебои в электроснабжении из-за несвоевременного обмена информацией, как и из-за неполной информации о конкретной ситуации в трансграничных или внутригосударственных электросетях.
Утверждена дорожная карта по реализации «Основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики государств- членов ЕАЭС на 2024-2026 годы». Документ предусматривает, в том числе, доработку схемы единого ценообразования на международные транзитные перевозки; совместные меры (инвестиционные и технологические) по устранению «узких мест» на трансграничных транспортных переходах; более активное внедрение электронного документооборота в этой сфере; корректировку нормативно-законодательной базы трансграничного транзита.
Также утверждена «Концепция формирования общего биржевого рынка (БР) товаров». По данным ЕЭК, означенный рынок обозначит доступ «к товарам, цены на которые будут формироваться на конкурентной основе». Причем заявлено о приоритете расчетов БР в нацвалютах. Но энергоресурсы и готовые энерго-топливные продукты будут представлены в биржевых операциях в ограниченном объеме, поскольку этот объем подлежит «согласованию в рамках работы по формированию общих рынков энергетических ресурсов». То есть очевидна нацеленность в этом биржевом сегменте на предотвращение сугубо рыночного удорожания/удешевления данных продуктов.
Ереванский форум Межправсовета также утвердил «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС до 2030 года»: основное содержание документа - дальнейшее развитие технологического импортозамещения практически во всех промышленных отраслях. Прежде всего в тех, которые обеспечивают оборудование и комплектующими остальные отрасли.
Одобрены балансы спроса-предложения по продукции АПК, а также льноволокну, кожевенному сырью, хлопко-волокну и шерсти на 2024-2025 годы: последнее ускорит импортозамещение по сырью для легпрома ЕАЭС.
На том же заседании подписан «План совместных мероприятий ЕЭК и правительства Республики Узбекистан на 2024-2026 годы» (страна-наблюдатель в ЕАЭС). Он предусматривает совместные меры по стимулированию взаимных инвестиций, межотраслевой кооперации, увеличению объема и расширению товарного ассортимента обоюдной торговли, развитию взаиморасчетов в нацвалютах. В плане заявлено также о мерах по сближению нормативно-законодательной базы обеих сторон в сферах таможенного регулирования, ценообразования на взаимно поставляемые товары и услуги.
Экономические тенденции в Союзе иллюстрирует и тот факт, что, как отметил на днях министр экономического развития РФ Максим Решетников, «одним из главных итогов 2024 г. является рекордный рост торговли между странами ЕАЭС. За 9 месяцев 2024 года взаимная торговля выросла на 12,3% в сравнении с прошлым годом, составив 6,5 трлн рублей. А за 10 месяцев союзная экономика в целом выросла на 4,2%».
В конце декабря минувшего года утверждены основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2025-й. Среди приоритетов - продолжение диалога по экономическим вопросам с ближайшими соседями, ускоренное развитие сотрудничества со странами - наблюдателями при Союзе (Узбекистан, Куба, Иран), международное позиционирование Союза как полюса международного экономического притяжения. Последнее предписано усиливать, в том числе за счет повышения конкурентоспособности трансконтинентальных коридоров в ареале Союза.
Отметим в этой связи, что, во-первых, в конце 2024-го статус наблюдателя в ЕАЭС получил Иран. Во-вторых, реализуется поэтапный переход Республики Южная Осетия на стандарты и правила ЕАЭС. А в-третьих, индустриальные «драконы» Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Мьянма, ОАЭ, Египет, а также Тунис, Никарагуа, Монголия, страны Центральноафриканского экономического сообщества (11 стран) в 2024-м официально обозначили свою заинтересованность в тесном экономическом партнерстве с РФ/ЕАЭС с прицелом на зоны свободной торговли.
Трансформируя тем самым Евразийский союз во всё более значимый фактор общемировой экономики и, соответственно, торговли.